- Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации
- Этапы развития налогообложения
- Развитие налогообложения в России
- Развитие налогообложения в дореволюционной России
- Налогообложение СССР
- Период распада СССР и становления Российского государства
- Стабилизация налоговой системы РФ
- Экономическое содержание налога
- Классификация налога
- Элементы налога
- Правовые принципы налогообложения и их роль в налоговой системе государства
- старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Владикавказского института управления, РФ, г. Владикавказ
- senior lecturer of the Department of Finance and Credit, Vladikaaz Institute of Management, Rusia Vladikaaz
Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации
• Возникновение и эволюция налогообложения. Этапы развития налогообложения в России
• Теории налогов
• Функции налогов
• Принципы налогообложения
Этапы развития налогообложения
• IV-III века до н.э. — это хозяйствующие системы древнего мира и средних веков и отличаются неразвитостью и случайным характером налогообложения (развития налоговая система Древнего Рима – денежный налог (атрибут), основным являлся поземельный налог);
• конец XVII-начало XVIII в. – налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства (зарождение первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги);
• XIX в. – уменьшение количества налогов и большое значение правам при их установлении и взимании (после первой мировой войны –закладывается основа современной налоговой системы)
Развитие налогообложения в России
• IX – XIX вв. налогообложение до революционного России;
• 1917-1990 гг. налоговая система СССР;
• 1991-1999 гг. широкомасштабная налоговая реформа (распад СССР и становление России);
• 1 января 1999 г. введение первой части Налогового Кодекса Российской Федерации
Развитие налогообложения в дореволюционной России
• конец IX в. – поборы в княжескую казну, которые именуются данью (носили нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов);
• Х в. (князь Олег Вещий) вводит кроме дани с покоренных племен поставку воинов;
• XIII в. Иноземная дань являлась формой регулярной эксплуатации русских земель;
• XV в. Иван III ввел первые прямые и косвенные налоги (основной –подушный налог), появляются целевые налоговые сборы и закладываются основы налоговой отчетности (сошное письмо);
• XVI-XVIII в. характеризуется упорядочением системы налогообложением, появлением счетной палаты (Алексей Михайлович 1629-1676 гг.
), огромное налоговое бремя, расцветала откупная система исполнения податных обязательств (Петр I 1672-1725 гг.), создание специальных государственных органов, появление гильдейской подати (Екатерина II 1729-1796).
Основной чертой налоговой системы — большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (42% государственных доходов);
• начало XIX в. — утверждение программы финансовых преобразований, большое значение имели прямые налоги, появление оброка и социальных налогов.
Налогообложение СССР
• 1918 -1920 гг. введение единовременного сбора на обеспечение семей красноармейцев, непоследовательность и бессистемность проведения экономической политики (86 видов платежей в бюджет);
• эпоха НЭП (март 1921 г.) заложены основы налоговой системы советского государства;
• 1930-1932 гг. новая кардинальная налоговая политика (два налога – налог с оборота и отчисления от прибыли), формирование дохода государства не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственных монополий;
• начало 80-х г. – более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства, налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений;
• 14 июля 1990 г. принятие закона СССР «Она логах с предприятий, объединений и организаций», первый нормативный акт, регулирующий налоговые правоотношения в стране.
Период распада СССР и становления Российского государства
Основные налоговые законы:
• «Об основах налоговой системы в российской федерации»
• «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
• «О налоге на добавленную стоимость»
• «О подоходном налоге с физических лиц»
• «О государственной налоговой службе РСФСР»
Стабилизация налоговой системы РФ
• Введение с 1 января 1999 года первой части Налогового кодекса РФ Федеральный закон № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г. (действуют ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы В РФ»;
• Введение с 1 января 2001 года второй части Налогового Кодекса РФ федеральный закон № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г. (гл. 21 «НДС», гл. 22 «Акциз», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и гл. 24 «Единый социальный налог»);
• Введение в действие с 1 января 2002 г. Гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход», гл. 27 «Налог с продаж», гл. 28 «Транспортный налог»;
• Введение в действие с 1 января 2003 г. Гл. 25.1 «сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.1 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», гл. 29 «Налог на игорный бизнес»;
• Введение в действие с 1 января 2004 г. Гл. 30 «Налог на имущество организаций»;
• Введение в действие с 1 января 2005 г. Гл. 31 «Земельный налог».
Экономическое содержание налога
• Классификация налогов
• Элементы налога
Классификация налога
• Субъект налога
• Объект налогообложения
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
• Налоговая база
• Налоговая ставка
• Налоговый период
• Налоговый оклад
• Налоговые льготы
Элементы налога
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным Кодексом Российской Федерации.
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Источник: https://mirznanii.com/a/243964/teoreticheskie-osnovy-nalogovoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii
Правовые принципы налогообложения и их роль в налоговой системе государства
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Владикавказского института управления, РФ, г. Владикавказ
E-mail:
LEGAL PRINCIPLES OF TAXATION AND ITS ROLE IN A STATE TAX SYSTEM
senior lecturer of the Department of Finance and Credit, Vladikaaz Institute of Management, Rusia Vladikaaz
АННОТАЦИЯ
В статье исследуются экономические, организационные и правовые принципы организации налогообложения на общегосударственном, региональном и местном уровнях; рассматриваются возможности использования принципов налогообложения в практике государственного управления.
ABSTRACT
Economic, organizational and legal principles of taxation at national, regional and local levels have been studied in the article. Possibilities of taxation principles’ use in the practice of state administration have been considered.
Ключевые слова: государство, бюджет, налоги, налогообложение, экономические, организационные и правовые принципы налогообложения.
Keywords: government; budget; taxes; taxation; economic; organizational and legal principles of taxation.
Известно, что государство и общество, не в состоянии обходиться без налогов. При этом, учитывая необходимость обеспечения административно-территориальной целостности и гармоничного развития отдельных внутригосударственных территориальных образований, налогообложение должно обеспечивать справедливое взимание и перераспределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней [1, с. 27].
Целью организации налогообложения выступает формирование общегосударственных централизованных фондов денежных средств, которые используются для выполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления возложенных на них функций.
Организация налогообложения в обществе предполагает осуществление соответствующего процесса на общегосударственном, региональном и местном уровнях управления государством.
При обложении налогами должен соблюдаться ряд принципов.
Финансовой наукой, как известно, выделено достаточно большое многообразие видов и классификаций принципов налогообложения, довольно широко представленных в экономической литературе. Их выделяется достаточно много, зачастую они просто дублируют друг друга — разные формулировки того или иного принципа отражают одно и то же его содержание [2, с. 43].
С учетом исследуемых автором вопросов, не мало важным является также и то, затрудняя формулировку критериев классификации исследуемых принципов, принципы построения и функционирования налоговой системы государства.
Проведя анализ имеющихся точек зрения по рассматриваемому вопросу, можно сделать следующие выводы.
Принципы налогообложения автор подразделяет на 2 блока:
1. Экономические, или общенациональные принципы, в основе которых лежат так называемые классические принципы налогообложения («золотые» правила налогообложения): справедливость, равномерность, ясность и дешевизна, которые разработаны Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Риккардо, а впоследствии развиты и дополнены А. Вагнером и другими известными экономистами.
2. Организационно-правовые или внутринациональные принципы, которые, в свою очередь, можно подразделить на 2 группы — организационные и правовые.
Принципы налогообложения охватывают весь спектр налоговых и организационно-правовых отношений, связанных с установлением и взиманием налогов. Их классификацию на экономические, организационные и правовые отражает рис. 1.
Рисунок 1. Классификация принципов налогообложения
Среди принципов налогообложения, и об этом указывалось выше, можно выделить не только экономические и организационные, но также и правовые. К ним можно отнести общие и специальные принципы налогового права.
Общие принципы налогового права включают в себя:
1. Принцип установления налогов законами. Он означает, что устанавливать налоги должны представительные органы власти, принимая в обязательном порядке соответствующие законы.
2. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Специальными принципами налогового права являются:
1. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Он означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно Налогового кодекса.
2. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.
3. Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов. Он присущ любой системе налогового законодательства и предполагает отсутствия неравенства сторон (государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, налогоплательщиков) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона.
Комбинации экономических и организационно-правовых принципов налогообложения используются при формировании налоговых концепций, а также определяются нормы действия налогового механизма конкретного государства, с ними формируются и совершенствуются национальные налоговые системы.
В отдельно взятой стране при выборе принципов налогообложения, как правило, используется конкретно-государственный (собственный) подход.
Для обеспечения эффективности налогообложения в государстве необходима практическая реализация одновременно всех трех групп принципов налогообложения — экономических, организационных и правовых.
Принятые государством в качестве приоритетных общенациональные и внутринациональные принципы налогообложения, берутся за основу при принятии сводного Закона о налоговой системе государства (Налогового кодекса страны).
Принципы, закрепленные в сводном законе, определяют не только функционирование налоговой системы в целом, но и регламент всех без исключений элементов налоговых обязательств: виды налогов, правила их исчисления и уплаты, права и обязанности сторон налоговых действий [2, с. 45].
Налогообложение способно развиваться по оптимальному варианту как на уровне государства в целом, так и на уровне его отдельных территориальных образований, если организация налогообложения на всех его уровнях — общегосударственном, региональном и местном, базируется на учете и классических и научно обоснованных организационно-правовых принципов, и напротив, если при разработке организационно-правовых (внутринациональных) принципов игнорируются классические (общенациональные) принципы налогообложения, то налогообложение неминуемо обречено на необходимость постоянного совершенствования.
Список литературы:
1.Гергаева А.К. Основные тенденции формирования доходов местных бюджетов современной России // Вестник Северо-Осетинского Государственного Университета, 2013, — с. 6.
2.Гергаева А.К. Сущность и принципы налогообложения: общегосударственный и территориальный аспекты // Общество и право, 2013, — с. 4.
3.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение/Учебник.5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2006. — 509 с.
4.Морозов В.В. Налоговая стратегия саморазвития территорий// Налоги и финансовое право — 2011. — № 6. — с. 181—185.
5.Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского. О. Врублевской. СПб.: Питер, 2009. — 528 с.
6.Пушкарёва В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки//Финансы. 1999. № 6.
Источник: https://sibac.info/conf/law/xxxvi/37986