Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Содержание
  1. Расчет количества огнетушителей: на объекте и в помещениях
  2. Зачем нужны огнетушители
  3. Нормы и правила
  4. Правила пожарной безопасности (ппб 101–89)
  5. 2.1.  территории, зданий и помещений
  6. Нормы для расчета первичных средств пожаротушения
  7. Что влияет на нормы размещения
  8. Как воспользоваться таблицей
  9. Нормы для учебных и воспитательных заведений
  10. Нормы для огнетушителей
  11. Расчет плотности установки
  12. Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений — Портал по безопасности
  13.  
  14. Рекомендации Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений — скачать бесплатно
  15. Введение
  16. Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений
  17. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89
  18. Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений
  19. Программа обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности
  20. Требования к огнетушителям в школе: расположение и виды устройств
  21. Правила пожарной безопасности для учебного заведения
  22. Схема расчета мер пожарной безопасности
  23. Типы применяемых огнетушителей
  24. Заключение
  25. : Проверка городских школ на пожарную безопасность
  26. Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений — Пожарная безопасность
  27. Нормы средств пожаротушения
  28. Что влияет на нормы размещения
  29. Использование специальных таблиц
  30. Учебные и воспитательные учреждения
  31. Нормы для огнетушителей
  32. Оснащение пожарных щитов

Расчет количества огнетушителей: на объекте и в помещениях

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Даже в суперсовременных зданиях, построенных с учетом последних достижений архитектурно-планировочной мысли, оборудованных инженерными системами комплексной безопасности, включая стационарные установки пожаротушения, сигнализации, противопожарный водопровод, защищающие каждое помещение от подвального этажа, подземной парковки до верхнего технического этажа/чердака, всегда находится место для ручных (переносных) огнетушителей.

Зачем нужны огнетушители

Изобретенные более века назад такие средства оперативного пожаротушения, пройдя значительную модификацию/модернизацию с учетом развития науки, технологий, появления новых принципов борьбы с огнем, видов/типов устройств, эффективных огнетушащих веществ не только не потеряли свою актуальность; но и стали самодостаточным средством, позволяющим в считанные секунды как минимум локализовать, а при умелых действиях ликвидировать очаг возгорания в помещениях или на территории в самом начале развития.

Поэтому сегодня во всех общественных зданиях:

  • торговых;
  • офисных;
  • спортивных;
  • развлекательных центрах;
  • зданиях административных;
  • лечебных учреждений;
  • в цехах промышленных предприятий.

обязательно находится место в ящиках ПК, а в помещениях пожароопасных производств – и для передвижных (возимых) устройств этих же видов, с помощью которых возможно ликвидировать/локализовать очаги пожар, например, розлив горючих жидкостей на значительной площади.

 

Последнее слово науки и техники в этом вопросе – это хладоновые и воздушно-эмульсионные огнетушители.

Производители рекламируют их отличные ТТХ, высокую эффективность при тушении большинства классов пожаров; но заказчиков в лице руководства предприятий/организаций, а тем более рядовых потребителей – владельцев автомашин, собственников жилья, небольших офисов, магазинов пока отпугивает слишком высокая стоимость этих довольно простых в техническом плане устройств, особенно если вести разговор об импортных изделиях.

 Полезная статья по теме: 

Испытание огнетушителей: периодичность, порядок, методы

Нормы и правила

При расчете переносных и передвижных огнетушителей

Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций)

Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты

Примечания:

  1. В помещениях, в которых находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители.
  2. Допускается использовать иные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара и ранг тушения модельного очага пожара, в том числе генераторы огнетушащего аэрозоля переносные.

Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями (за исключением автозаправочных станций)

Нормы оснащения помещений передвижными огнетушителями

Примечания:

  1. В помещениях, в которых находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители.
  2. Допускается использовать иные средства пожаротушения, обеспечивающие тушение соответствующего класса пожара и ранг тушения модельного очага пожара, в том числе генераторы огнетушащего аэрозоля переносные.

Определение минимально требуемого количества огнетушителей по нормам, правилам ПБ осуществляется на основании:

  • НПБ 166-97, устанавливающих требования к выбору, размещению переносных/передвижных изделий весом до 400 кг для предприятий/организаций любой формы собственности, ведомственной принадлежности; а также к последующей эксплуатации, техническому обслуживанию – проверке, перезарядке огнетушителей.
  • Обязанность руководителя предприятия обеспечить каждый объект такими изделиями согласно прил. № 1, 2 указана в «Правилах противопожарного режима в РФ» (п.70).

  Здания и сооружения производственного и складского назначения дополнительно оснащаются передвижными огнетушителями в соответствии с приложением (смотрите выше по передвижным). 

Там же в п. 465 уточняется, что выбор вида, расчет необходимого кол-ва устройств определяется по огнетушащей способности конкретных типов изделий, размеров, планировки, общей площади защищаемого здания, пожарного отсека, помещения, а также класса пожара.

ПУНКТ 465.

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в соответствии с пунктами 468, 474 настоящих Правил и приложениями № 1 и 2 к настоящим Правилам в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара. (Абзац в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года № 947).

Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:

  • для пожаров класса A – порошок ABCE;
  • для пожаров классов B, C, E – порошок BCE или ABCE;
  • для пожаров класса D – порошок D.

В замкнутых помещениях объемом не более 50 куб.

метров для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей (или дополнительно к ним) могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.

Выбор огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При значительных размерах возможных очагов пожара необходимо использовать передвижные огнетушители.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/raschet-kolichestva-ognetushiteley/

Правила пожарной безопасности (ппб 101–89)

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

1.1.

 Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ интернатов (в том числе школ-интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских домов, детских дошкольных учреждений (детских садов, детских яслей-садов для детей с дефектами умственного и физического развития), детских внешкольных учреждений (учебно-производственных комбинатов, дворцов и домов пионеров и школьников, юношеских клубов, домов художественного воспитания детей, станций юных техников и юных натуралистов и т.п.), детских музыкальных, художественных и хореографических школ и детско-юношеских спортивных школ (далее — детских учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности.

Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных и других видов специальных работ и занятий в детских учреждениях, определяются соответствующими общесоюзными и отраслевыми правилами пожарной безопасности.

1.2.

 Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее — работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара.

1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители — директора, заведующие.

1.4. Руководитель детского учреждения обязан:

  • а) обеспечить выполнение настоящих правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;
  • б) организовать изучение настоящих правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений по программе, приведенной в приложении 3. Определить сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа, а также список должностных лиц, на которых возлагается его проведение.Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются.С учащимися V-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста — беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. Программа обучения приведена в приложении 4;
  • в) организовать из числа учащихся и воспитанников школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и детских домов (кроме учреждений для детей с дефектами умственного и физического развития) — дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с Положением о дружинах юных пожарных (приложение 5);
  • г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара (примерный план эвакуации приведен в приложении 1).План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа — в начале каждой смены);
  • д) установить порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий и работы детского учреждения;
  • е) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендующими организациями;
  • ж) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

1.5. В детских учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часты обязан:

  • а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты.В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, принять меры к их устранению, а при необходимости сообщить руководителю или заменяющему его работнику;
  • б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и сообщать сведения о количестве людей в пожарную охрану;
  • в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также ручной электрический фонарь.

1.6. Ответственность за обеспечение противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду, несут руководители арендующих организаций.

2.1.  территории, зданий и помещений

2.1.1. Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.

2.1.2. Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

2.1.3. Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными.

О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомлять пожарную охрану.

2.1.4. Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.

2.1.5. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.

2.1.6. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.

2.1.7. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

2.1.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

2.1.9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

2.1.10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

Источник: http://www.evacoplan.ru/ppb101-89_1-3.html

Нормы для расчета первичных средств пожаротушения

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Заботясь о противопожарной безопасности, в помещениях размещают огнетушители, ящики с песком, бочки с водой и другие приспособления. При этом необходимо соблюдать требования к первичным средствам пожаротушения. Надо знать, где их устанавливать, уметь провести правильные расчеты.

Что влияет на нормы размещения

В ситуации, когда источники воды находятся далеко или воспользоваться ими невозможно, на помощь приходят первичные средства пожаротушения. К ним относят внутренние пожарные краны (ПК), песок, воду, огнестойкие покрывала и другие средства.

Они помогают погасить огонь в первые минуты, не дать ему распространиться по зданию. Пользоваться первичными средствами пожаротушения крайне легко. Этому не надо долго учиться, достаточно пройти инструктаж любому человеку, даже ребенку.

Нормы оснащения зависят от нескольких параметров:

  • площади, на которой должны быть размещены средства;
  • категории помещения по взрывоопасности и пожароопасности;
  • что именно может загореться внутри (класс пожара).

Прежде чем начинать расчеты и отслеживать нормы, надо определить категорию помещения, проанализировать, что в нем хранится. От этого будет зависеть, является ли помещение пожаро или взрывоопасным.

Как требуют нормы, первичные средства пожаротушения закрепляют на щитах и устанавливают в шкафах.

Щиты навешивают, если в здании не предусмотрен внутренний водопровод, а гидрант находится на расстоянии более 100 м или его вовсе нет.

Какой щит устанавливать, и какие для него выбирать инструменты, зависит от наиболее вероятного класса пожара.

Достаточно простое определение необходимого количества первичных средств пожаротушения происходит с помощью таблиц, приведенных в приложении № 3 к правилам ППБ 01-03. С их помощью осуществляют расчеты.

Знак двойного плюса «++» означает, что данное средство пожаротушения надо использовать в первую очередь. Если же оно отсутствует по объективным причинам, то можно применять первичные средства, обозначенные одним плюсом. Средства, напротив которых стоит прочерк «-», использовать нельзя.

По нормам для замкнутых небольших комнат, подсобок объемом не более 50 куб. м. переносные огнетушители можно заменить или дополнить самосрабатывающими порошковыми. Зачастую их устанавливают там, где редко бывают люди. Они срабатывают при нагревании до порядка 100°.

Как воспользоваться таблицей

Чтобы воспользоваться таблицами для расчётов, надо знать, к какой категории принадлежит строение, и разбираться в классах пожара. Если взять для примера клуб площадью 800 кв. м и пожар А (горение твердых веществ), то для него потребуется минимум 4 пенных огнетушителя объемом 10 л.

Или потребуются порошковые средства пожаротушения, вместимостью 5 л (масса соответственно 4 кг) в таком же количестве. Как видно, расчет прост. Чтобы не противоречить нормам, можно взять средство с запасом.

Существуют 5 основных классов пожаров:

  • горение твердых веществ (ткань, дерево, бумага, пластмасса) A;
  • воспламенение горючих жидкостей и сжижаемых твердых тел B;
  • воспламенение газов C;
  • горение металлов D;
  • воспламенение электрических приборов и установок E.

Случается, что в помещении высока вероятность возгораний нескольких типов. В этом случае выбирают более универсальные огнетушители. Рекомендуется на каждом этаже общественного здания размещать минимум 2 огнетушителя.

Площадь небольших помещений можно суммировать, если между ними есть проход. И проводить расчеты с учетом просуммированного результата.

В соответствии с видом вероятного пожара выбирают не только огнетушители, но и пожарные щиты. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения на щитах приведены в приложении к регламенту ППР-390.

Некоторые помещения разрешено не оснащать первичными средствами пожаротушения и не производить для них расчеты. Например, если площадь склада составляет менее 100 кв.

м, он не пожароопасный (Д), а хранящиеся в нем предметы обладают негорючими свойствами.

Такими предметами может быть стальные трубы, металлические балки, профили, негорючие строительные блоки.

Для каждого сооружения расчет первичных средств пожаротушения можно провести самостоятельно или обратиться в специализированную фирму. Количество установленных огнетушителей не должно уменьшаться. Если надо какие-то отправить на перезарядку, то их заменяют другими.

Нормы для учебных и воспитательных заведений

Особого внимания, точности расчетов и соблюдения норм требуют детские дошкольные и образовательные учреждения. В них обычно находится большое количество детей, и надо организовать пожаротушение максимально правильно.

Ранее для школ, училищ и других учебно-воспитательных учреждений были предусмотрены нормы, записанные в ППБ 101-89. Однако на настоящий момент эти нормы оснащения не действуют. Вместо них используют нормы из ППР-390 (правила о противопожарном режиме) и ППБ 101-03.

В правилах пожарной безопасности представлены отдельные главы для детских садов, яслей, лагерей и учебных заведений.

Однако в них не указаны нормы первичных средств пожаротушения.

Акцент делается на предотвращении возгорания, на принятии мер по своевременной эвакуации детей и персонала и оповещении пожарных частей о пожаре.

Чтобы провести расчет по установке ручных огнетушителей для образовательных учреждений, необходимо воспользоваться приложением №3 из правил пожарной безопасности. Рассматривают последнюю строчку таблицы для ручных огнетушителей, в которой приведены нормы для общественных зданий.

Нормы для огнетушителей

Нельзя не уделить особое внимание огнетушителям, как важным средствам пожаротушения. Для них существуют свои нормы и проводятся расчеты. Они бывают ручными (до 10 л) и передвижными. Каким видом оснастить помещение, зависит от предполагаемого размера очага возгорания.

Во многом выбор огнетушителей и расчет их количества зависит от класса горючих материалов, находящихся в помещении.

Если существует вероятность комбинированного возгорания, например, электротехники и смазочных материалов, то надо применять более универсальные типы огнетушителей.

Влияет на расчет площадь помещения, требующая пожарной защиты, объем и наполнение огнетушителей.

Выполняя расчеты и выбирая тип первичного средства пожаротушения, надо обращать внимание, при каких температурах его можно использовать.

В школах, театрах, клубах, детских садах, интернатах и других общественных заведениях должно быть хотя бы 2 ручных огнетушителя на каждом этаже. Это основное правило, которого необходимо придерживаться, и главная норма.

Если в помещении предусмотрена автоматическая система пожаротушения, то разрешено устанавливать всего 50% огнетушителей от нормы оснащения.

В музеях, выставочных залах, архивах, дата-центрах надо учитывать, что взаимодействие тушащего вещества с предметами хранения может привести к еще большей порче. Такие здания оснащают хладоновыми или углекислотными огнетушителями.

Хладоновый тип обеспечивает пожаротушение за счет охлаждения очага возгорания. В результате ценные предметы остаются с минимальными повреждениями.

На предприятиях, в лабораториях, исследовательских центрах и других учреждениях находится техническое оборудование. К нему должен идти паспорт, в котором говорится, какими первичными средствами, и как можно потушить случайные возгорания. Нормы эксплуатации должны в точности соблюдаться.

Расчет плотности установки

В разделе XIX регламента 390 описываются нормы, по которым организации приобретают первичные средства пожаротушения, проводят расчеты плотности расстановки. В общественных зданиях расстояние от огнетушителя до предполагаемого места возгорания должно быть не больше 20 м.

Если речь идет о помещениях категории А, Б или В, то в них по нормам расстояние не должно превышать 30 м. Для помещений пониженной пожароопасности (Г) расстояние составляет 40 м или меньше, а для помещений самой низкой степени (Д) можно сохранять дистанцию в 70 м.

Расставляют первичные средства пожаротушения так, чтобы они были издалека заметны, но не загораживали дорогу для эвакуации. Высота над полом по нормам составляет не более 1,5 м. Дотянуться до такого уровня сможет даже невысокий человек. Особых расчетов здесь не нужно.

На предприятии или в организации должен быть человек, отвечающий за исправное состояние первичных средств пожаротушения, умеющий произвести хотя бы приблизительный расчет их количества. Применять средства по другому назначению, кроме пожаротушения, запрещено.

оценок: 1, 5,00
Загрузка…

Источник: https://ProtivPozhara.com/obustrojstvo/uchrezhdenij/raschet-pervichnyx-sredstv-pozharotushenija

Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений — Портал по безопасности

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа

Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно — техническими мероприятиями.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

 

Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых.

Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел «Пожарная безопасность в образовательном учреждении» должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.

Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.

Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.

Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС. 
 

Рекомендации Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений — скачать бесплатно

Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

федеральное государственное учреждение «всероссийский ордена «знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны»

Утверждаю Согласовано
Заместитель начальника ГУГПС МЧС России Начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России
полковник внутренней службы генерал-майор внутренней службы
Ю.И. Дешевых И.П. Копылов
24 сентября 2004 г. 24 сентября 2004 г.

Рекомендации
по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России (д-р техн. наук А.В. Матюшин, М.В. Угрюмов, М.М. Шлепнев, канд. техн. наук Л.И. Карпов, О.Д. Ратникова, П.А. Грущинский).

Подготовлены в целях оптимизации и систематизации требований пожарной безопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям образовательных учреждений и содержащихся в разных нормативных документах.

В рекомендациях приведены извлечения из нормативных документов по пожарной безопасности ( ППБ 01-03, ППБ 101-89, НПБ 104-03, НПБ 110-03).

Эти извлечения сгруппированы в соответствии с направлениями контроля противопожарного состояния образовательных учреждений, проводимого инспекторами государственного пожарного надзора.

Предназначены для инспекторов по пожарному надзору и могут быть использованы при проведении мероприятий по контролю в образовательных учреждениях.

Введение1. Направления контроля в образовательных учреждениях и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности, требованиями которых следует руководствоваться при проведении мероприятий по контролю2. Требования нормативных документов по пожарной безопасности, которыми следует руководствоваться при проведении мероприятий по контролю в образовательных учреждениях2.1. территории2.2. зданий и помещений2.3. Пути эвакуации и эвакуационные выходы2.4. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха2.5. Электроустановки2.6. Противопожарное водоснабжение2.7. Автоматические системы противопожарной защиты5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначенияПриложение обязательное (извлечения). I. Здания2.8. Первичные средства пожаротушенияПриложение 2 (извлечения). Нормы первичных средств пожаротушенияПриложение 3 (извлечения). Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения2.9. Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий

Введение

Рекомендации разработаны во исполнение протокола селекторного совещания МЧС России «О противопожарном состоянии образовательных учреждений и их готовности к новому учебному году» от 24 августа 2004 г. N 30.

В настоящее время требования, направленные на обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений на стадии их эксплуатации, изложены в различных нормативных документах, причем находятся в разных разделах и не связаны между собой.

Это создает определенные трудности для инспекторов государственного пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю.

Рекомендации подготовлены в целях оптимизации и систематизации требований пожарной безопасности, предъявляемых к образовательным учреждениям.

Как показывает анализ статистических данных о пожарах, в Российской Федерации за 2001-2003 гг. и за 1-е полугодие 2004 г.

в зданиях и сооружениях образовательных учреждений произошло 4209 пожаров (в среднем более 1200 в год). Прямой ущерб от них составил 91179 тыс. р., погибло 111 чел., из них 54 ребенка, травмировано 325 чел.

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. более чем в 9 раз выросло число пострадавших при пожарах.

За рассматриваемый период значительно увеличился прямой материальный ущерб от пожаров в зданиях и сооружениях образовательных учреждений при некотором сокращении общего количества пожаров. Если в 2001 г. ущерб составлял 18710 тыс.

р., то в 2002 г. – 28270 тыс. р., а в 2003 г. – 28714 тыс. р. С 2001 по 2003 г. прямой материальный ущерб в расчете на один пожар возрос более чем в полтора раза: в 2001 г. он был равен 14,81 тыс. р., а в 2003 г. — 26,73 тыс. р.

Статистические данные свидетельствуют, что основными и самыми распространенными причинами пожаров в зданиях и сооружениях образовательных учреждений являются нарушения правил устройства и эксплуатации электроустановок и неосторожное обращение с огнем. По этим причинам происходит примерно 70% общего количества рассматриваемых пожаров. В 2001 г.

в результате нарушения правил устройства и эксплуатации электроустановок и неосторожного обращения с огнем произошло 994 пожара, прямой материальный ущерб от них составил 11985 тыс. р., погибло 11 чел. В 2002 г. произошло 1093 пожара, прямой материальный ущерб составил 17396 тыс. р., погибло 8 чел. В 2003 г.

Источник: https://sivcomsks.com/normy-pervichnyh-sredstv-pozharotusheniya-dlya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy/

Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа

Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно — техническими мероприятиями.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89

Окончание. Начало в № 102

Утверждены Госкомобразования СССР 10 мая 1989 г.

Программа и порядок
проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений

Для изучения правил пожарной безопасности все работники детских учреждений должны проходить противопожарный инструктаж (вводный, первичный и повторный).

Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми вновь принимаемыми на работу, с сезонными и временными работниками, а также со студентами, прибывшими на практику.

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены: с общими мерами пожарной безопасности, с возможными причинами возникновения пожаров и мерами их предотвращения, с практическими действиями в случае возникновения пожара. Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности).

О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого. Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте.

Повторный инструктаж должны проходить все работники не реже одного раза в шесть месяцев. О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнал по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения и ознакомлением инструктируемых с мерами пожарной безопасности в быту.

Программа
обучения учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности

Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях Тема 2. Огонь – друг и враг человека Тема 3. Причины возникновения пожаров Тема 4.

Противопожарный режим в детском учреждении Тема 5. Берегите жилище от пожаров Тема 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности Тема 7.

Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

Тема 8. Что нужно делать при пожаре

Обучение учащихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи взрослым в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны. Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения. Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися V–VIII классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме. С учащимися I–IV классов и детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома. На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы.

Тема 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных).

Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства – всенародное дело. Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

Тема 2. Огонь – друг и враг человека

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях.

Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем.

Способы прекращения горения веществ и материалов.

Тема 3. Причины возникновения пожаров

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях: детская шалость со спичками и другие виды детской шалости (незатушенные угли, шлак, зола, костры); неосторожность при курении; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, газовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка – основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

Источник: https://alekstroy.com/normy-pervichnyh-sredstv-pozharotusheniya-dlya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy/

Требования к огнетушителям в школе: расположение и виды устройств

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Пожарная безопасность становится крайне важной, если она рассматривается в разрезе разработки мер защиты детей в школах.

Проверяющие организации обязаны с максимальной тщательностью проверять следование правилам.

Формализованных данных о том, сколько огнетушителей должно быть в школе определенной этажности с тем или иным количеством учеников — не существует.

Система пожарной защиты каждого учебного заведения рассчитывается отдельно. Эта операция достаточно сложна, учитывает множество факторов и требований, поэтому для ее проведения рекомендуется обратиться к специалистам.

Правила пожарной безопасности для учебного заведения

Правила ПБ для учебного заведения, базирующиеся на законодательно утвержденном постановлении — весьма объемный документ. В нем учтено буквально все.

Здесь обязательно регламентируются не только требования к системам пожарной защиты, даются рекомендации о том, огнетушители для школы какие нужны, но и описываются общие требования проведения учебного процесса.

План эвакуации при пожаре для школы

В частности:

  1. приводятся требования к организации учебных классов: запрет хранения учебных пособий, даются рекомендации по расположению шкафов и иные;
  2. регламентируется общий порядок обращения с отходами и материалами;
  3. предписывается поддержание порядка;
  4. формализуются методики установки и расположения первичных средств пожаротушения;
  5. устанавливаются нормы по обеспечению доступа к первичным средствам огнетушения, подачи тревоги, пожарным гидрантам.

Следование всем указаниям для не слишком опытного в вопросах пожарной безопасности человека — достаточно сложный процесс, поскольку в правилах приводится масса ограничений и требований. Поэтому рекомендуется поручить создание проекта профессионалам.

Однако базовые требования по размещению огнетушителей — можно учесть.

В частности, законодательные документы содержат нужные данные: количество огнетушителей в школе нормы в разрезе площади помещений, их назначения и класса пожарной опасности. Используя установленные законом стандарты, можно провести самостоятельное проектирование.

Схема расчета мер пожарной безопасности

Основные документы, по которым можно рассчитать число огнетушителей в здании и правильно их позиционировать — приложения к правилам противопожарного режима.

Данный документ изменен в 2017 году. Постановление Правительства РФ утвердило ППР №390 25 апреля 2012 года.

Согласно данному документу, устанавливается норма для разных типов зданий (разделяемых по классам возможных пожаров) по огнетушителям каждого типа (порошковые, пенные, углекислотные и другие) и их емкости. Ориентироваться при проектировании следует на общественный тип помещений — именно к такому классу относятся общеобразовательные школы.

Постановление Правительства РФ о противопожарном режиме

Порядок расчета (только числа и типов огнетушителей) выглядит следующим образом:

  • определяются возможные классы пожаров в отдельных помещениях. Для школы типичный расчет принимает во внимание возгорание твердых веществ (А), а также тушение электроустановок под напряжением до 1000В;
  • рассчитывается полная площадь здания со всеми этажами по проекту БТИ;
  • принимая во внимание показатель защищаемой площади из таблицы приложения к ППР 390, рассчитывается нужное число огнетушителей путем умножения указанной нормы на коэффициент увеличения площади (полная здания деленная на норму защиты), округленный в большую сторону;
  • производится размещение точек установки огнетушителей в классах, служебных помещениях, комбинированных постах;
  • устройства, которые не вошли в оборудование классов или других мест пожарной опасности — размещаются в удобных для доступа местах с учетом требований правил.

Взаимное размещение огнетушителей, а также их общее позиционирование должны соответствовать ППР.

В частности, пункт 474 гласит, что от каждого устройства до потенциального очага возгорания — должно быть не меньше 20 метров.

Таким образом, между произвольно размещаемыми в пределах одного открытого пространства огнетушителями не должно быть более 40 метров.

Типы применяемых огнетушителей

Какие типы огнетушителей для школы должны применяться — определяется, прежде всего, классом возможного пожара. На практике наиболее универсальными являются порошковые устройства.

Однако их применение потенциально опасно для здоровья детей из-за возможности поражения дыхательных путей и глаз. Поэтому допускается в учебных классах установка углекислотных огнетушителей.

Аудитории повышенной пожарной опасности (физика, химия, мастерские) выбор первичных средств пожаротушения обязательно делается с позиции типа возможного пожара.

Огнетушитель в кабинете химии

Администрация школы ничем не ограничивается при выборе типов огнетушителей. Допускается применение водных, пенных, хладоновых и иных устройств.

Однако все они должны проверяться, их эксплуатация обязана подчиняться правилам пожарной безопасности.

Заключение

Тщательно проектирование систем пожарной защиты школы — залог здоровья и безопасности детей.

Для полной уверенности в возможности принятия действительно эффективных оперативных мер — весь персонал учебного заведения должен проходить обучение, а также тренировки по реализации различных сценариев и применению первичных средств пожаротушения.

Эти процедуры дополнят правильно разработанную структуру безопасности, в том числе — размещенных огнетушителей нужных типов.

: Проверка городских школ на пожарную безопасность

Источник: https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/kakie-ognetushiteli-dolzhny-byt-v-shkole.html

Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений — Пожарная безопасность

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Окончание. Начало в № 102

Утверждены Госкомобразования СССР 10 мая 1989 г.

Нормы средств пожаротушения

Нормы первичных средств пожаротушения для школы

Оснащение помещений и различных механизмов должно проводится исключительно с учетом норм противопожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения представлены специальными приспособлениями, которые могут применяться при первичном распространении огня.

Что влияет на нормы размещения

При отсутствии источника воды вблизи сооружения и системы автоматического пожаротушения применяются первичные средства пожаротушения.

Примером можно назвать воду, огнестойкие покрывала, огнетушители и многие другие элементы. Этот и многий другой инвентарь может применяться для тушения огня в первую минуту.

Применяемые нормы зависят от нескольких параметров:

  1. Какие именно материалы могут гореть внутри помещения. От этого зависит класс пожара.
  2. Площадь, которую нужно обезопасить
  3. Категория помещения по показателю взрывоопасности и пожароопасности.

Прежде чем приступать к непосредственному расчету уделяется внимание категории помещения, а также тому, какие именно материалы там хранятся.

Установленные нормы определяют то, что первичные средства пожаротушения должны закрепляться на щитах или в специальных шкафах.

Стоит учитывать, что навешивать щиты рекомендуется в случае отсутствия внутреннего гидранта, а также при расположении ближайшего крана на расстоянии более 100 метров.

Тип подходящего щита и его содержимое зависит от класса помещения.

В помещениях площадью не более 50 кубических метров вместо стандартных огнетушителей могут применяться порошковые установки. Как правило, они срабатывают при температуре более 100 градусов Цельсия и срабатывают автоматически.

Использование специальных таблиц

Нормы размещения пожарного инвентаря можно встретить в специальных таблицах. Для ее использования при проведении расчетов достаточно знать то, к какой категории принадлежит сооружение.

Примером можно назвать сооружение площадью 800 кубических метров и класс пожарной опасности А – в этом случае требуется минимум 4 пенных огнетушителя с объемом 10 литров.

Рекомендуется брать средства с запасом, так как это существенно повышает безопасность в помещении.

Все пожары можно разбить на несколько основных классов:

  1. При горении твердых материалов, например, ткани и дерева присваивается класса А.
  2. Горение сжиженных твердых тел и горючих жидкостей приводит к присвоению класса В.
  3. Если есть вероятность возгорания газообразных веществ, то помещению присваивается класса С.
  4. В определенных обстоятельствах может проходить горение металла Подобной ситуации присваивается класс D.
  5. Электрические приборы также могут воспламеняться. Подобным помещениям присваивается класс Е.

В некоторых случаях помещению присваивается сразу два класса. В этом случае проводится оснащение при применении различного пожарного инвентаря.

Некоторые помещения могут не оснащаться первичными средствами пожаротушения.

Примером можно назвать складские помещения, площадь которых менее 100 квадратных метров.

Они относятся к не пожароопасным, а хранящиеся вещества должны характеризоваться низкой горючестью. Примером можно назвать трубы и стальные изделия.

Для каждого сооружения проводятся собственные расчеты. Выполнить их можно самостоятельно или путем обращения в компанию, которая предоставляет соответствующие услуги.

Стоит учитывать, что есть просто огромное количество бюро, которые специализируются на предоставлении подобных услуг, при выборе уделяется внимание наличию соответствующей лицензии и отзывам.

Учебные и воспитательные учреждения

Особое внимание рекомендуется уделять процессу расчета норм для учебных и воспитательных учреждений. Это связано с тем, что в них находится просто огромное количество детей. Среди особенностей проводимых расчетов отметим следующие моменты:

  1. Ранее при разработке проекта учитывались нормы ППБ 101-89. Однако через некоторое время они были пересмотрены, после чего стали применять нормы с ППБ 101-03 и ППР-390.
  2. В правилах пожарной безопасности есть главы, связанные с учебными заведениями. В них больше внимания уделяется правилам быстрой эвакуации детей и персонала.

Для того чтобы расчеты были более верным рекомендуется уделить внимание приложению №3. В нем указывается подробная информация, касающаяся оснащения учебных заведений.

Нормы для огнетушителей

Наиболее эффективным средством можно назвать огнетушители. Они могут использоваться в самых различных сооружениях. Для подобной оснастки характерны свои нормы. Среди особенностей огнетушителей отметим следующие моменты:

  1. Они бывают ручными или передвижными. Ручные характеризуются относительно небольшим весом и объемом, передвижные устанавливаются на специальной тележке.
  2. Выбор огнетушителей проводится в зависимости от того, каков класс пожарной опасности помещения. Если есть вероятность горения комбинированных материалов, к примеру, горючего и электрического оборудования, то следует приобрести универсальный вариант исполнения.
  3. При выборе подходящего варианта исполнения также уделяется внимание тому, при какой температуре может эксплуатироваться огнетушитель.
  4. Согласно установленным нормам, в учебных заведениях на каждом этаже должно быть не менее двух огнетушителей.
  5. Если в помещении есть автоматическая система пожаротушения, то разрешается проводить установку половины рекомендуемых огнетушителей.
  6. В выставочных залах, библиотеках и других подобных помещениях нужно учитывать, что применение некоторых огнетушителей может привести к порче основных материалов. Именно поэтому отдается предпочтение газовым ил порошковым вариантам исполнения, так как их огнетушащий состав не оказывает влияние на окружение.

В производственных и других помещениях устанавливается электрическое оборудование, для которого приобретается огнетушитель в соответствии с рекомендациями производителя. Встретить подобную информацию, как правило, можно в паспорте устройства.

Оснащение пожарных щитов

Практически во всех крупных промышленных и других сооружениях можно встретить пожарные щиты. Они характеризуются довольно большим количеством особенностей:

  1. Оснащение проводится в зависимости от класса пожарной опасности сооружения.
  2. Приобрести подобные щиты можно в специализированных магазинах, как правило, при их изготовлении применяется листовая сталь. Сегодня щиты окрашиваются в нейтральный цвет или красный, на поверхности наносится соответствующая маркировка.
  3. Важно уделить внимание правильному размещению. Ко всем щитам в помещении должен быть обеспечен свободный доступ, как и к содержимому.
  4. Весь инвентарь должен легко освобождаться при необходимости. При этом дверь должна быть закрыта.
  5. Запрещается применять инвентарь в сельскохозяйственных и иных целях.
  6. Должна проводится периодическая проверка содержимого на пригодность в применении.

Нельзя размещать пожарный щит таким образом, чтобы он мешал проходу людей. Кроме этого, в помещении должно быть достаточно количество указателей, за счет которых упрощается поиск необходимого инвентаря.
 

Источник: http://www.admiral-omsk.ru/normi-sredstv-pozharotusheniya

Minstroy39.ru