- Устав, положение, регламент как основные организационно-правовые документы предприятия
- Устав предприятия, учреждения, организации
- Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе
- Регламент как правовой акт
- Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций
- Характерные признаки процессуальных истцов в гражданском процессе:
- Процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций
- Первая форма участия — возбуждение гражданского дела
- Вторая форма участия — вступление в дело для дачи заключения
Устав, положение, регламент как основные организационно-правовые документы предприятия
Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией. К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.
Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.
Устав предприятия, учреждения, организации
В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».
Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.
Под уставом, как организационным документом, понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.[2]
Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.
В уставе должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:
- устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
- устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
- устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
- устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.
Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе
Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.
Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.
Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.[3]
Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.
Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.
Нормативно установленных требований положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:
- общие положения;
- основные задачи;
- функции
- права и обязанности
- ответственность
- взаимоотношения.[3]
Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.
Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.
Регламент как правовой акт
Регламент — правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа. [3]
Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет:
- статус этого органа;
- порядок планирования работы;
- порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
- внесение материалов на рассмотрение;
- порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
- ведение протокола заседания;
- оформление решений;
- порядок доведения решений до исполнителей
- материально-техническое обеспечение заседаний.[3]
В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.
Обязательные реквизиты регламента: наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.
Список использованных источников
Источник: http://www.ekonomika-st.ru/drugie/delopr/delopr-7.html
Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций
Согласно ст.
46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением
-
- в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо
- в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Согласно ст.
4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Государственные органы относятся к той группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности.
Основаниями и целями участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций являются:
- положение стороны или третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, когда они сами являются непосредственными носителями прав и обязанностей, выступают в процессе от своего имени; имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела (цель — защита собственных интересов);
- заинтересованность в законном и обоснованном разрешении спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые возложены на них законом и актами, определяющими компетенцию данного государственного органа (организации) (цель — защита интересов и прав других лиц, являющихся субъектами спорного материального правоотношения).
Основанием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту, которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.
Обязательными условиями возбуждения дела государственным органом в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц являются следующие:
- указание закона,
- наличие просьбы заинтересованного лица (субъекта спорного материального правоотношения), в защиту прав которого предъявляется иск истцом в процессуальном смысле (который занимает положение процессуального истца).
В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.
Характерные признаки процессуальных истцов в гражданском процессе:
- отсутствие материально-правового интереса;
- освобождены от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов по делу;
- к ним не может быть предъявлен встречный иск;
- наряду с процессуальным истцом к делу привлекается истец, чьи материальные права должен защитить суд.
Процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов, органов МСУ и общественных организаций
Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления:
- обращение в суд с иском в защиту и прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц (иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица);
- вступление в процесс (по своей инициативе или по инициативе суда или участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей).
Основная цель участия (в обоих формах):
- защита прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.
Первая форма участия — возбуждение гражданского дела
Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).
Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением
- права на заключение мирового соглашения и
- обязанности по уплате судебных расходов.
Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов.
Однако в ряде случаев закон содержит такое указание.
Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде, и регулируемых нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.
Ряд норм ГПК РФ предусматривает возможность возбуждения некоторых дел особого производства государственными органами, другими лицами. Например, согласно ст.
281 ГПК РФ дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опек и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.
Вторая форма участия — вступление в дело для дачи заключения
Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наиболее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе о том, как следует разрешить спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое находится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу.
Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение.
Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании.
После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномоченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения.
Представители государственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики.
Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью.
Заключение государственного органа имеет важное значение для участия в гражданском процессе государственных органов, правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда несогласий с выводами, содержащимися в заключении.
Заключение государственного органа, органа местного самоуправления следует отличать от заключения эксперта.
Эксперт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие зависит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/uchastie-v-grazhdanskom-protsesse-gosudarstvennich-organov-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-obschestvennich-organizatsiy