Сопротивление изоляции двигателя норма

Содержание
  1. Электрическое сопротивление изоляции электрооборудования
  2. Измерительные приборы для проведения замеров
  3. Общий порядок проведения измерений
  4. Измерение эл.сопротивления изоляции электродвигателя
  5. Испытания электродвигателей переменного тока: перечень работ, периодичность
  6. Измерение сопротивления изоляции электродвигателей
  7. Измерение коэффициента абсорбции
  8. Испытание повышенным напряжением
  9. Измерение сопротивления постоянному току
  10. Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность
  11. Испытание изоляции обмоток
  12. Проверка обмоток на обрыв и междувитковое замыкание
  13. Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором
  14. Проверка конденсаторных двигателей
  15. Сопротивление рабочей обмотки всегда меньше, чем у пусковой
  16. Проверка коллекторных двигателей
  17. Проверка моторов с фазным ротором
  18. Изоляция электродвигателя
  19. Измерение сопротивление изоляции электродвигателя
  20. Испытание изоляции мегомметром
  21. Проверка межвитковой изоляции обмоток
  22. Испытание изоляции повышенным напряжением переменного тока
  23. Нормы сопротивления изоляции электрических машин
  24. Допустимое сопротивление при испытании изоляции асинхронных электромашин
  25. Изоляция двигателей постоянного тока
  26. Причины низкого сопротивления
  27. Перегрев электромашины
  28. Сушка электродвигателя
  29. Сопротивление изоляции электродвигателя норма — Пожарная безопасность
  30. Почему необходима проверка изоляции?
  31. Общие сведения о проверке
  32. Измерение изоляции по отношению к разным деталям
  33. Обмотка с водяным охлаждением
  34. Сопротивление ротора и статора
  35. Подготовка прибора для измерения
  36. Проверка изоляции электродвигателя
  37. Уровни, получение которых предполагает измерение сопротивления изоляции электродвигателей
  38. Опасность, о которой сигнализируют результаты измерения сопротивления изоляции электродвигателей
  39. Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции для обмоток статора электродвигателей
  40. Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (табл. 5.2, пп. 3 и 4)
  41. Испытательные напряжения промышленной частоты для обмоток электродвигателя переменного тока

Электрическое сопротивление изоляции электрооборудования

Сопротивление изоляции двигателя норма

Изоляционные свойства отдельных составляющих действующего электрооборудования (к числу которых можно отнести обмотки электродвигателей, кабельные оболочки и т.п.) являются, как известно, важнейшим показателем их работоспособности.

При этом периодическая проверка состояния изоляции в качестве обязательной процедуры присутствует в составе большинства известных видов электрических испытаний. В самом общем случае такой проверке подвергаются следующие классы электрооборудования:

  •  кабельные линии осветительных сетей;
  •  все типы силовых кабелей (при любом способе их прокладки);
  •  обмотки силовых трансформаторов;
  •  обмотки электродвигателей, электрических машин и т. п.

Измерительные приборы для проведения замеров

Измерение сопротивления изоляции электрооборудования производится обычно с помощью специальных электроизмерительных приборов – мегомметров. В наши дни к наиболее распространённым типам мегомметров можно отнести следующие модели: М-4100, ЭСО202/2Г, MIC-2500, MIC-1000.

Выбор того или иного типа измерительного устройства зависит от рабочих характеристик проверяемого объекта и определяется обычно исходя из условия соответствия предела измерений прибора значению действующего в исследуемой цепи напряжения.

При выборе мегомметра по рабочему пределу измерений следует помнить о том, что точность этих измерений выше у того прибора, показания которого считываются с середины шкалы.

В электроустановках с действующим напряжением выше 1 кВ рекомендуется использовать мегомметры, рассчитанные на номинальное напряжение 2500 Вольт (с верхним пределом измеряемого сопротивления порядка 10000—20000 Мом).

При проведении испытаний в цепях с рабочим напряжением менее 1000 Вольт (обмотки двигателей, роторов или вторичные цепи) используются приборы для измерения сопротивления изоляции, рассчитанные на напряжение 1000, 500 и 100 Вольт.

Общий порядок проведения измерений

Все измерительные приборы этого класса комплектуются гибкими проводами длиной до 2 метров со специальными «оконцевателями» с одной стороны и с зажимами типа «крокодил» (с изолированными ручками) – с другой. Собственное сопротивление изоляции этих проводов должно быть достаточно большим (не менее 100 МОм). Непосредственно перед началом измерений с использованием мегомметров типа М-4100 и ЭСО202/2Г необходимо:

  1.  Произвести контрольную проверку прибора, заключающуюся в снятии его показаний в следующих режимах:
    • при разомкнутых измерительных проводах; при этом стрелка должна расположиться поблизости от отметки «бесконечность»;
    • при замкнутых проводах; при этом стрелка прибора должна находиться около отметки «0».
  2. Убедиться, что на проверяемом кабеле отсутствует напряжение (проверка производится по стандартной методике с использованием испытанного ранее указателя напряжения).
  3. Произвести заземление рабочих жил испытываемого кабеля, что необходимо для удаления с них остаточного заряда (заземление допускается снимать только после подключения мегомметра).

Снятие показаний при измерениях следует производить при установившемся положении стрелки на шкале прибора. Для этого вам нужно вращать ручку генератора мегомметра со скоростью примерно 120 оборотов в минуту.

При проведении измерений в сырую погоду заметное влияние на точность показаний прибора оказывают так называемые токи утечки, распространяющиеся по поверхности изоляции.

Вот почему в этих случаях подключать измерительный прибор к обследуемому объекту необходимо с применением специального зажима «Э», обеспечивающего своеобразное экранирование утечки.

При такой схеме включения оборудования токи утечки с поверхности изоляции будут отводиться непосредственно в землю (минуя обмотку измерителя).

Отметим ещё одну особенность организации подобных измерений.

Дело в том, что сопротивление изоляции большинства электрических цепей сильно зависит от температуры окружающей среды и измеряется обычно при температуре не ниже + 5°С.

(за исключением специально оговоренных случаев). При температурах ниже указанного значения результаты измерения могут не отражать истинной картины её состояния.

Требованиями ПУЭ предусматриваются определённые правила обращения с измерительным оборудованием этого класса во время поведения испытаний и по их окончании. Правила эти следующие:

  1. При наложении и снятии заземления необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками.
  2. При работе с мегомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, не допускается.
  3. По окончании измерительных процедур с испытываемого объекта необходимо снять накопившийся заряд путём кратковременного его присоединения к заземляющему проводнику.

Измерение эл.сопротивления изоляции электродвигателя

Замер сопротивления изоляционного материала электродвигателей постоянного тока производится в следующих рабочих зонах:

  •  между катушками возбуждения и якорем;
  •  между якорем, щётками, катушками возбуждения и корпусом.

Измерения должны проводиться на полностью отключённом от сети электродвигателе, а ещё до их начала между щётками и коллектором необходимо поместить специальную изолирующую прокладку.

В асинхронных электродвигателях с короткозамкнутым ротором проверяют сопротивление изоляции всех обмоток статора по отношению к корпусу и между собой. Это справедливо для случая, когда на клеммную колодку выведены все шесть концов статорных обмоток.

В том случае, когда на колодку выведены три её конца – измерение следует производить только относительно корпуса.

У электродвигателей с фазным ротором проверяется сопротивление между статором и ротором, а также изоляция графитовых щёток относительно корпуса двигателя.

По результатам аналогичных испытаний устанавливается класс изоляции электродвигателя, свидетельствующий о его устойчивости к нагреву.

Минимально допустимые сопротивления изоляции элементов электрооборудования с рабочим напряжением до 1кВ приведены в таблице (Приложении №1). Приложение №1

Источник: http://proelectrika.com/elektricheskoe-soprotivlenie-izolyacii-elektrodvigatelya-html/

Испытания электродвигателей переменного тока: перечень работ, периодичность

Сопротивление изоляции двигателя норма

Помимо проверки состояния механических элементов и смазки, при капитальных и текущих ремонтах электромоторов переменного тока производятся их электрические испытания, измеряются электрические характеристики.

Объем этих испытаний, условия их проведения, а также нормируемые предельные значения измеренных величин зависят от:

  • номинального напряжения;
  • мощности;
  • конструктивного исполнения и типа двигателей.

Рассмотрим по порядку, какие испытания проводятся, и ознакомимся с критериями исправности электродвигателей.

Измерение сопротивления изоляции электродвигателей

Такие измерения производятся не только при ремонте.

Например, если в процессе эксплуатации требуется провести диагностику электродвигателя и питающего кабеля в случае отключения от защит.

Также требуется измерять этот параметр перед пуском аппарата после его длительного простоя, особенно в неблагоприятных рабочих условиях.

Для измерения используется мегаомметр, напряжение которого зависит от номинального для испытуемого электродвигателя. Для аппаратов до 500 В используется мегаомметр на 500 В.

Для номинала 500 — 1000 В — соответственно на 1000 В.

Для высоковольтных электродвигателей используется мегаомметр, вырабатывающий напряжение 2500 В.

Для статоров низковольтных двигателей норма составляет 1 МОм, при этом температура испытуемого объекта находится в пределах 10-30˚С. При температуре 60˚С допустимая величина снижается до 0,5 МОм.

Аппараты напряжением выше 1000 В разделяются на две категории. Для мощностей обмотки статора 1 — 5 МВт предельные значения указаны в таблице.

Для более мощных, свыше 5 МВт, моторов, подход к процессу более ответственный. Измерения производятся в строгом соответствии с инструкциями изготовителя.

У асинхронных машин с фазным ротором, в том числе синхронных, имеющих обмотку возбуждения, тестируется и изоляция обмотки ротора. Но только у высоковольтных движков, имеющих мощность свыше 1 МВт. Используется мегаомметр на 1000 В. Предельное значение — 0,2 МОм.

Мощные электродвигатели для предотвращения появления паразитных токов в валах, замыкающихся на установочной раме, имеют изоляцию опор с подшипниками.

Также подшипники изолируются от маслопроводов, осуществляющих их смазку при работе. Состояние этого вида изоляции проверяется мегаомметром на 1000 В.

Этот параметр контролируется после капитальных ремонтов, связанных с выемкой ротора. Сопротивление должно иметь значение, отличное от нуля, и не снизиться резко относительно ранее полученных результатов. Более точного значения правилами не предусмотрено.

Измерение коэффициента абсорбции

Параметр характеризует степень увлажненности изоляции электродвигателей. Он измеряется только у высоковольтных аппаратов.

Для этого на обмотку статора подключают испытательное напряжение от мегаомметра, держат его в течение минуты, засекая значения через 15 и 60 секунд.

Разделив шестидесятисекундное значение на пятнадцатисекундное, получают искомую величину.

Нормативы зависят от материала изоляции двигателя. Если она термореактивная, то коэффициент не должен быть ниже 1,3. Для микалентной компаундированной – ниже 1,2.

Малый коэффициент абсорбции, особенно – близкий к единице, указывает на влажную изоляцию. Обмотку требуется просушить.

Испытание повышенным напряжением

Испытание проводится после окончания капитального ремонта двигателя, а для аппаратов до 1000 В может не проводиться вовсе. Решение принимает технический руководитель, что закрепляется соответствующим приказом.

Испытание заключается в подаче повышенного напряжения промышленной частоты от постороннего источника. Для этого применяются переносные или передвижные испытательные установки.

Одно из важных требований – они должны быть рассчитаны на повышенные токи утечки. Поэтому не все из них, пригодные к испытаниям изоляции распределительных устройств, годятся для электродвигателей.

Испытательные напряжения указаны в таблице.

Напряжение выше номинального для изоляции является стрессом. Подъем его производится медленно и без рывков.

Критерием исправности служит отсутствие разрядов внутри двигателя, наличие которых контролируется по показаниям миллиамперметра, включенного последовательно с испытуемым объектом.

Сами же показания прибора не нормируются. Также не должно произойти срабатывания защиты установки.

При испытаниях схема соединения обмоток не разбирается, они испытываются относительно корпуса совместно.

Но при пробое для поиска поврежденного участка придется не только разобрать схему звезды или треугольника, но и рассоединить все секции обмотки в поврежденной фазе. Неисправная секция меняется на новую.

Измерение сопротивления постоянному току

 Измерение проводят:

  • для статоров напряжением выше 3 кВ;
  • для роторов таких же аппаратов.

Для обмоток статоров значения, полученные для каждой фазы, не должны отличаться более, чем на ±2%. Во всех описанных случаях величины сопротивлений не должны различаться от измеренных ранее более, чем на ту же величину.

Для измерений используются микроомметры, рассчитанные на точное измерение малых величин сопротивления. Для исключения влияния сопротивления соединительных проводов и контактов в месте подключения используется мостовая (четырехпроводная) схема подключения прибора.

Для сравнения с предыдущими значениями, полученные данные нужно привести к той же температуре обмоток. Для чего ее, собственно, потребуется измерить. Формулы для приведения зависят от материала проводников обмоток.

Для меди формула выглядит так:

R2 = R1 (235 + t2)/(235 + t1).

Сопротивление R1 – измеренное при температуре t1. Сопротивление R2 – значение, приведенное к температуре t2.

Для алюминия меняется только числовой коэффициент:

R2 = R1 (245 + t2)/(245 + t1).

На основании измерений делается заключение о наличии витковых замыканий в проверяемой обмотке. При выявлении его наличия потребуется определить место замыкания и заменить поврежденный участок.

Источник: https://pue8.ru/elektricheskie-seti/939-ispytaniya-elektrodvigatelej-peremennogo-toka-perechen-rabot-periodichnost.html

Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность

Сопротивление изоляции двигателя норма

При помощи мультиметра и нескольких приспособлений, не особо разбираясь в принципе работы электродвигателей, можно проверить:

  • Асинхронный трёхфазный двигатель с короткозамкнутым ротором – наиболее лёгкий для проверки, из-за его простого внутреннего устройства, благодаря которому, данный тип электродвигателя имеет наибольшую популярность;
  • Асинхронный однофазный (двухфазный, конденсаторный) электродвигатель с короткозамкнутым ротором – часто используется в различной бытовой технике, подключаемой в сеть 220 В. (стиральные машины, пылесосы, вентиляторы).
  • Коллекторный двигатель постоянного тока – массово применяется в автомобилях в качестве привода для стеклоочистителей (дворников), стеклоподъёмников, насосов, вентиляторов;
  • Коллекторный двигатель переменного тока – используется в ручных электрических инструментах (дрели, перфораторы, болгарки и т.д.)
  • Асинхронный двигатель с фазным ротором – в сравнении с электродвигателем с короткозамкнутым ротором, обладает мощным стартовым моментом, поэтому используется в в качестве привода силового оборудования — подъёмников, лифтов, кранов, станков.

Испытание изоляции обмоток

Независимо от конструкции, электродвигатель нужно проверить при помощи мегомметра на пробой изоляции между обмотками и корпусом. Проверки при помощи одного только мультиметра может быть недостаточно для выявления повреждения изоляции, поэтому используют высокое напряжение.

мегомметр для измерения сопротивления изоляции

В паспорте электродвигателя должно указываться напряжение для испытания изоляции обмоток на электрическую прочность.

Для двигателей, подключаемых к сети 220 или 380 В, при их проверке используются 500 или 1000 Вольт, но за неимением источника, можно воспользоваться сетевым напряжением.

паспорт асинхронного двигателя

Изоляция обмоточных проводов низковольтных двигателей не рассчитана выдерживать такие перенапряжения, поэтому при проверке нужно свериться с паспортными данными. Иногда у некоторых электродвигателей вывод обмоток, соединённых звездой, может быть подключён на корпус, поэтому следует внимательно изучать подключение отводов, делая проверку.

Проверка обмоток на обрыв и междувитковое замыкание

Чтобы прозвонить обмотки на обрыв нужно переключить мультиметр в режим омметра. Выявить междувитковое замыкание можно сравнив сопротивление обмотки с паспортными данными или с измерениями симметричных обмоток проверяемого двигателя.

Нужно помнить, что у мощных электродвигателей поперечное сечение проводов обмоток достаточно большое, поэтому их сопротивление будет близким к нулю, а такую точность измерений в десятые доли Ома обычные тестеры не обеспечивают.

Поэтому нужно собрать измерительное приспособление из аккумулятора и реостата, (приблизительно 20 Ом) выставив ток 0,5-1А. Измеряют падение напряжения на резисторе, подключенном последовательно в цепь аккумулятора и измеряемой обмотки.

Для сверки с паспортными данными, можно рассчитать сопротивление по формуле, но, можно этого и не делать – если требуется идентичность обмоток, то достаточно будет совпадения падения напряжения по всем измеряемым выводам.

Измерения можно производить любым мультиметром

Цифровой мультиметр Mastech MY61 58954

Ниже приведены алгоритмы проверки электродвигателей, у которых необходимым условием работоспособности является симметричность обмоток.

Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором

У подобных двигателей можно прозвонить только статорные обмотки, электромагнитное поле которых в замкнутых накоротко стержнях ротора наводит токи, создающие магнитное поле, взаимодействующее с полем статора.

Неисправности в роторах данных электродвигателей случаются крайне редко, и для их выявления, необходимо специальное оборудование.

ротор двигателя

Чтобы проверить трёхфазный мотор, нужно снять крышку клеммника – там находятся клеммы подключения обмоток, которые могут быть соединены по типу «звезда»

или «треугольник».

Прозвонку можно сделать, даже не снимая перемычки –

достаточно измерить сопротивление между фазными клеммами – все три показания омметра должны совпадать.

При несовпадении показаний необходимо будет разъединить обмотки и проверить их по отдельности. Если расчётное сопротивление у одной из обмоток меньше, чем у остальных – это указывает на наличие междувиткового замыкания, и электродвигатель нужно отдавать на перемотку.

Проверка конденсаторных двигателей

Чтобы проверить однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, по аналогии с трёхфазным мотором, необходимо прозвонить только статорные обмотки.

Но у однофазных (двухфазных) электродвигателей имеются только две обмотки – рабочая и пусковая.

Сопротивление рабочей обмотки всегда меньше, чем у пусковой

Таким образом, измеряя сопротивление, можно идентифицировать выводы, если табличка со схемой и обозначениями затёрлась или затерялась.

Часто у таких двигателей рабочая и пусковая обмотки соединены внутри корпуса, и от точки соединения сделан общий вывод.

Принадлежность выводов идентифицируют следующим образом – сумма сопротивлений, измеренных от общего отвода должна соответствовать суммарному сопротивлению обмоток.

Проверка коллекторных двигателей

Поскольку коллекторные электродвигатели переменного и постоянного тока имеют схожую конструкцию, то алгоритм прозвонки будет одинаков.

Сначала проверить обмотку статора (в двигателях постоянного тока её может заменять магнит). Потом проверяют роторные обмотки, сопротивление которых должно быть одинаково, коснувшись щупами щёток коллектора, или противоположных контактных выводов.

Удобней проверять обмотки ротора на выводах щёток, прокручивая вал, добиваясь, чтобы щётки контактировали только с одной парой контактов – таким способом можно выявить подгорание у некоторых контактных площадок.

Проверка моторов с фазным ротором

Асинхронный двигатель с фазным ротором отличается от обычного трёхфазного электродвигателя тем, что в роторе также имеются фазные обмотки,

соединённые по типу «звезда»,

которые подключаются при помощи контактных колец на вале.

Чтобы проверить роторные обмотки, нужно найти выводы от данных колец, и удостовериться в совпадении измеренных сопротивлений.

Часто такие двигатели оснащаются механической системой отключения роторных обмоток при наборе оборотов, поэтому отсутствие контакта может быть из-за поломки в данном механизме.

Статорные обмотки проверяются как у обычного трёхфазного двигателя.

Фотографии позаимствованы с сайта http://zametkielectrika.ru

Источник: http://infoelectrik.ru/elektrodvigateli/kak-prozvonit-dvigatel.html

Изоляция электродвигателя

Сопротивление изоляции двигателя норма

При испытаниях электродвигателя после ремонта или хранения на складе одним из важных параметров является сопротивление изоляции.

Измерение сопротивление изоляции электродвигателя

Проверку изоляции производят разными способами.

Испытание изоляции мегомметром

Измерение сопротивления производится механическим или электронным мегомметром.

Важно! Проверка изоляции двигателей до 380В выполняется прибором напряжением 500 вольт, а от 0,4 до 1 кВ аппаратом 1000В.

Перед проверкой сопротивления изоляции производится осмотр электромашины на отсутствие повреждений корпуса. Мокрый электродвигатель перед испытанием необходимо просушить. Все обмотки желательно отключить друг от друга для проверки изоляции между ними.

Порядок измерения сопротивления изоляции:

  1. подключить вывода или установить переключатель в положение «мегаомы»;
  2. проверить мегомметр замыканием концов между собой и проведением кратковременного измерения;
  3. результат должен быть около «0»;
  4. присоединить один из проводов к испытуемой катушке, а другой к очищенному от краски месту корпуса или другой обмотке;
  5. в течении 15-60 секунд вращать ручку прибора с частотой 120 оборотов в минуту;
  6. не прекращая вращения рукоятки проверить показания прибора.

Обмотка и корпус или две обмотки с изоляцией между ними представляют собой конденсатор. При измерении этот конденсатор заряжается до напряжения мегомметра — 500 или 1000 вольт. Поэтому клеммы электромашины и вывода прибора после проверки необходимо закоротить между собой.

Проверка межвитковой изоляции обмоток

Этот вид испытаний проводится для проверки изоляции между витками катушек асинхронных электромашин.

Для этого после разгона двигатель с короткозамкнутым ротором, вращающийся на холостом ходу, подключается на повышенное напряжение.

Это напряжение на 30% выше номинального, а время работы в таких условиях — 3 минуты. Включение машины производится через амперметры, установленные на каждой фазе.

После испытаний напряжение уменьшается до номинального и аппарат выключается.

Важно! Повышение и понижение напряжения производится плавно, при помощи регулируемого автотрансформатора или электронного блока питания.

При появлении шума, стуков, дыма или «плавающих» показаний амперметров, электродвигатель отключается и отправляется на ремонт.

Испытания электромашины с фазным ротором проводятся в заторможенном состоянии при отключенном роторе.

Испытание изоляции повышенным напряжением переменного тока

Такая проверка проводится при помощи трансформатора, имеющего плавную регулировку напряжения со стороны вторичной обмотки.

В схеме испытательного прибора также предусматривается автоматический выключатель с величиной уставки максимальной защиты, достаточной для отключения установки в аварийных ситуациях.

Вторичная обмотка подключается к обмоткам электромашины и корпусу.

Продолжительность испытаний составляет 1 минута при проверке изоляции между обмотками и корпусом и 5 минут при испытании изоляции между обмотками. Для проведения межобмоточной проверки напряжение подаётся на одну из обмоток, а остальные присоединяются к корпусу.

Напряжение поднимается и опускается плавно, в течение 10 секунд со значения 50%Uном до 200%Uном.

Нормы сопротивления изоляции электрических машин

В ПУЭ (правилах устройства электроустановок) регламентируется сопротивление изоляции электродвигателей в зависимости от конструкции и мощности аппарата.

Допустимое сопротивление при испытании изоляции асинхронных электромашин

При измерении изоляции асинхронных двигателей соединение обмоток статора «звезда» или «треугольник» необходимо разобрать и проверить каждую из катушек относительно корпуса и между собой. Испытания проводятся при температуре машины 10-30°С.

Сопротивление изоляции должно быть:

  • в статоре не менее 0,5мОм;
  • в фазном роторе не менее 0,2мОм;
  • минимальное сопротивление изоляции термодатчиков не нормируется.

Для того чтобы не использовать справочник, обычно допустимое сопротивление считается 1мОм. Меньшие значения говорят о незначительных нарушениях, которые со временем приведут к выходу электромашины из строя.

Важно! Для того чтобы избежать такой ситуации аппарат целесообразно отправить на специализированное предприятие для проведения среднего ремонта.

Изоляция двигателей постоянного тока

Для проверки изоляции в машинах постоянного тока необходимо вынуть щётки из щёткодержателей или подложить под них изоляционный материал.

Измерение проводится между разными частями схемы электромашины:

  • обмотками возбуждения и коллектором якоря;
  • щёткодержателем и корпусом аппарата;
  • коллектором якоря и корпусом;
  • обмотками возбуждения и корпусом электромашины.

Важно! Если есть возможность, то катушки обмотки возбуждения отключаются друг от друга и проверяются по отдельности.

Минимально допустимое сопротивление изоляции зависит от температуры и номинального напряжения электромашины. При 20°С она составляет:

  • 220В — 1,85мОм;
  • 440В — 3,7мОм;
  • 660В — 5,45мОм.

Кроме обмоток и якоря измеряется сопротивление бандажей обмоток возбуждения и якоря. Оно проверяется между самим бандажом и корпусом, а также закрепляемой им обмоткой. Оно не должно быть менее 0,5мОм.

Причины низкого сопротивления

Есть несколько причин низкого сопротивления изоляции.

Перегрев электромашины

Эта ситуация возникает из-за перегрузки электромашины или обрыва одной из фаз в трёхфазных электродвигателях. Устранить эту проблему в условиях мастерской невозможно и аппарат приходится отправлять для замены обмоток в специализированное предприятие.

Предотвратить такую неисправность помогают устройства защиты:

  • тепловое реле отключает электромашину при перегрузке;
  • реле напряжения отключает установку при отсутствии одной из фаз или пониженном напряжении сети.

Важно! Для лучшей защиты внутри электродвигателей встраиваются датчики температуры. В новых машинах они устанавливаются при изготовлении, а в старых такие приборы можно поставить при плановом или капитальном ремонте.

Сушка электродвигателя

Если пониженное сопротивление вызвано попаданием на двигатель влаги или хранением в сыром помещении, то электромашину можно высушить. Для этого её необходимо разобрать — снять крышки подшипниковых щитов и вынуть ротор. Это делается для свободного выхода влаги.

Совет! Можно снять только один щит, а ротор вынуть вместе со вторым.

После разборки осуществляется сушка одним из способов:

  • Подачей на обмотки пониженного напряжения. Ток при этом не должен превышать номинальный.
  • Вставить в статор нагреватель. Чаще всего для этого используется лампа накаливания 60-100Вт.

Через сутки проводится повторное измерение изоляции. Если сопротивление растёт, то сушка продолжается до полного высыхания, если нет, то двигатель отправляется на средний ремонт в специализированное предприятие. Этот вид ремонта включает в себя пропитку обмоток лаком и повторную сушку.

Проверка изоляции является необходимой частью испытаний электродвигателя. Виды проверок в отдельных случаях определяются ПУЭ и другими нормативными документами.

Источник: https://www.ttaars.ru/about/stati/izolyatsiya-elektrodvigatelya/

Сопротивление изоляции электродвигателя норма — Пожарная безопасность

Сопротивление изоляции двигателя норма

Сопротивление изоляции электродвигателя — это один из очень важных параметров.

Он является достаточно важным для нормальной эксплуатации электрического устройства, а потому с определенной периодичностью его необходимо измерять.

Основная цель измерений — это проверить состояние изоляции и определить пригодность машины для проведения последующих испытаний или работы.

Почему необходима проверка изоляции?

Здесь важно понять, что те материалы, которые применяются в качестве изоляционной обмотки для электрического двигателя, по сути своей не являются чистыми диэлектриками. Все они в большей или меньше степени проводят электрический ток. Это во многом зависит от их физических и химических свойств.

https://www.youtube.com/watch?v=-HwPaDrZkPU

Помимо того, что на показатель сопротивления изоляции влияют эти факторы, здесь нужно учесть еще и то, что такая характеристика как влажность играет очень важную роль.

Кроме того, механические повреждения, а также возможные разнообразные загрязнения и пыль могут негативно сказываться на данной характеристике.

Из-за всех этих факторов такая операция как измерение сопротивления является неотъемлемой частью рабочего процесса электрического двигателя.

Общие сведения о проверке

Проверять сопротивление изоляции электродвигателя необходимо в то время, когда машина находится в практически холодном состоянии, то есть до начала ее работы. Есть еще несколько определенных условий, которые необходимо соблюдать, чтобы показания проверки были истинными.

Во-первых, сопротивление изоляции обмоток у электрического двигателя на номинальное напряжение обмотки до 500 В, измеряется с использованием мегаомметра на 500 В.

Если номинальное рабочее напряжение обмотки составляет более 500 В, то необходимо сменить устройство на более мощное, до 1 кВ.

Иногда, чтобы измерить сопротивление изоляции электродвигателя, то есть его обмоток, необходимо использовать достаточно мощное измерительное оборудование.

Чаще всего это относится к тем случаям, когда номинальное рабочее напряжение самого электрического оборудования составляет до 6 кВ.

В таком случае нужно использовать мегаомметр на 2,5 кВ, который дополнительно имеет моторный привод или же статическую схему выпрямления переменного напряжения.

Измерение изоляции по отношению к разным деталям

Когда речь идет об измерении сопротивления изоляции электродвигателя, то здесь нужно понимать, что оноопределяется по отношению к чему-либо. Если проводятся измерительные работы по отношению к корпусу машины или обмоткам, то их нужно осуществлять поочередно для каждой цепи.

Замер сопротивления изоляции электродвигателя, а точнее его обмоток с трехфазным током, которые обычно сопряжены в такие соединения, как звезда или треугольник, осуществляется сразу для всей обмотки по отношению к корпусу, а не поочередно, как это было описано до этого.

Обмотка с водяным охлаждением

Измерение сопротивления изоляции электродвигателя, который обладает обмоткой с непосредственным водяным охлаждением, должно проводится с использованием мегаомметра, имеющего встроенное экранирование.

Здесь нужно обратить внимание на то, что зажим, который соединен с экраном, должен быть присоединен к водосборному коллектору.

Сами же коллекторы не должны иметь никакой металлической связи с внешней системой питания обмоток дистиллятом.

После того, как все измерения в цепи будут окончены, необходимо разрядить ее.

Для этого применяется электрическое соединение с заземленным корпусом машины.

Если номинальное рабочее напряжение обмоток составляет 3 кВ и более, то время электрического соединения с корпусом должно быть следующим:

  • электрического оборудование, мощность которого составляет до 1000 кВт (кВ*А) — продолжительность не менее 15 секунд для полного сброса;
  • если нужно разрядить машину, чья мощность превышает 1000 кВт, то время должно быть увеличено до 1 минуты и более.

Для разрядки так же может использоваться все тот же мегаомметр. Если применить прибор с показателем мощности 2,5 кВ, то время на разрядку любого электродвигателя, вне зависимости от его мощности — не менее 3 минут.

Сопротивление ротора и статора

Допустимое сопротивление изоляции электродвигателя — это один из основных его показателей, которые свидетельствуют о состоянии изоляционной обмотки как ротора, так и статора электрического двигателя. Здесь стоит сказать о том, что проведение измерительных работ на обмотке статора всегда сопровождается определением такого показателя, как коэффициент абсорбции.

Проводить измерение сопротивления изоляции ротора можно лишь на синхронном оборудовании, а так же на электрических двигателях, имеющих фазный ротор. При этом напряжение должно составлять 3 кВ или более либо же мощность должна находиться выше 1 МВт.

Для такого оборудования сопротивление изоляции должно составлять не менее 0,2 МОм. Норма сопротивления изоляции электродвигателя будет увеличиваться с ростом его эксплуатационных характеристик.

Здесь же стоит сказать, что коэффициент абсорбции так же определяется только при наличии напряжения более 3 кВ или мощности более 1 МВт.

Подготовка прибора для измерения

Для того чтобы успешно провести все замеры, необходимо подготовить оборудование.

Для начала нужно зарядить батарею или же аккумулятор, если используется мегаомметр MIC-2500. После этого необходимо установить значение испытательного напряжения. Если для измерения, к примеру, используется стрелочный прибор ЭСО202, то он должен располагаться строго горизонтально.

Для этого же прибора перед началом работ нужно установить не только значение напряжения, но и требуемый предел измерений, установить шкалу. После этого нужно проверить работоспособность измерительного аппарата.

Источник: http://drakar112.ru/soprotivlenie-izolyatsii-elektrodvigatelya-norma/

Проверка изоляции электродвигателя

Сопротивление изоляции двигателя норма

Проверка изоляции электродвигателя

Существуют официально утвержденные нормативы уровня сопротивления, которые позволяют установить степень безопасности и надежности приборов. В частности, для агрегатов, работающих с использованием бытового напряжения, колеблющегося в пределах от 65 до 1000 Вольт, он составляет 0,5 Мегаом.

Однако специалисты, в сферу компетенции которых входит передвижная ЭТЛ, говорят, что данное значение является множителем, который должен умножаться на каждый полный киловольт напряжения.

Тем не менее при падении показателя ниже данного уровня эксплуатация установки до проведения соответствующего ремонта запрещается.

Для получения более подробных сведений проводится регулярная проверка изоляции электродвигателя, которая предполагает сравнение полученного значения с уровнями, представленными в таблице ниже.

Уровни, получение которых предполагает измерение сопротивления изоляции электродвигателей

О минимальном сопротивлении уже было сказано выше: оно получается путем умножения напряжения в киловольтах на показатель 0,5 Мегаом.

Соответственно, если мотор работает с напряжением 0,4 кВ, для него данное значение будет составлять 0,5*0,4 = 0,2 Мегаом.

Оно получается при холодных обмотках мотора, температура которых может колебаться от минус 15 до +25 градусов.

При работе с напряжением установки до 1 кВ используется испытательный ток с соответствующим показателем, равным 500 В. Подобная проверка изоляции электродвигателя позволяет получить сведения о том, когда эксплуатация устройства является невозможной.

Стоит также оценить и максимальное сопротивление.

Такая проверка сопротивления изоляции электродвигателя проводится с использованием аналогичного напряжения, однако обмотки должны быть горячими: их температура может колебаться от 80 до 120 градусов в зависимости от конкретной модели прибора и его характеристик. Если мотор новый, или прошел капитальный ремонт с чисткой обмоток, измерение сопротивления изоляции электродвигателей не должно давать значение меньше 10 Мегаом.

Опасность, о которой сигнализируют результаты измерения сопротивления изоляции электродвигателей

Если уровень измеряемого показателя упал ниже допустимого значения, стоит немедленно прекратить эксплуатацию прибора.

Двигатель сохранит свою работоспособность, однако при возникновении непредвиденной ситуации произойдет сильная утечка тока, представляющая собой опасность для здоровья человека и сохранности ценного имущества. Такая утечка может стать и причиной распространения пожара в помещении.

Поэтому, если измерение сопротивления изоляции электродвигателей подтверждает несоответствие защитного слоя существующим требованиям, устройство стоит остановить и полностью разрядить его перед демонтажом, повторный запуск даже на краткое время запрещается во избежание поражения человека блуждающими токами, сформированными очень мощным электромагнитным полем.

Ниже вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором для расчёта стоимости услуг электролаборатории.

21.11.2014

Источник: https://energy-systems.ru/main-articles/electrolaboratoriy/2124-proverka-izolyatsii-elektrodvigatelya

Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции для обмоток статора электродвигателей

Сопротивление изоляции двигателя норма

Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмоток

Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора

Значение сопротивления изоляции, МОм

Значение коэффициента абсорбции R60″/R15″

1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляция

Согласно условиям включения синхронных генераторов п. 3.2.

2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1 кВ, термореактивная изоляция

При температуре 10-30°C сопротивление изоляции не ниже десяти мегаом на киловольт номинального линейного напряжения

Не менее 1,3 при температуре 10-30°C

3. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1 кВ, мощность от 1 до 5 МВт включительно, а также двигатели меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением свыше 1 кВ

Не ниже значений, указанных в табл. 5.3

Не ниже 1,2

4. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение свыше 1 кВ, мощность менее 1 МВт, кроме указанных в п. 3

Не ниже значений, указанных в табл. 5.3.

5. Напряжение ниже 1 кВ, все виды изоляции

Не ниже 1,0 МОм при температуре 10-30°C

Таблица 5.3

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (табл. 5.2, пп. 3 и 4)

Температура обмотки, °C

Сопротивление изоляции R60″, МОм,

при номинальном напряжении обмотки, кВ

3-3,15

6-6,3

10-10,5

10

30

60

100

20

20

40

70

30

15

30

50

40

10

20

35

50

7

15

25

60

5

10

17

75

3

6

10

Таблица 5.4

Испытательные напряжения промышленной частоты для обмоток электродвигателя переменного тока

Испытуемый элемент

Вид испы-тания

Мощность электродвигателя, кВт

Номинальное напряжение электродвигателя, кВ

Испытательное напряжение, кВ

1. Обмотка статора***

П

Менее 1,0

Ниже 0,1

0,8 (2Uном+0,5)

От 1,0 и до 1000

Ниже 0,1

0,8 (2Uном+1)

Выше 0,1

0,8 (2Uном+1), но не менее 1,2

От 1000 и более

До 3,3 включительно

0,8 (2Uном+1)

От 1000 и более

Свыше 3,3 до 6,6 включительно

0,8·2,5Uном

От 1000 и более

Свыше 6,6

0,8 (Uном+3)

К

40 и более, а также

0,4 и ниже

1,0

электродвигатели

0,5

1,5

ответственных

0,66

1,7

механизмов*

2,0

4,0

3,0

5,0

6,0

10,0

10,0

16,0

Менее 40

0,66 и ниже

1,0

2. Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска, с обмоткой возбуждения,

П

8-кратное Uномсистемы возбуждения, но не менее 1,2 и не более 2,8

замкнутой на резистор или источник питания***

К

1,0

3. Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором***

П, К

1,5Uр**, но не менее 1,0

4. Резистор цепи гашения поля синхронных двигателей

П, К

2,0

5. Реостаты и пускорегулировочные резисторы

П, К

1,5Uр**, но не менее 1,0

* Испытание необходимопроизводить при капитальном ремонте(без смены обмоток) тотчас после остановаэлектродвигателя до его очистки отзагрязнения.

** Uр- напряжение на кольцах при разомкнутомнеподвижном роторе и полном напряжениина статоре.

*** С разрешениятехнического руководителя предприятияиспытание двигателей напряжением до1000 В при вводе в эксплуатацию может непроизводиться.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

Соседние файлы в папке Приложение

Источник: https://StudFiles.net/preview/6023620/page:17/

Minstroy39.ru