Кто разрабатывает нормы расхода топлива на предприятии?


Содержание
  1. Нормы расхода топлива Минтранс РФ
  2. Учет ГСМ
  3. Основные положения методических рекомендаций Минтранса РФ
  4. Р р°р·сђр°р±рѕс‚рєр° сѓрѕр±сѓс‚рірµрѕрѕс‹с… рѕрѕсђрј
  5. Заключение
  6. Нормы списания ГСМ 2019 года. Приказ Минтранса РФ
  7. Понятие норматива ГСМ
  8. Кто устанавливает нормы ГСМ
  9. Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
  10. Зачем нужны показатели норм ГСМ
  11. От чего зависит величина показателя ГСМ
  12. Что утверждает Минтранс
  13. Сезонные нюансы для ГСМ
  14. Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
  15. Пример конкретного расчета
  16. Учет и списание ГСМ на предприятии
  17. Нормирование расходования ГСМ при собственной разработке
  18. Коэффициенты при расчете ГСМ
  19. Формула для вычисления расхода ГСМ
  20. Учет ГСМ в налоговом и бухгалтерском учетах
  21. Устройство автомобилей
  22. Нормирование расхода топлива по категориям автотранспортных средств
  23. Нормы расхода топлива для легковых автомобилей
  24. Нормы расхода топлива для автобусов
  25. Нормы расхода топлива для самосвалов
  26. Нормы расхода топлива для фургонов
  27. Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей
  28. Олимпиады и тесты

Нормы расхода топлива Минтранс РФ

Кто разрабатывает нормы расхода топлива на предприятии?

Независимо от формы собственности, каждая организация, имеющая в своем активе автотранспортные средства должна учитывать расходование горюче-смазочных материалов и топлива в процессе использования транспортных средств.

Расход ГСМ зависит от многих факторов:

  • вес автомобиля (РіСЂСѓР·РѕРІРѕР№, легковой автотранспорт);
  • климатические условия эксплуатации;
  • сезонность;
  • особенности конструкции автотранспорта (например, наличие кондиционера) Рё РґСЂСѓРіРѕРµ.

Для ведения статистики и включения объемов топлива и ГСМ в расходы по использованию транспортных средств в бухгалтерском учете, каждое предприятие разрабатывает нормативные значения потребления топлива и смазочных материалов. Под нормой понимается конкретное установленное значение пределов потребления расходных материалов в работе каждой единицы техники.

В текущем 2017 году предприятия могут самостоятельно выбирать метод определения нормативов расходования топлива и смазочных материалов на автотранспорте:

  • учитывая РЅРѕСЂРјС‹, разработанные Минтрансом;
  • без учета рекомендаций Минтранса (СЃ контрольными замерами каждой единицы автотранспорта).

Однако для беспрепятственного включения обоснованных затрат для целей налогообложения следует руководствоваться официальными разъяснениями.

Для определения норм расходования, независимо от способа их определения, на предприятия должен быть утвержден приказ:

Учет ГСМ

В определение горюче-смазочных материалов для автотранспорта включены:

  • топливо (бензин, дизель);
  • моторные Рё трансмиссионные масла;
  • тормозные Рё охлаждающие жидкости.

Для подтверждения расходования ГСМ необходимо составление обязательного документа – путевых листов.

Внимание! Для каждого вида транспорта предусмотрены унифицированные формы путевых листов, но их использование необязательно.

Р’ бухгалтерском учете приобретение Рё расходование ГСМ отображается РІ составе материально-производственных запасов РЅР° 10 счете («РњР°С‚ериалы» — «РўРѕРїР»РёРІРѕ»).

В расходы на снижение налогооблагаемой базы включаются все затраты, связанные с приобретением топлива независимо от способов его оплаты, но они должны быть обоснованны для осуществления деятельности фирмы в целях увеличения прибыли.

Основные положения методических рекомендаций Минтранса РФ

  1. Показатели расходования топлива и смазочных материалов разработаны в зависимости от моделей, марок и модификаций автотранспортных средств согласно назначению их использования.

    Включают расход топлива только на обеспечение транспортного процесса.

  2. Разработаны следующие виды нормативных показателей:
    1. для авто в снаряженном состоянии;
    2. при осуществлении транспортных работ;
    3. для автобусов (дополнительно включена загрузка пассажирами);
    4. для самосвалов (с учетом загрузочного коэффициента);
    5. при осуществлении транспортных работ грузовым автотранспортом.
  3. Учтены повышающие коэффициенты (например, работа в определенных регионах в зимнее время года).
  4. Учтены понижающие коэффициенты (например, при проведении работ с использованием автотранспорта в пригородной зоне за пределами города не учитываются городские поправки).
  5. Для более удобного поиска автомобили распределены по изготовителю и году выпуска (страны СССР и СНГ и зарубежные авто, до 2008 и новее).
  6. Предусмотрены нормативные показатели расходования смазочных материалов.
  7. Приведена классификация ТС.
  8. Разработаны формулы вычисления нормативных значений потребления топлива в зависимости от видов авто (таблица):
РўРёРї автоНормативный показатель расходованияЛегковые Автобусы Автопоезда Рё грузовые бортовые авто Тягачи Самосвалы Фургоны Спец транспорт — работающие РїСЂРё стоянке— работающие РїСЂРё передвижении
QРЅ = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D),QРЅ – расход РїРѕ нормативу, Р»Hs – нормативное значение потребления топлива РЅР° пробег, Р»/100 РєРј;S – пробег авто, РєРјD – коэффициент поправки Рє РЅРѕСЂРјРµ, %
Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D) + Hot * T, дополнительно учитывается функционирование независимых отопителей, л/ч (Hot), и время работы автобуса с работающим отопителем, ч (T).
QРЅ = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D),Hsan — РЅРѕСЂРјР° расхода топлива РЅР° пробег без РіСЂСѓР·Р°Hsan = Hs + Hg * GРїСЂ(Hg – РЅРѕСЂРјР° транспортной работы; GРїСЂ – вес прицепа, С‚)Hw – база РЅРѕСЂРјС‹ расхода РЅР° пробегW – объемы транспортной работы (произведение масс РіСЂСѓР·Р° Рё прицепа)
Аналогично грузовикам(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)
QРЅ = 0,01 * Hsanc * S * (1+0.01*D) + Hz + Z,Hsanc = Hs + Hw * (GРїСЂ + 0,05q), РіРґРµ дополнительно учтены величина грузоподъемности (q) Рё загрузочный коэффициент 0,5.Hz – дополнительный норматив потребления топлив РїСЂРё поездках СЃ РіСЂСѓР·РѕРј, Р»Z – произведенные поездки Р·Р° смену (СЃ учетом РіСЂСѓР·Р°)
Аналогично грузовикам(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)
QРЅ = (0,01 * Hsc * S + Ht * T) * (1+0,01 * D),Hsc – нормативный расход РЅР° пробег (если спец транспорт может выполнять дополнительно перевозку РіСЂСѓР·Р°)QРЅ = (0,01 * Hsc * S` + Hs« * S«) * (1+0,01 * D), РіРґРµ дополнительно учтены передвижения РґРѕ работы Рё РЅР° стоянку, Р° также отдельно определен расход РїСЂРё работеДля спец. транспорта СЃ установленным оборудованием нормативный расход РЅР° пробег определяется базовым СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј СЃ учетом массы.

Р р°р·сђр°р±рѕс‚рєр° сѓрѕр±сѓс‚рірµрѕрѕс‹с… рѕрѕсђрј

Если Минтрансом РФ в рекомендации не включены нормы потребления для имеющегося на предприятии автомобильного средства, то руководитель имеет право ввести собственные разработанные показательные значения личным приказом. При формировании приказа следует сделать обязательные контрольные заезды. Кроме того, учитываются данные технической документации и информации от изготовителя авто.

Заключение

Рекомендации по определению нормативных значений расходования ГСМ в зависимости от типа авто обеспечивают грамотный оперативный и статистический контроль над деятельностью.

Это дает возможность определять себестоимость перевозок (например, для корректировки ценовой политики фирмы), обоснованно уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.

Основным предназначением установленных норм расхода является принятие управленческих решений о путях экономии и энергосбережения топлива.

Скачать приказ об установлении норм расхода топлива и ГСМ

Источник: https://paperdoc.ru/documents/transport/normy-rasxoda-gsm

Нормы списания ГСМ 2019 года. Приказ Минтранса РФ

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ
Скачать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта РФ .doc

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/normy-spisaniya-gsm/

Учет и списание ГСМ на предприятии

Перед руководством любой организации, которая использует в своей деятельности транспорт, встает вопрос, как вести учет ГСМ на предприятии в 2017 году. Стоит отметить, что сейчас НК РФ не требует от налогоплательщика нормировать расходы на ГСМ. Если же было принято решение об использовании учета, то информация, данная в нашей статье, будет вам полезна.

В состав горюче-смазочных материалов (ГСМ) входят все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ), все типы жидкостей, необходимые для работы автомобиля: тормозная и охлаждающая жидкости, масла и смазки.

Важно правильно вести расход, т.к. при невыполнении этого затраты на ГСМ нельзя будет зачесть в счет налогов.

Согласно ст. 346.16 НК РФ, все затраты, уменьшающие налог, должны иметь документальное оформление. Для этого собираются и хранятся следующие документы:

  • Подтверждающие покупку ГСМ (чеки, авансовая отчетность, талоны, отчетность по топливной карте).
  • Удостоверяющие применение транспорта в ходе своей деятельности (путевые листы, заверенные на бумаге отчеты, фиксирующие пробег автомобиля и использование ГСМ).
  • Подтверждающие использование ГСМ (бухгалтерская документация, системные отчеты).

Эти бумаги нужны для уменьшения налога, иначе ФНС не вычтет траты на ГСМ из налогов.

Нелишним будет ознакомиться со ст. 252, ст. 254, гл. 26.2 НК РФ, ст. 413 ГК РФ, постановлением Правительством РФ № 92, письмом Министерства финансов № 03-03-01-02/140.

Списание ГСМ происходит путем внесения их в затраты. Осуществляется это на основании нормативов, которые были разработаны Министерством транспорта РФ. Однако согласно НК РФ предприятие имеет право разработать собственные нормативные документы для списания.

При работе по установленным нормам используют следующие документы:

  • Распоряжение Минтранса № АМ-23-р.
  • Распоряжение Минтранса № НА-90-р.
  • Распоряжение Минтранса № 152.

В последнем документе указаны все нововведения, которые актуальны на сегодняшний день. Также были внесены новые виды автомобилей, ранее отсутствовавшие. Поэтому рекомендуем компаниям, которые уже несколько лет ведут учет ГСМ по установленным нормам, ознакомиться с документом. Вероятно, там появился ваш транспорт, если его там не было ранее.

Стоит учесть, что любая автотранспортная организация обязана использовать документацию Минтранса РФ для учета расходов ГСМ. Собственный регламент разрабатывается, когда предприятию невыгодно использовать стандартные нормы, т.е. расходы значительно превышают установленные Минтрансом лимиты.

При разных типах налогообложения есть свои особенности списания:

  • При УСН: списание в графу «Расходы» происходит в день покупки.
  • При ОСНО: последним числом месяца за весь месяц.

Нормирование расходования ГСМ при собственной разработке

Расчет расходов на топливо можно произвести 2-мя способами:

  • Применением документов, разработанных производителем транспорта.
  • Вычислением фактического расхода ГСМ на транспорт.

Ведение учета по 2-му способу применяется чаще, чем по 1-го.

Порядок замера расхода ГСМ, в частности бензина, дизельного топлива и газа, следующий:

  1. Создание комиссии.
  2. Несколько замеров при различных условиях эксплуатации (теплое и холодное время года, интенсивность движения, наличие пробок, простой с работающим двигателем). Замер происходит при полном баке с фиксацией пробега на момент заправки до полного опустошения бака.
  3. Полученные результаты оформляются в несколько нормативных документов, которые в дальнейшем используются в ходе списания ГСМ.

Можно пойти и другим путем: после формирования комиссии происходит замер при обычных условиях эксплуатации. После этого рассчитываются коэффициенты для поправок при отклонениях от нормы.

Инструкция, разработанная локально, должна соответствовать действительности, т.к. при завышении норм налоговая инспекция может запросить у вас обоснование таких показателей.

При разработке локального норматива использования топлива не запрещено за основу брать распоряжения Минтранса.

Коэффициенты при расчете ГСМ

При расчетах разрешено применять различные повышающие коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Документы Министерства транспорта РФ содержат подробную информацию о них.

Например, повышающий множитель в зимнее время года колеблется в диапазоне от 10 до 20% в зависимости от регионального расположения. Также влияние на расход топлива оказывает количество жителей города, в котором транспорт числится (от 5 до 35%), и возраст авто (5-10%).

Если налоговая инспекция запросит основание множителей при расчете, то вы сможете сослаться на рекомендации Министерства транспорта (выше по тексту).

Формула для вычисления расхода ГСМ

Для легкового транспорта существует типовая формула расхода топлива:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативная трата топлива, Hs – базовая трата топлива на 100 км, S – пробег транспорта, D – коэффициент в процентах.

Примеры расчета друг от друга практически не отличаются, т.к. почти все применяют общую формулу. Отличия могут быть в том случае, если на предприятии были введены собственные правила.

Пошаговая инструкция по расчету нормы (на основе документации Минтранса):

На балансе компании находится автомобиль, который зарегистрирован в области с 2-миллионным населением. За зимний период машина прошла 300 км. Базовая трата на 100 км – 8,5 литра, коэффициент D (работа в зимнее время ) – 15%, коэффициент D (город с 2-миллионным населением) – 25%, пробег S – 250 км.

Применив формулу, получим:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,5 х 250 х (1 + 0,01 х (0,25 + 0,15)) = 21,34 л.

Учет ГСМ в налоговом и бухгалтерском учетах

Ниже представлены ответы на наиболее распространенные вопросы при бухгалтерском учете ГСМ:

Разрешено ли списать ГСМ полностью без нормирования? Разрешено. Никаких особых требований налоговое и бухгалтерское законодательство не выдвигает. Но если нормы не применяются, то в налоговой инспекции вы должны будете объяснить объем отраженного в отчетах топлива. Также рекомендуем учитывать ГСМ одинаково при обоих типах учета: либо использовать нормирование там и там, либо не использовать
Как нормировать топливо? При УСН есть 3 варианта:
  • Использовать документацию Минтранса.
  • Использовать информацию изготовителя транспортного средства.
  • Собственные нормы, подтвержденные актами ответственной комиссии
Можно ли пересмотреть нормирование топлива в течение года? Разрешено, если будет причина для этого. К примеру, расход ГСМ новым авто превышает первоначальные лимиты. Основание для пересмотра нормы необходимо зафиксировать в приказе, изданном главой организации
Возможно ли применение различных норм расходования ГСМ на зимний и летний периоды? Законодательно запретов нет. Приказом главы компании утверждаются периоды, которые делятся на зимний и летний, фиксируются нормы расходования для каждого периода
Разрешено ли удерживать превышение нормы из зарплаты водителя? При доказательстве вины водителя – да. Для этого создается комиссия, согласно ст. 247 ТК РФ. Нужно попросить водителя указать причины превышения нормы. При подтверждении вины издается распоряжение в течение месяца после вычисления ущерба, нанесенного компании. Размер взыскания за нарушение не может быть больше одного среднемесячного заработка (по ст. 248 ТК РФ). При превышении ущерба или просрочки с выдачей распоряжения взыскать сумму можно только через суд

Источник: https://zhazhda.biz/base/uchet-i-spisanie-gsm-na-predpriyatii

Устройство автомобилей



Для автотранспортных предприятий и юридических лиц, эксплуатирующих автотранспортные средства, характерны не только затраты, обусловленные нерациональным расходом топлива по описанным ранее объективным причинам, но и связанные с халатным отношением работников к своим обязанностям, и даже откровенным хищением топлива. В целях снижения себестоимости перевозок, сокращения непроизводительных затрат топлива и упорядочения его расхода на автотранспортных предприятиях расход топлива нормируется.

Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте — это плановые показатели его расхода на единицу пробега и единицу транспортной работы. Они являются нормами технологическими, т.е. включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.

Для нормирования расхода топлива в предприятиях, эксплуатирующих автомобильный транспорт, используются Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

В данных Рекомендациях указывается, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, и др.

независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Эти нормы утверждены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

В настоящее время Методические рекомендации действуют с учетом изменений, внесенных Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р.
Согласно поправкам в документе:

  • уточнен порядок расчета норм топлива и смазочных материалов;
  • введены нормы расхода топлива на модели транспортных средств как отечественных, так и зарубежных производителей, выпускаемых с 2008 года;
  • уточнены условия повышения норм расхода топлива;
  • уточнены условия, при которых нормы расхода топлива могут снизиться.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждых модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля путем использования корректирующих коэффициентов.

Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации, и периодически пересматриваются.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
  • норма на 100 ткм транспортной работы;
  • норма на ездку с грузом;
  • норма расхода при почасовой оплате.

Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы. Норма на транспортную работу зависит от типа двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля.
Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки, а также на работу спецоборудования автомобилей-самосвалов и самопогрузчиков.

Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля устанавливаются в следующих измерениях:

  • для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;
  • для автомобилей, работающих на сжиженном газе, — в литрах;
  • для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в метрах кубических (при нормальных условиях);
  • для газодизельных автомобилей: сжатого газа — в кубических метрах, дизельного топлива — в литрах.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм. Эти коэффициенты могут применяться в определенных Министерством автотранспорта РФ пределах, и для каждого конкретного предприятия величину поправочных коэффициентов утверждает его руководитель.

Эксплуатационные нормы расхода топлива для каждого типа автотранспортных средств устанавливаются раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному и сжатому газу, и служат для нормирования расхода этих ресурсов на автотранспортном предприятии, планирования их потребления, оценки эффективности использования и расчетов налогообложения.

При работе автомобилей в зимнее время базовые нормы расхода топлива увеличиваются: в южных районах страны — на 5%, в северных районах — на 15%, в районах Крайнего Севера — на 20%, в остальных районах страны — на 10%.

Увеличение базовых норм предусмотрено также при работе автомобилей в черте города, в горных местностях, при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, и в ряде других случаев.

При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием базовые нормы уменьшаются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок они алгебраически складываются.

***

Нормирование расхода топлива по категориям автотранспортных средств

Ниже приведены формулы, по которым определяют нормативные значения расхода топлива для различных типов автотранспортных средств.

Нормы расхода топлива для легковых автомобилей

Нормирование расхода топлива у легковых автомобилей осуществляется с использованием формулы, учитывающей базовую норму для данной марки и модели автомобиля, пробег и поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации транспортного средства:

Qн = 0,01HSS(1± 0,01D),

где Qн – нормативный расход топлива, л;
HS – базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент к норме, %.

Нормы расхода топлива для автобусов

Для автобусов нормативное значение расхода топлива определяется так же, как для легковых автомобилей. При наличии на автобусе штатных независимых отопителей нормативный расход топлива определяется следующим образом:

Qн = 0,01HSS(1 ± 0,01D) + НотТ,

где Нот — норма расхода топлива на работу отопителя (или отопителей), л/ч;
Т — время работы автобуса с включенным отопителем.



Для грузовых автомобилей и автопоездов общего назначения нормативное значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

Qн = 0,01(HSАПS + HWW)(1 ± 0,01D),

где Qн — нормативный расход топлива, л или м3;
HSАП = HS + HдGпр — норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км;
HS — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100км или м3/100 км;
Hд — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м3/100 ткм;
HW — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или м3/100 ткм.

W = GгрSгр — объем транспортной работы, ткм;
Gгр — масса груза;
Sгр — пробег с грузом;
D – поправочный коэффициент, %;
Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов установлена следующая норма на 100 ткм транспортной работы: бензин — 2 л, дизельное топливо — 1,3 л, сжиженный нефтяной газ — 2,5 л, сжатый природный газ — 2 м3; при газодизельном двигателе — 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.

При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов: бензин — 2 л, дизельное топливо — 1,3 л, сжиженный газ — 2,5 л, природный газ — 2 м3; при газодизельном двигателе — 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.

Нормы расхода топлива для самосвалов

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов значение нормативного расхода топлива определяется по формуле:

Qн = 0,01HSАПСS(1 ± 0,01D) + HГz,

где HSАПС = HS + HW(Gпр + 0,5q) — норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км;
HW — норма расхода топлива на транспортную работу и дополнительную массу прицепа или полуприцепа Gпр, л/100 ткм;
HГ — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену независимо от типа двигателя и грузоподъемности: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ — 0,25 л, природный газ — 0,25 м3;
q — грузоподъемность прицепа, т;
z — количество ездок с грузом за смену.

Нормы расхода топлива для фургонов

Для автомобилей-фургонов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормативное значение расхода топлива определяется также, как и для бортовых грузовых автомобилей с учетом базовой нормы для данной марки и модели автомобиля-фургона.
Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормативное значение расхода определяется также, как и для легковых автомобилей с добавкой в размере 10%.

Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей

Методическими рекомендациями указанная категория автомобилей подразделяется на две группы:

а) автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные и т.п.).
Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:

Qн = (0,01HSCSHТT)(1 ± 0,01D),

где HSC — норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях, когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы: HSC' = HSC + HWW, где HW — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм; W — объем транспортной работы, ткм);
S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
HТ — норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;
D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности);

б) автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения, т. е. на ходу (автовышки, кабелеукладчики и т.п.).
Для них нормативный расход топлива определяется по формуле:

Qн = (0,01HSCSHSS')(1 + 0,01D),

где HSC — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
HS — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
S' — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) определяются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

***

Дорожно-транспортная экспертиза



Олимпиады и тесты

Источник: http://k-a-t.ru/PM.01_mdk.01.01/7_teoria_avto_toplivo_2/index.shtml

Minstroy39.ru
Добавить комментарий