Понятие системы социального страхования и обеспечения

Понятие и сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Понятие системы социального страхования и обеспечения

Введение. 3

1. Понятие и сущность расчетов по социальному страхованию и обеспечению.. 5

1.1. Понятие системы социального страхования и обеспечения. 5

1.2. Учет начислений на социальное страхование некоммерческих организаций  9

2. Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.. 16

2.1. Учет расчетов по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию». 16

2.2. Бухгалтерский учет расчетов по единому социальному налогу и пенсионным взносам. 18

2.3. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  23

Заключение. 29

Список использованной литературы. 31

 

Введение

Цель современного бухгалтера не только в создании на базе первичных документов и Плана счетов блока информации о финансово-экономическом состоянии предприятия, но и в формировании бухгалтерской модели его хозяйственной деятельности, позволяющей проводить налоговое планирование и прогнозирование финансового результата. Этот результат в дальнейшем воплощается в жизнь системой договорных отношений с контрагентами, скрупулезной калькуляцией расходов, контролем и управлением всеми производственно-хозяйственными процессами. С позиций чисто учетных, задача бухгалтерской деятельности заключается в правильном и своевременном кодировании всей последовательности хозяйственных операций и действий, чтобы к моменту наступления отчетного периода, используемые аппаратные и программные средства бухгалтерии позволяли бы получить баланс и другую финансовую отчетность с высокой степенью точности и законченности. [1]

Кроме заработной платы, работники получают выплаты социального характера (пособия по временной нетрудоспособности, прочие пособия, выплачиваемые за счет Фонда социального страхования РФ и др.).

В России существует государственная система социальной защиты населения, частью которой является обязательное социальное страхование.

Социальное страхование обеспечивается отчасти организациями и индивидуальными предпринимателями — работодателями, которые выступают в роли страхователей, уплачивая страховые взносы.

Работодатели (организации и индивидуальные предприниматели), которые являются плательщиками единого социального налога (ЕСН), страховые взносы на обязательное социальное страхование перечисляют, в частности, в составе ЕСН.

Исследование темы курсовой работы «Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению» является на сегодняшний день актуальным, так как, эти фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивают финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет. Важность исследования продиктовано также тем, что эти расходы затрагивают затратную сторону деятельности предприятия и участвуют в исчислении обязательных взносов предприятия.

Целью исследования является изучение порядка учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности учета расчетов по взносам социального страхования и обеспечения;
  • ознакомиться с понятием и сущностью расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
  • усвоить бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

Предметом исследования был бухгалтерский финансовый учет. Объектом исследования послужил учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в организациях на основе данных экономической литературы, нормативно-правовых актов и данных журналов и экономических газет.

 

1.1. Понятие системы социального страхования и обеспечения

Для реализации конституционных прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь в Российской Федерации создана и действует система обязательного социального страхования. Основы государственного регулирования обязательного социального страхования на законодательном уровне установлены Законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

К видам страхового обеспечения относятся: пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пенсия по инвалидности, старости и др. [1]

Для функционирования системы социального страхования и обеспечения образуются следующие государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный и территориальные). Источниками средств, зачисляемых в вышеназванные государственные социальные внебюджетные фонды, являются единый социальный налог и страховые взносы, взимаемые с организаций и физических лиц. [1]

Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, признаются налогоплательщиками единого социального налога (ЕСН). Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлен гл. 24 НК РФ. Сумма ЕСН исчисляется налогоплательщиками отдельно (по соответствующим ставкам) в федеральный бюджет (на частичное финансирование пенсий) и в социальные фонды.

Налоговой базой в общем случае являются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц (ст. 237 НК РФ).

В то же время в налоговую базу по ЕСН в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС, не включаются вознаграждения, выплачиваемые работникам по любым договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

В связи с этим должен быть организован обособленный учет таких доходов, начисляемых работникам и иным лицам, привлеченным организацией для выполнения работ, оказания услуг, а также выплат по авторским и лицензионным договорам.

Перечень выплат, не подлежащих налогообложению ЕСН, приведен в ст. 238 НК РФ.

Ставки ЕСН установлены ст. 241 НК РФ. В отношении каждого социального фонда установлена отдельная процентная ставка. В зависимости от величины налоговой базы каждого конкретного работника (она должна превышать 280000 руб.) налогоплательщики имеют право применять регрессивные (уменьшающиеся по мере увеличения доходов) ставки.

Налоговым периодом по ЕСН установлен календарный год. Поэтому налогоплательщики заполняют налоговую декларацию только по окончании календарного года. В то же время в течение года налогоплательщики обязаны производить ежемесячно исчисление и уплату авансовых платежей по налогу в срок не позднее 15-го числа следующего месяца (ст. 243 НК РФ).

Кроме обязанностей уплаты ЕСН организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются плательщиками следующих страховых взносов:

— на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);

— на обязательное пенсионное страхование (Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний никак не связаны с уплатой ЕСН. Страховые тарифы по этому виду страхования дифференцированы по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска и устанавливаются ежегодно специальным Федеральным законом. Уплата взносов производится в Фонд социального страхования РФ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются организациями в Пенсионный фонд РФ по тарифам, установленным Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», которые дифференцированы в зависимости от величины налоговой базы на каждого отдельного работника и от года рождения: до 1966 г. и старше и 1967 г. и моложе. Для последней группы работников страховые тарифы состоят из двух частей: на финансирование страховой части и накопительной части трудовой пенсии, а для старшей группы предусмотрена только страховая часть пенсии.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взаимоувязаны с уплатой ЕСН.

Такая взаимосвязь заключается в том, что сумма ЕСН в части, подлежащей перечислению в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 243 НК РФ). Указанный налоговый вычет применяется организациями ежемесячно при исчислении сумм авансовых платежей по ЕСН. [21]

Для начисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен один и тот же объект налогообложения и одинаковый порядок определения базы для исчисления налога и страховых взносов. База для исчисления налога и страховых взносов определяется по истечении каждого месяца нарастающим итогом с начала налогового периода.

Организации в соответствии с законодательством обязаны вести учет отдельно по каждому работнику (физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты):

—         сумм начисленных им выплат и иных вознаграждений;

—         сумм ЕСН, относящихся к этим выплатам;

—         сумм налоговых вычетов в части начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в социальные фонды, а также иные условия по использованию этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Налогоплательщикам предоставлены определенные права самостоятельно производить отдельные виды расходов на цели государственного социального страхования.

Суммы, использованные налогоплательщиком (в порядке, предусмотренном законодательством) на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года и другим, подлежат зачету в счет суммы, зачисляемой в составе ЕСН в Фонд социального страхования РФ. Сведения о суммах, использованных налогоплательщиками на вышеназванные цели, ежеквартально представляются в ФСС.

Обеспечение по страхованию вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания назначается и выплачивается по решению Фонда социального страхования РФ в установленном законодательством порядке.

 

1.2. Учет начислений на социальное страхование некоммерческих организаций

Единый социальный налог выплачивается не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата.

При окончательном расчете со всей суммы заработка, выплаченной работнику за месяц, уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в следующие сроки:

1) при выплате из кассы наличными — в день получения в банке средств на выплату заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата;

2) при перечислении на счет работника — в день перечисления со счета работодателя за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата;

3) при выплате из выручки, поступившей в кассу, — на следующий день после выплаты заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается заработная плата. [2]

Некоммерческая организация по каждому работнику и в целом по организации должна вести индивидуальные и сводные карточки учета выплат работникам сумм начисленного Единого социального налога и страховых взносов в ПФ. Их форма и порядок заполнения утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443@.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/buhgalterskiy-uchet-i-audit/ponyatie-i-suschnost-raschetov-po-socialnomu-strahovaniyu-i-obespecheniyu/

Понятие социального страхования — обязательного, его особенности

На сегодняшний день социальная защита населения — это необходимый элемент эффективного функционирования каждого развитого государства.

Вне зависимости от национальной принадлежности, главное звено социальной защиты – это социальное страхование. Оно выступает связующим фактором между страховыми институтами и социумом.

Страхование играет роль вектора потребительской разновидности общественной защищенности. Это мера социальной защиты, которая направлена на рост социальной защищенности граждан путем страхования определенных рисков.

В то же время  выступает сферой социальной защиты, нуждающейся в регулярной поддержке, причем не только государственной, а и в частном инвестировании.

Социальное страхование – это самодостаточный институт, имеющий собственную законодательную базу, а также организацию и экономическую основу.

Функции социальной политики воплощаются в жизнь при помощи ряда социальных услуг и соцобеспечения.

Социальное обеспечение, в свою очередь, являет собой ряд программ, связанных с финансовыми выплатами безработным слоям населения (при нетрудоспособности, в связи с преклонным возрастом или из-за утраты кормильца и др.).

Таким образом, социальное страхование — комплекс правоотношений в рамках распределения и последующего перераздела национальных доходов для того, чтобы сформировать ряд особых страховых фондов по обеспечению граждан, которые в общественном труде участия не принимают.

Организованный комплекс мер социального страхования состоит из программ, которые включают платежи для всех участников социума на безвозмездной основе и вне зависимости от их дохода по наступлению предусмотренного законом случая, такого как, к примеру, инвалидность, утрата работы, роды и др.

Узкое значение

В узком смысле социальная защита является системой законодательных и прочих гарантий, которые предоставляются трудоспособному населению, чтобы повысить собственный уровень благосостояния личным трудовым вложением, а и социально уязвимым и нетрудоспособным гражданам благодаря преимуществу в использовании общественных фондов потребления и прямой материальной поддержке.

Таким образом, понятие социального страхование в узком значении можно рассматривать как страхование от рисков в связи с наступлением определенных событий, изменяющих физическое состояние и соцположение населения, которые ухудшают их материальное положение.

Широкое

Социальная защита в широком смысле представляет собой государственную деятельность по реализации целей социальной политики, направленных на создание социальных гарантий при формировании экономической стимуляции для участников общественного производства.

Исходя из этого, социальное страхование – это система организаций и правил, компенсирующих или минимизирующих последствия изменений финансового положения населения в связи с потерей работы, инвалидности, травмы, старости и пр.

Основные принципы

К основным принципам социального страхования относят:

  1. Неукоснительное соблюдение.
  2. Стабильность за счет страхового обеспечения и взносов.
  3. Гарантированное государством соблюдение выполнения обязанностей страховщиком вне зависимости от его материального положения.
  4. Урегулирование государственным аппаратом.
  5. Обязательные выплаты установленных платежей страхователями.
  6. Несение ответственности за пользование финансами соцстраха.
  7. Автономия финансовой системы.

Особенности

Правительство РФ за каждый финансовый год выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ отчетность о выполнении бюджетов обязательного социального страхования, утверждаемые впоследствии федеральным законодательством.

Фонды бюджетов определенных видов обязательного соцстраха обладают своими особенностями. Так, они не включаются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Любые нецелевые расходы финансов из бюджетов обязательного соцстраха запрещено.

Чиновники, которыми допущен нецелевой расход таких денежных средств, несут ответственность, установленную согласно действующему законодательству РФ.

Денежные средства бюджетов указанных фондов не подлежат изъятию. Они хранятся на счетах ЦБ РФ или счетах других банков, список которых определяет Правительство РФ. Не взимается оплата банковских услуг по операциям с участием средств обязательного социального страхования.

Объемный перечень социальных обязательств государства предусматривается Конституцией РФ. Согласно основному закону властям предписывается выполнять и контролировать следующие нормы:

  • здоровье и труд населения подлежат охране;
  • предусматривается минимальная оплата труда;
  • проводится господдержка семей, инвалидов и пожилых граждан;
  • совершенствуется система социальных служб;
  • назначаются государственные пенсии и прочие гарантии соцзащиты.

Правовую базу социального страхования составляет Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», а также различные Федеральные законы (об основах обязательного соцстраха, об обязательном пенсионном страховании в РФ, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие федеральные законы о бюджетах).

Что такое социальное страхование работника, рассказывается здесь.

Самое полное определение понятия «социальное страхование» содержится в ст. 1 Закона «Об основах обязательного социального страхования».

Они предназначены компенсировать или минимизировать последствия изменений материального и социального статуса трудящихся и прочих категорий лиц, которые предусмотрены законом, как результат их признания нетрудоустроенными, профзаболевания, наличия инвалидности, травматизма, утраты кормильца семьи, материнства или наступления преклонного возраста, потребности оказания медицинских услуг.

Также прочих социальных страховых рисков, которые регламентированы действующим законодательством.

В первую категория лиц входят российские граждане, иностранцы и трудоустроенные по договору (контракту) или лица, не имеющие гражданства, которые сами обеспечивают свою занятость.
Некоммерческие юридические лица выступают страховщиками.

Подобные организации создаются чтобы обеспечивать права тех, кто получил страховку по обязательному соцстраху от предусмотренных страховых случаев.

Страхователями также выступают структуры местного самоуправления и государственные исполнительные органы, которые обязаны вносить страховые платежи.

Таким образом, вы подробно ознакомились с общей характеристикой обязательного социального страхования в рамках социальной защиты населения, где детально раскрывается его понятие, и можете иметь представление о его структуре и роли в современном государстве.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/soc/ponjatie.html

Обязательное социальное страхование

Министерство образования и науки РФ

Юридический колледж

Российской секции

Международной полицейской ассоциации

Кафедра гражданско-правовых и прикладных дисциплин

Контрольно-аттестационная  работа

по дисциплине

«Организация работы органов социального обеспечения»

на тему

«Обязательное социальное страхование»

специальности

(030504 «Право и организация  социального обеспечения»)

Устинова Анна Сергеевна

Руководитель работы

Богданов Анатолий Витальевич

Тула 2012 г.

1.1.  Понятие и принципы обязательного социального страхования

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.

Государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Государство помимо законодательного регулирования отношений по социальному страхованию непосредственно финансирует обеспечение граждан.

Но что, же такое обязательное социальное страхование?

Изучив и проанализировав ФЗ «Обязательное социальное страхование» можно сделать вывод, что Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом 1 страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Исходя из  понятия, которое дано в законе, можно сказать, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Исходя из  нормативно — правовой базы логично сделать вывод, что Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

Всеобщность и обязательность обязательного социального страхования — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, смерти кормильца,  без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты (Обязательному социальному страхованию подлежат все застрахованные лица);

Социальная страховая солидарность является одним из главных в обязательном социальном страховании. Его суть заключается во взаимной помощи и взаимной поддержки всех граждан, участвующих в обязательном социальном страховании.

Это принцип предполагает солидарное распределении денежных средств между всеми гражданами – участниками обязательного социального страхования вне зависимости от социально – демографических, региональных, хозяйственно-экономических и иных факторов;

принцип личной социальной ответственности застрахованных лиц определяется необходимостью их непосредственного участия в формировании финансовой базы страховой фондов. В России в системе обязательного социального страхования этот принцип не работает, так как работники не вносят взносов их личных заработков в ФСС;

принцип 3-хстороннясти социального страхования предполагает участие в обязательном социальном страховании трех его субъектов: работника, работодателя и страховщика.

Наличие этого принципа и его соблюдение на практике очень важно с позиции распределения ответственности между ними за финансовое состояние всей системы обязательного социального страхования.

Для этого  на практике, необходимо определить меру ответственности каждой из сторон при наступлении страхового случая;

принцип социально- страховой гарантированности- при наступлении соответствующего страхового случая страховое обеспечение застрахованных лиц гарантируется на уровне, отвечающий стандартам материальной обеспеченности.

Иными словами, размер страховых выплат должен позволить застрахованным гражданам удовлетворять личные потребности на уровне не существующего в настоящее время минимума физиологического выживания, а действительного прожиточного минимума;

принцип страхового самоуправления  означает равное несение ответственности  всеми  участниками обязательного социального страхования за управление соответствующим страховым фондом.

Юридической базой самоуправления в социальном страховании является собственность страхового сообщества.

Целью обязательного социального страхования является защита личных имущественных интересов при наступлении страховых случаев.

1.2.  Система обязательного социального страхования

Исследовав нормативно- правовую базу целесообразно сказать, что     Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем, в зависимости обязательного от видов обязательного социального страхования. Структурно это можно представить в следующем виде:

  1. Обязательное пенсионное страхование;
  2. Обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности (материнство, отцовство, детство);
  3. Обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний;
  4. Обязательное медицинское страхование.

Анализируя государственную систему обязательного социального страхования можно сказать, что   Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из  следующих элементов:

  1. Субъекты обязательного социального страхования (застрахованные лица, страховщики, страхователь);
  2. Объекты обязательного социального страхования (вероятные события, изменяющие материальное и/или социальное положение застрахованного лица);
  3. Страховые риски (предполагаемые событие влекущие изменение материального и/или социальное положение застрахованного лица).
  4. Страховое обеспечение – денежные выплаты, компенсирующий доход и заработок.

Субъекты обязательного социального страхования.

Изучая и анализируя систему обязательного социального страхования целесообразно сказать, что Субъектами являются участники отношений по обязательному социальному страхованию, которые обладают субъективными правами и обязанностями. Состав участников разнообразных, но основными являются:

Застрахованные лица – граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане:

  1. лица, работающие по трудовому договору
  2. лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой
  3. иные категории граждан (лица, работающие по гражданско-правовым, авторским и лицензионным договорам; лица, работающие за пределами РФ, уплачивающие страховые взносы;  лица,  добровольно вступившие  в добровольные отношения со страховщиком).

Страхователи – лица, которые производят выплаты взносов:

    1. физические лица,
    2. организации любых форм собственности,
    3. индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой,
    4. органы исполнительной власти и местного самоуправления
    5. граждане, добровольно вступившие в страховые отношения.

Страховщик – внебюджетные фонды РФ:

  1. ПФР (Пенсионный фонд России)
  2. ФСС (Фонд социального страхования)
  3. ФОМС (Фонд обязательного социального страхования).

Изучив государственную систему социального страхования  можно дать определение социального страхового риска. Итак, социальный страховой риск — это предполагаемое событие, влекущее изменение материального или социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется Обязательное социальное страхование.

Социальный страховой риск- возможность ухудшения материального и социального положения гражданина при утрате дохода.2

Исходя из нормативно – правовой базы по обязательному социальному страхованию  логично  различать следующие виды социальных страховых рисков:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание:
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеряю кормильца;
  • признание безработным;
  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Источник: http://student.zoomru.ru/strah/obyazatelnoe-socialnoe-strahovanie/217429.1740682.s1.html

Minstroy39.ru