- Как провести внутренний аудит на предприятии
- Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
- Функции и принципы внутреннего аудита
- Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
- Примеры вариантов службы внутреннего аудита
- Итоги
- Внутренний аудит на предприятии: цель, задачи, функции, стандарты
- Задачи внутреннего аудита на предприятии
- Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:
- Необходимость внедрения внутреннего аудита
- Чек лист для внутреннего аудита
- Что надо знать о чек-листе
- Внутренний аудит СМК
- Приказ о проведении внутреннего аудита
- Как стать специалистом в области внутреннего аудита
- Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту
- Аудиторская проверка: что это такое, этапы, виды, цели, стоимость
- Что такое аудиторская проверка и ее виды
- С какой целью проводится
- Кто должен проводить обязательный аудит
- Как провести аудиторскую проверку — НалогОбзор.Инфо
- Кто может проводить аудит
- Требования к аудиторским организациям (аудиторам)
- Принципы проведения аудита
- Аудиторское заключение
- Аудиторская проверка — что это такое? Стандарты, результат, подходы, методы и этапы
- Цели аудиторской проверки
- Обязательные
- Инициативные
- Организация и планирование
- Сбор аудиторских доказательств
- Завершение аудита
- Что входит в договор на проведение аудиторской проверки
- Права и обязанности организации или предприятия
- Стоимость аудиторских услуг
- Уровень ответственности сторон и процедура разрешения конфликтов
- Методы проведения аудиторской проверки
- Основные подходы к разработке методики аудита
- Зачем организации проводят аудиторские проверки
- Как выбрать аудиторскую организацию
Как провести внутренний аудит на предприятии
Внутренний аудит — это возникающая непосредственно на предприятии система контроля за происходящими на нем процессами. О том, зачем такая система создается, на чем базируется и как функционирует, читайте в нашей статье.
Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
Функции и принципы внутреннего аудита
Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
Примеры вариантов службы внутреннего аудита
Итоги
Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.
2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.
Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).
Задачи внутреннего аудита:
- отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
- выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
- предупреждение возможных рисков.
Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.
Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:
- организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
- соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
- ведения бухучета и составления отчетности.
Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.
Функции и принципы внутреннего аудита
Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:
- информирование и консультирование работников предприятия;
- анализ полученных данных;
- разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.
Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:
- законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
- созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.
В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.
Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:
- Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
- Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
- Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
- Все действия, результаты и выводы документируются.
- По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.
Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.
Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Методологические документы должны содержать описание:
- целей, задач и объектов контроля;
- функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
- структуры службы и распределения обязанностей в ней;
- применяемых процедур;
- видов оформляемых документов;
- критериев оценки результативности работы службы.
Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:
- Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.
- Основного — во время него и осуществляется контроль.
- Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.
Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:
- предмет и метод проверки;
- вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
- результаты ответов на эти вопросы;
- комментарии проверяющих.
Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.
Примеры вариантов службы внутреннего аудита
Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:
- от масштаба предприятия;
- видов выполняемого на нем аудита;
- требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.
Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.
Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:
- управляющие предприятием органы;
- ревизора или ревизионную комиссию;
- главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
- внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
- специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
- иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.
То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Итоги
Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.
Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Источник: https://nalog-nalog.ru/audit/kak-provesti-vnutrennij-audit-na-predpriyatii/
Внутренний аудит на предприятии: цель, задачи, функции, стандарты
Сегодня понятие «внутренний аудит» получило большое распространение в бизнесе. Многие крупные предприятия и компании предпочитают создавать собственные службы и отделы внутреннего аудита, обучая своих сотрудников. К тому же и на рынке труда постоянно растет спрос на специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и имеют международный диплом.
Задачи внутреннего аудита на предприятии
Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита — оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.
Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.
Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:
- проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
- разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
- контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.
Необходимость внедрения внутреннего аудита
В последнее время в России наблюдается ориентация на разделение функций управления и владения бизнесом.
Собственники внедряют одну общую стратегию развития организации и управляют основными направления, а для решения мелких и повседневных задач, как правило, нанимают топ-менеджеров.
В таком случае на предприятии используется инструмент контроля состояния дел — внутренний или внешний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации.
На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Согласно статье 19, с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности.
Чек лист для внутреннего аудита
Контролирование бухгалтерского и управленческого учета, а также других областей хозяйствования должно происходить абсолютно на всех предприятиях. Однако важно знать об особенностях этой процедуры.
Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами.
Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс. Его роль очень сложно преувеличить.
Что надо знать о чек-листе
Этот документ состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. Однако необходимо соблюдать некоторые правила при его составлении и заполнении. Именно это снизит вероятность проблем в процессе проведения аудита.
На самом деле с помощью чек-листа можно решить довольно большой ряд вопросов и задач не только во время аудита, но и во время постоянной деятельности предприятия. Этот документ могут использовать различные организации, контролирующие учреждения и их должностные лица.
С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:
- правильно спланировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;
- осуществлять промежуточный и выборочный контроль, вести эффективный тайм-менеджмент;
- гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;
- является одним из средств памяти;
- упрощает проведение аудита;
- с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно и др.
Законодательный акт, который регулирует составление данного документа, является Федеральный закон №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».
С примером чек-листа для внутреннего аудита можно ознакомиться здесь.
Внутренний аудит СМК
СМК — система менеджмента качества — одна из частей всей системы управления компанией, которая создана с целью обеспечения и контроля стабильности хозяйственной деятельности, высокого качества и минимизации затрат на производство продукции или оказания услуг.
Согласно СМК структура документации выглядит следующим образом:
- требования качества (руководство по качеству);
- цели и политика в сфере качества продукции, услуг;
- необходимые документированные процессы;
- регламенты процедур, рабочие инструкции;
- записи по качеству.
Аудит систем менеджмента качества не регламентируется ни федеральным, ни международным законодательством. Поэтому отсутствуют обязательные законодательные нормы, которые определяют порядок и правила проведения аудиторской проверки систем качества на предприятии. Это объясняется добровольным желанием организации проводить сертификацию систем качества. И все работы, которые сопутствуют построению и внедрению системы качества также являются добровольной инициативой.
Следовательно организации, которые занимаются аудиторскими проверками СМК, могут осуществлять свою деятельность без дополнительных лицензий или других разрешительных документов. А для осуществления внутреннего аудита и подавно эти документы не нужны.
Несмотря на это существуют специальные правила, которые регламентируют проведение аудиторских проверок СМК. Например, ИСО 19011:2011, который называется «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента».
Его можно использовать для внутреннего и внешнего аудита.
Приказ о проведении внутреннего аудита
Приказ о проведении внутреннего аудита — внутренний документ, который составляется руководителем компании и устанавливает:
- даты проведения аудита;
- группы внутренних аудиторов и специалистов, ответственных за его проведение;
- предоставление условий для проведения внутреннего аудита;
- контроль за проведение аудиторской проверки.
Как стать специалистом в области внутреннего аудита
С каждым днем спрос на специалистов, которые способны проводить внутренний контроль предприятия, растет. Но повышаются и требования к ним. Они должны обладать знаниями в финансовой сфере, разбираться во внутреннем контроле и корпоративном управлении, знать национальные и международные стандарты внутреннего аудита, а также понимать специфику деятельности, которую необходимо анализировать.
На помощь, всегда загруженным финансовым специалистам, приходит обучение через Интернет. Онлайн курсы позволяют обучаться без отрыва от основной деятельности, дома или на работе в удобных комфортных привычных условиях. Качество дистанционного обучения, не уступает, а зачастую и превышает очные аналоги, за счет привлечения высококлассных преподавателей, модульной системы курса, онлайн тестов и многого другого.
Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту
Для получения диплома, который подтверждает квалификацию в области внутреннего аудита, стоит выбрать международную программу иностранного института. На сегодняшний день российским специалистам доступны такие программы, как IPFM, IFA, ICFM и CIA.
Самый быстрый и эффективный способ освоить внутренний аудит — это дистанционный курс «Внутренний аудит» по программе британского Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Программа курса включает в себя понятия внутреннего контроля, обучение навыкам владения инструментарием внутреннего аудитора, идентификацию и управление рисками в СВА и другое.
«Дипломированный внутренний аудитор» (CIA) — самый ценный профессиональный международный сертификат (наряду с АССА, СIMA). Выдается он Международным Институтом внутренних аудиторов после успешной сдачи четырех экзаменов.
«Внутренний аудит» от IPFM — залог успешного развития карьеры финансового специалиста.
Освоение внутреннего аудита сегодня обусловлено нормативными требованиями законодательства. Те, кто сегодня приобретают необходимые знания, уже завтра могут войти в состав отдела по внутреннему аудиту или возглавить его.
Источник: https://finacademy.net/materials/article/vnutrenniu-aydit-novue-perspektivu
Аудиторская проверка: что это такое, этапы, виды, цели, стоимость
Для того, чтобы подтвердить достоверность сведений, которые субъект бизнеса указал в своей годовой отчетности, могут привлекаться эксперты со стороны. Они, после изучения всех сведений бухгалтерского учета, выражают свое независимое мнение. Такого рода проверку отчетности может заказать как сама организация, так и внешние пользователи (собственники, кредиторы и т. д.). Она носит название аудиторская проверка.
Что такое аудиторская проверка и ее виды
Аудиторская проверка — это процедура выполнения независимой сторонней оценки сведений финансово-экономической деятельности компании, источником которой служат данные, содержащиеся в бухгалтерских документах субъекта бизнеса.
Аудит бухгалтерской финансовой отчетности выполняется в несколько этапов. Сначала ответственные лица выполняют сбор информации, затем проводят ее всесторонний анализ, после чего дают свою оценку. Главным результатом аудиторской проверки является выражения мнения, насколько данным из итоговой бухгалтерской отчетности организации можно верить.
Внимание! Логическим итогом проверки является аудиторское заключение. Это документ, который содержит итоговый результат процедуры — мнение о достоверности сведений в отчете, либо нет.
На основе того, кто определяет необходимость выполнить аудит, его можно разделить на несколько видов:
- Обязательный аудит. Его проводят ежегодно на основании требований, закрепленных в законе. Кроме этого, проведение обязательного аудита может обуславливаться вынесенным решением судебного органа. Такого рода проверка может выполняться только компаниями, которые имеют аккредитацию на выполнение указанной процедуры. Во время выполнения процедуры аудита, ответственные лица придерживаются установленных для этого случая стандартов.
- Инициативный аудит. Его выполняют на основании желания администрации компании. Его объем также устанавливается руководством. Обычно, целью инициативного аудита является оказание консультационных услуг в области бухгалтерского учета.
С какой целью проводится
Главной целью для проведения аудиторской процедуры является определение, насколько можно доверять сведениям, указанным в годовой отчетности организации.
Такое желание связано с тем, что в современном мире информация является одним из ценнейших ресурсов. Ведь именно она будет позволять правильно и в нужный момент принимать верные управленческие решения.
Таким образом, основными причинами для выполнения аудиторской проверки являются:
- Установить правильность и точность сведений, которые указаны в годовой отчетности компании;
- Определить нарушения в области ведения учета для их дальнейшего устранения;
- Обладать финансовой информацией с достаточно высокой степенью достоверности.
Помимо этого, для самой компании исполнение аудиторской проверки является выгодным. Положительное заключение будет для партнеров дополнительным показателем, что компания выступает как надежный субъект бизнеса.
Кто должен проводить обязательный аудит
Те субъекты бизнеса, которые должны выполнять процедуру аудита в обязательном порядке, закрепляются в законе. Он дает перечень критериев, и если субъект соответствует одному из них, он будет обязан направить свою отчетность экспертной организации.
По закону проводить обязательную процедуру должны следующие компании:
- Относящиеся к организационной форме акционерных обществ;
- Которые ведут один из следующих типов деятельности – страховую, кредитную, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
- По состоянию ценных бумаг — если они находятся на мировом рынке;
- По объему полученного за год дохода — если он превысит 400 миллионов рублей;
- По размеру валюты баланса на окончание периода — если она превысит 60 миллионов рублей;
- Раскрытие сводной отчетности — если компания производит публикацию сводной годовой отчетности.
Внимание! Данные критерии определяются в законе об аудите. Кроме этого, иные федеральные законы могут определять дополнительные критерии. Например, обязательство по проведению ежегодного аудита также лежит на саморегулирующихся компаниях, государственных корпорациях, застройщиках и т.д.
Во время выполнения процедуры по проверке отчетности клиента, аудиторские компании должны руководствоваться не только принятыми в России стандартами деятельности, но также и международными правилами.
Международные стандарты аудита (МСА) – это правила проведения аудиторской проверки, которые были составлены и введены в действие Международной федерацией бухгалтеров. Они имеют свою силу по всему миру. Все российские стандарты создаются на основе международных.
Источник: https://infportal.ru/service/auditorskaya-proverka-chto-eto-takoe-vidy-tseli.html
Как провести аудиторскую проверку — НалогОбзор.Инфо
Виды аудита
Аудит бывает двух видов:
- обязательный – ежегодная проверка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
- инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.
Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?
Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.
В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством ) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г.
№ 17869/07).
В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст. 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Кто может проводить аудит
Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см. В каких случаях проведение аудита обязательно.
Требования к аудиторским организациям (аудиторам)
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:
- аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
- аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
- аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
- проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
- проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
- у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
- в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
- проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.
Это предусмотрено статьей 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Принципы проведения аудита
Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).
Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:
- создание резерва по сомнительным долгам по займам;
- отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
- признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
- определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
- раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
- учет взноса организации в компенсационный фонд;
- раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
- учет наличия и движения отходов производства;
- отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
- раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
- отражение в бухучете сумм торгового сбора;
- отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
- хранение документов бухучета;
- составление консолидированной финансовой отчетности.
Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Аудиторское заключение
Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г.
№ 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.
https://www.youtube.com/watch?v=c7UkurmhDCo
Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:
- на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
- аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:
- отказ от выражения мнения;
Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:
- получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?
Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).
Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов.
Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).
Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).
По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.
Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.
Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени?
Да, можно.
Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.
Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре).
Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации.
Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.
Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.
Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.
Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков.
Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см.
, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).
Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания.
Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик.
Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».
Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/kak_provesti_auditorskuju_proverku/42-1-0-1077
Аудиторская проверка — что это такое? Стандарты, результат, подходы, методы и этапы
Аудиторская проверка – система мероприятий, которая проводятся аудитором или аудиторской компанией, для ревизии финансовой сферы деятельности экономического субъекта (предприятия или организации) на основании предоставленной документации.
Чтобы поддерживать положительную динамику развития, необходимо своевременно проводить различные мероприятия, направленные на сбор и анализ всевозможных данных о работе предприятия.
Аудиторские проверки представляют собой один из наиболее распространенных способов наблюдения и контроля над экономической деятельностью компании.
Подобное инспектирование позволяет выделить соответствие отчетов бухгалтерского отдела имеющимся нормативным актам, которые установлены законодательными органами власти, а также выполнение всех правил, описанных в хозяйственной и юридической документации. О том, что такое аудиторская проверка мы расскажем в нашей статье.
Цели аудиторской проверки
Основные цели аудита:
- Исследование бухгалтерских отчётов за основными параметрами.
- Оценка соответствия предоставленных документов законодательным нормам, которые установлены органами власти.
- Проверка состояния учредительных контрактов, уставов.
Обязательные
Ежегодная проверка, проводящаяся согласно статье 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Её проводят организации:
- Открытые акционерные общества.
- Государственные фонды; банки; страховые организации; фондовые и товарные биржи.
- Субъекты, имеющие хотя бы один из ниже перечисленных показателей: объём прибыли за год более 500 тыс. рублей; минимальный размер зарплаты под конец года превышает в 200 тыс. установленный государством.
- Муниципальные предприятия, которые имеют выше перечисленные показатели.
Проверка может производиться только аудиторскими организациями. Если капитал организации состоит не менее из 25% гос. собственности – заключение договора проходит по итогам открытого конкурса.
Если в документации организации есть информация, которая содержит в себе государственную тайну, то проверку не могут проводить аудиторские учреждения, которые имеют долю иностранных инвестиций.
Чтобы провести обязательный аудит, экономический субъект обязан заключить договор с ауд. организацией, оплатить услугу и в сроки предоставить нужную документацию.
При уклонении от выполнения обязательной проверки, предприятие должно выплатить штраф в пользу государства и принудительно её провести.
Инициативные
Инициатором является организация. Проверка касается исключительно финансовой и хозяйственной деятельности. По желанию руководства, аудиторы могут проверить любую конкретную деятельность, не охватывая всей документации учреждения.
Данный вид аудита важен для самого предприятия, так как в результате руководство получает возможность усовершенствовать бух.отчётность и улучшить показатели своей деятельности.
Организация и планирование
Состоит из:
- Публичного предложения экономического субъекта к ауд. организации о желании осуществить аудит.
- Ознакомление аудитора с деятельностью предприятия (оценка аудиторского риска, изучение факторов, которые могут влиять на аудиторскую деятельность).
- Совместное согласование плана аудита.
- Оформление, а после подписание договора.
Сбор аудиторских доказательств
Этап заключает в себе проверку бух. отчётности, которую проводят в соответствии с ранее оговоренным планом.
Аудиторы работают с такими направлениям:
- «Ауд. доказательства» (сбор и мониторинг доказательств);
- «Ауд. выборка» (оценивание выборки и сопоставление результатов на данную совокупность);
- «Аналитические исследования» (поиск необычных расхождений в бух. отчётности);
- «Первичный аудит» (разбор достоверности данных);
- «Работа эксперта»;
- «Документирование аудита»;
- «Проверка учёта требований, описанных в нормативных актах РФ»;
- «Получение нужных разъяснений от руководства аудита»;
- «Аффилированные лица» (анализ правильности проверки отчётов);
- «Аудит компьютерных данных»;
- «Внутреннее оценивание качества аудита».
Завершение аудита
Сложен из таких разделов:
- Суммирование и систематизация ауд. доказательств.
- Разглашение итогов проверки.
- Создание письменного заключения.
Что входит в договор на проведение аудиторской проверки
В договоре согласовываются положения, по которым будет проводиться аудиторская проверка и вероятность их изменения.
Может меняться стоимость ревизии, если появляются обстоятельства, которые предполагают более низкий уровень достоверности отчётов.
Опираясь на нормы Гражданского кодекса РФ, а именно на главу № 39 “Договор возмездного оказания услуг”, договор строится, опираясь на следующие аспекты:
- Предмет договора.
- Условия оказания услуг.
- Права и обязанности аудитора.
Права:
- Определить форму и метод аудиторской проверки.
- Иметь доступ к необходимой документации объекта и получать вспомогательные сведения, которые пригодятся для качественного оказания услуг.
- Отказаться от проверки или от заключения, при условии несоблюдения предприятием возложенных на них обязанностей.
Обязанности:
- Соблюдать требования законодательных норм РФ, касающихся аудита.
- На должном уровне провести ауд. проверку и не разглашать коммерческих тайн.
- Обеспечить сохранность полученной документации.
Права и обязанности организации или предприятия
Субъект обязан:
- Создать нужные условия.
- Предоставить аудитору всю нужную документацию.
- Обеспечить доступ к компьютерной обработке материалов.
- Разъяснять по просьбе аудитора волнующие его вопросы, в устной или письменной форме.
- При наличии нарушений в порядке ведения бухучёта, быстро их устранить.
Взамен он получает консультацию по интересующим его вопросам, которые касаются требований законодательства по проведению аудита, и узнать основания, на которых аудитор даёт положительную или отрицательную оценку ведения документации.
Стоимость аудиторских услуг
В этом разделе указывается:
- Стоимость.
- Сроки оплаты, порядок выплат.
Уровень ответственности сторон и процедура разрешения конфликтов
Заключает в себе такие условия:
- Мера наказания за несоблюдение возложенных обязательств.
- Возможные обстоятельства, которые исключают ответственность за отступление от основных положений договора.
- Разрешение возможных конфликтов путём переговоров или в суде.
В договоре также указывается срок его действия и юридические адреса субъектов.
Методы проведения аудиторской проверки
- Сплошная проверка. Охватывает все финансовые документы, которые относятся к учётам банковских операций, ценных бумаг и т.п.
- Выборочная проверка. Этот метод позволяет проверить документы по определённой выборке. При условии нахождения серьёзных нарушений в отчётах, она заменяется на сплошную проверку.
- Комбинированная проверка. Получила широкое распространение недавно.
Применяется на больших предприятиях со сложными процессами производства. В процессе её подключается большое количество специалистов аудиторской деятельности.
- Документальная проверка. Включает в себя проверку документов, записей операций. Используют методы: математические, логические и формальные.
- Фактическая проверка. Допускает проверку наличия денежных и материальных средств, для сравнения с данными, которые указаны в отчётах.
Основные подходы к разработке методики аудита
Перед началом аудита важно правильно подобрать методику, которая позволит за короткое время провести качественную проверку. Аудитор держит в секрете методы, благодаря которым он изучает документацию, ведь на методику оказывает влияние его опыт и квалификация.
Существует четыре подхода к разработке методик:
- Бухгалтерский подход. Есть традиционным. Для проверки разделов бух. учёта. В аудите это называют методом проверки оборотов по счетам бухучётов.
- Юридический подход. Просмотр документов на их соответствие с правовыми актами и их воздействие на промышленные операции. По стандарту, называется методом проверки системы контроля.
- Отраслевой подход. Учитывает отраслевые особенности клиентов аудита. Делится на такие методики, как: страховые, строительные, банковские, предприятий торговли и т.п.
- Специальный подход. Его разрабатывают, если группы субъектов имеют совокупные показатели – строение капитала, налоговый устав, количество сотрудников и т.п.
Зачем организации проводят аудиторские проверки
Не считая обязательного аудита, руководители организаций часто пользуются услугами аудиторов. Причин для этого много:
- Проверка документации позволит избежать возможных штрафных санкций после ревизии налоговой.
- Проверить качество работы сотрудников.
- Положительная аудиторская проверка может привлечь инвесторов.
- Результативность работы организации повышается, при своевременном устранении возможных проблем документации.
Как выбрать аудиторскую организацию
На акционерном предприятии аудитор выбирается путём ания собрания акционеров. Как раньше упоминалось, если в компании капитал состоит из более четверти гос. собственности – то аудиторская организация выбирается путём проведения конкурса.
Если вы директор предприятия, и вы желаете найти хорошую аудиторскую фирму, обратите внимание на две основные характеристики: профессиональные и формальные.
Профессиональная характеристика состоит их трёх основных пунктов:
- Хорошая система контроля, которая позволяет чётко и правильно выполнять собственные функции.
- Присутствие определённых стандартов проверки.
- Квалифицированный персонал.Формальная характеристика касается соответствия деятельности организации с установленным законодательством. За ним аудиторская фирма должна.
- Не быть открытым акционерным обществом.
- Иметь 50% сотрудников – граждан РФ, которые постоянно проживают на территории России.
- При условии, что директор организации – иностранец, то не менее 75%.
- Компания должна иметь не меньше 5 профессиональных аудиторов.
- Иметь лицензию.
- Должна быть застрахована на случай риска нарушения договора.
Не имеют права проводить аудит:
- Аудиторы, ведущие в данной фирме финансовую отчётность.
- Аудиторы, которые состоят в близком родстве с кем-то из руководства или бухгалтеров организации.
- Аудиторы, которые в течение трёх лет помогали составлять бухгалтерскую и экономическую отчётность.
Источник: https://homeurist.com/trud/kadr-uchet/auditorskaya-proverka.html