Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Требования к путям эвакуации в образовательном учреждении — Пожарная безопасность

Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Эвакуационный путь – это безопасный маршрут, который проложен из каждого помещения к месту безопасного выхода из здания. К эвакуационным путям предъявляют особые требования относительно огнестойкости несущих конструкций и типа отделочных материалов.

Строго регламентированы ширина, дальность, освещение, маршрут прохождения, расположение и тип указательных знаков.

Эти и множество других параметров напрямую зависят от пожароопасности строительных, облицовочных, термоизоляционных и отделочных материалов и конструкций, используемых при возведении и отделке здания и от особенности его эксплуатации.

Нормативные требования

В рекомендациях на проектирование, ГОСТах и СНиПах четко прописаны размеры основных помещений и коридоров, по которым можно проложить эвакуационный маршрут. Высота потолка от 2-х метров и более.

Ширина коридоров зависит от количества людей постоянно находящихся в здании. Для сооружений, где трудится 50 и более человек — 1,2 м. Эвакуационные проходы на индивидуальное место работы может составлять 0,7 м.

Другие проходы, не перечисленные в требованиях, могут иметь ширину 1м.

Маршрут эвакуации категорически запрещено прокладывать через следующие участки здания:

  • Эскалаторы и все смежные помещения, примыкающие к лифтовой шахте. Допускается эвакуация людей возле лифтовых входов только в случае, если лифтовая шахта отделена специальными огнеупорными дверьми;
  • Лестничные площадки, если они являются частью других помещений, к примеру, коридора. Или представляют собой проходные помещения, где могут пересекаться эвакуационные маршруты или скапливаться большое количество людей.
  • Крыша строения. Исключение составляет эксплуатируемая кровля, по которой проложен специальный маршрут, оборудованный всеми необходимыми указателями;
  • Лестницы размещённые внутри помещения не имеющие ограничения стенами с обеих сторон, относящиеся ко второму типу. А также лестницы, ведущие из технических этажей, подвалов, полуподвальных и цокольных этажей, соединяющие несколько ярусов.

Особенности строительно-отделочных материалов

Для зданий различного типа существуют ограничения на использование определенных разновидностей отделки. Как правило, это связано с особенностями эксплуатации сооружения и классом его пожарной стойкости.

Для того чтобы подобрать правильные технические и эксплуатационные параметры декора и отделки, необходимо ознакомиться со специфическими (пожарными) характеристиками изделий:

  1. Воспламеняемость;
  2. Горючесть;
  3. Способность к дымообразованию;
  4. Возможность выделять во время горения токсичные вещества;
  5. Способность к распространению открытого огня по поверхности материала.

Горючесть — один из наиболее важных показателей. На путях эвакуации рекомендуется применять материалы с маркировкой НГ — негорючие. Горючие стройматериалы можно разделить на 4 группы Г1-Г4 (слабо, умеренно, нормально и сильногорючие);

Воспламеняемость — подразделяется на три категории В1-В3 (трудно, умеренно и легковоспламеняемый);

Дымообразование — делится на три категории Д1-Д3 (с малой, умеренной и высокой способностью к дымообразованию);

Токсичность — классификация учитывает уровень опасности для человеческого организма веществ, выделяемых в процессе горения. Т1-Т4 (мало, умеренно, высокоопасные и вещества с чрезвычайно высокой опасностью).

Распространяемость — характеризуется критической плотностью теплового потока на поверхности материала, который необходим для воспламенения изделия. Делится на четыре категории РП1-РП4, начиная от веществ, не распространяющего горение и заканчивая слабо, умеренно и сильно распространяющими.

Действующие нормативы регламентируют технические характеристики используемых декоративно-облицовочных материалов, которым необходимо осуществлять отделку строительных конструкций: стен, потолка и пола, расположенных на путях эвакуации.

  • Для помещений, примыкающих к лифтам (части коридора, холлы, вестибюли), а также для лестничных клеток допускается использование декоративных материалов, маркированных Т2, Д2, В1. Для них характерно возникновение наибольшей опасности при эвакуации, поэтому к ним предъявляются наиболее строгие требования;
  • Отделка строительных конструкций тех же типов, но расположенных в обычных коридорах, а также помещениях общего пользования, холлах и фойе должна выполняться материалами, со следующими эксплуатационными характеристики: Т3, Д3, В2, Г2 или Т2, Д2, В3, Г2.
  • Напольные покрытия помещений усиленного пользования, которые имеют максимальный нагруженный человекопоток: общие коридоры, лестницы клетки, входа и вестибюле в здании, имеют характеристики Т2, Р2, РП2, Г2;
  • Для коридоров и холлов общего пользования допускается применение покрытий: Т2, Р2, РП2, В2.

Источник: https://stz-irk.com/trebovaniya-k-putyam-evakuatsii-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii/

Обеспечение безопасной эвакуации и спасение людей при пожаре

Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Ширину эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширину маршей лестниц следует устанавливать в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета 1 м ширины выхода (двери) в зданиях классов конструктивной пожарной опасности:С0 — не более 165 чел.;С1 — не более 115 чел.;С2, С3 — не более 80 чел.Максимальное число эвакуирующихся принимается:в зонах типа А — по числу коек в отделении, умноженному на 1,5;

в зонах типа Б: во врачебных и диагностических кабинетах: 1 чел. на 10 м, а также в ожидальных — 1 чел. на 3 м;

в зонах типа Е: штатное число персонала, в административных помещениях — 1 чел. на 6 м;

в зонах типа Г: конференц-залы, столовые, аудитории и т.д. — по числу мест;

в зонах типа Д (для посетителей): 1 чел. на 3 м.

Отсеки этажа, должны быть обеспечены эвакуационными выходами исходя из максимально возможного числа эвакуирующихся и нормативной пропускной способности эвакуационных выходов наружу или в безопасную зону. Траектории путей эвакуации включают в себя коридоры, лестничные клетки, пандусы и другие проходы.

Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания простым нажатием на рычаг типа горизонтальной планки «антипаника», кроме дверей с ненормируемым открыванием (СП 1.13130).

В операционных, рентгенпроцедурных и иных медицинских помещениях с ненормируемым направлением открывания дверей (СП 1.

13130), допускается предусматривать установку раздвижных дверей при соблюдении следующих условий:устройство автоматического (по сигналу пожарной автоматики), дистанционного (из помещения пожарного поста) и ручного открывания дверей;переключение на ручное управление с возможностью блокировки в открытом состоянии для беспрепятственного выхода на путь эвакуации;

способ открывания дверей должен быть легкодоступен и четко обозначен.

Допускается нахождение противопожарных дверей в постоянно открытом положении с помощью электромагнитных устройств, при условии закрывания дверей в следующих случаях:срабатывания автоматической пожарной сигнализации;срабатывания автоматической установки пожаротушения;отсутствия электропитания;приведения в действие ручного устройства закрывания дверей, находящегося вблизи двери в указанном месте.

Требования к путям эвакуации

Высота путей эвакуации должна быть не менее 2 м.

Покрытие путей эвакуации должно исключать скольжение.

Запрещается размещать на путях эвакуации зеркала.

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей;

на ширину дверного полотна — при двустороннем расположении дверей.

Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.

Коридоры длиной более 42 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа с противопожарными дверями 3-го типа.

В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями и газами, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Длина тупикового коридора не должна превышать 15 м.

Длину тупикового коридора определяют от выхода из наиболее удаленного помещения (кроме уборных, умывальных, душевых, санитарных комнат и других обслуживающих помещений) до эвакуационного выхода с этажа или пересечения с коридором, из которого возможна эвакуация по крайней мере в двух направлениях.

В реконструируемых зданиях допускаются тупиковые коридоры длиной не более 25 м при выполнении следующих условий:внутренние стены и перегородки (в том числе из светопрозрачных материалов) помещений, выходящих в тупиковый коридор, следует предусматривать из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее (R)EI 45;помещения, выходящие в тупиковый коридор, должны иметь двери огнестойкостью не менее EI30 с устройством для самозакрывания и с уплотнением в притворе. Двери, которые используются преимущественно в открытом положении, должны быть снабжены электромагнитным устройством отпуска;

в указанный коридор не должны выходить помещения, предназначенные для пациентов и маломобильных групп населения.

Эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы по ним (с учетом их геометрии) можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Пути эвакуации зданий медицинских организаций должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать безопасную эвакуацию людей различных категорий мобильности.

Размеры эвакуационных путей и выходов (ширина и высота), приведенные в настоящем своде правил, за исключением специально оговоренных случаев, указываются в свету.

Требования к безопасным зонам

Для обеспечения своевременной эвакуации инвалидов, детей и лиц, потерявших способность к самостоятельному передвижению, в отделениях типа А следует предусматривать поэтапную горизонтальную эвакуацию в соседний пожарный отсек или в безопасную зону.

В каждом пожарном отсеке отделений типа А должна предусматриваться безопасная зона, из которой можно эвакуироваться за более продолжительное время или находиться в ней до прибытия пожарно-спасательных подразделений.

На этаже площадью свыше 1000 м, имеющем отделения типа А и один пожарный отсек, следует предусматривать не менее двух безопасных зон.

Суммарная площадь безопасных зон должна быть рассчитана для пациентов с ограниченными возможностями передвижения с учетом площади горизонтальной проекции, м/чел.:

взрослый с новорожденным на руках, пациент, перемещающийся пешком с сопровождающим 1,0;
пациент в кресле-коляске 1,6;
пациент в кресле коляске с сопровождающим 2,2;
пациент на кровати с сопровождающим 2,80;
ребенок (до 14 лет) 0,50;
новорожденный в кювезе или кроватке с сопровождающим 1,2;
кровать для новорожденных четырехместная с сопровождающим 2,7.

При обеспечении горизонтальной эвакуации в соседний пожарный отсек, площадь безопасных зон может быть уменьшена до 50% от расчетной.

Расстояние по путям эвакуации, в пределах пожарного отсека, от дверей наиболее удаленных помещений (кроме уборных, умывальных, курительных, душевых и других обслуживающих помещений) до выхода наружу, в безопасную зону, соседний пожарный отсек или на лестничную клетку, должно быть не более 35 м.

Безопасные зоны следует предусматривать с выходом на незадымляемую лестничную клетку и оборудовать лифтом для транспортирования пожарных подразделений (в зонах типа А — с габаритами больничного лифта).

Безопасная зона должна быть отделена от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами с пределами огнестойкости:

EI 90 — перегородки,REI 60 — перекрытия,

1-го типа — противопожарные двери и окна.

Класс пожарной опасности конструкций безопасных зон должен быть К0. Класс пожарной опасности материалов отделки и покрытий должен быть КМ0.

Безопасная зона должна быть незадымляемой. При пожаре в безопасной зоне или в тамбур-шлюзе при ней должно создаваться избыточное давление. В шахтах лифтов с выходами в безопасную зону должен быть создан подпор воздуха.

Источник: https://itarmed.org/projection/obespechenie-bezopasnoy-evakuacii-i-spasenie-lyudey-pri-pozhare

Учебная эвакуация в школе. — ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Одной из самых важных задач педагогического состава образовательного учреждения является предупреждение и предотвращение пожара.

Но если пожар возник – главным мероприятием становится безопасная эвакуация людей из здания.

От подготовленности персонала и точности их действий при проведении эвакуации зависят жизни людей.

Документация

Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Перед проведением учебной эвакуации составляется план проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре.

Издается приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»

Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара, является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой частей.

По итогам проведенного мероприятия составляется акт, в котором изложены результаты отработки эвакуации, отмечают недостатки и предлагают меры по улучшению проведения и организации будущих учебных тренировок.

Подготовка к учебной эвакуации

Как и в любом деле, подготовка к тренировке по эвакуации важная часть мероприятия. На плечи руководителя образовательного учреждения ложатся следующие обязанности:

  • Руководитель совместно с заместителями повторяет знания положений на случай пожара в ОУ, изучают положение о проведении учебной эвакуации, изучают действия персонала и учащихся при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Руководитель утверждает план подготовки и план проведения учебной эвакуации из здания ОУ в случае возникновения пожара.
  • Утвердить перечень вводных заданий для выполнения их работниками и учащимися структурных подразделений образовательного учреждения при проведении учебной тренировки;
  • Организовать проведение учебных занятий администрацией образовательного учреждения (заместителем директора по учебно-воспитательной работе и заместителем директора по безопасности) с учебно-воспитательным и обслуживающим составом по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении, планов эвакуации и положения о проведении в образовательном учреждении учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара;
  • Организовать проведение учебных занятий классных руководителей с учащимися своих классов по изучению положения на случай пожара в образовательном учреждении и планов эвакуации на случай пожара, учитывая различные места возможного возгорания, пожара
  • Назначить ответственного за проведение инструктажа по инструкции о порядке по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;
  • Утвердить список наблюдателей (экспертов) из состава должностных лиц образовательного учреждения или из работников другого образовательного учреждения, комитета по образованию, которые будут контролировать ход проведения учебной тренировки (оценивать действия работников по эвакуации учащихся; фиксировать время эвакуации, осматривать помещения после эвакуации работников и учащихся и т. п.);
  • Утвердить список фотографов и видеооператоров для съемок проведения учебной тренировки (при необходимости);
  • Утвердить дату, порядок проведения учебной тренировки согласовать с местным отделом по ЧС;
  • Издать приказ по образовательному учреждению «О проведении плановой учебной тренировки работников и учащихся на случай пожара»;

Пожарная тревога

Пожарная тревога в школе, как и во всех общественных учреждениях, осуществляется при помощи пожарной сигнализации. В дополнение к этому о пожаре может идти речевое сообщение.

Учитель кратко объясняет, что после сигнала пожарной сирены нельзя паниковать и бежать одному по зданию школы, ведь, он в условиях задымления может заблудиться. В этот момент ответственные за противопожарную безопасность открывают запасные и центральные выходы и начинается поэтапная эвакуация школьников.

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания.

Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя.

Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал.

После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия.

Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Эвакуация учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последним.

Периодичность тренировок по эвакуации

Регулярное проведение учебных тренировок по эвакуации обеспечит готовность быстро и безопасно покинуть здание в случае возникновения чрезвычайной ситуации.  Законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год.

Источник: https://red-fire.ru/dlya-organizatsij/133-uchebnaya-evakuatsiya-v-shkole

Требования, нормы и правила к пожарной безопасности в школе

Общие требования к обеспечению безопасной эвакуации школьников

Школы и другие детские учреждения – это объекты самого строгого контроля в области защиты жизни и здоровья детей.

Пожарная безопасность в школе регулируется правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства №390 от 25.04.

12 года, в которые ежегодно вносятся изменения и дополнения, вызванные практикой их применения.

Нормы и правила пожарной безопасности в школе

Каждое школьное учреждение разрабатывает индивидуальные правила пожарной безопасности в школе на основании существующих типовых планов, правил и рекомендаций.

В этих правилах учитываются следующие вопросы:

  • оснащение школы необходимым пожарным инвентарем и назначение лиц, ответственных за его содержание;
  • пожарная сигнализация в школе, ее монтаж, эксплуатация и сроки проверок;
  • системы оповещения по тревоге, их доступность и слышимость в любом помещении;
  • наличие планов эвакуации, наглядного материала на эту тему, поддержание в полной готовности эвакуационных выходов;
  • планы обучения работающего персонала и школьников правилам предупреждения возгорания и поведения себя во время пожара.

Отдельные планы разрабатываются для помещений повышенной опасности, например, кабинетов химии или блоков приготовления пищи.

Также планы пожарной безопасности и назначение ответственных лиц производится для каждого школьного мероприятия, предусматривающего скопление массового количества детей в одном помещении.

Проведения эвакуации в школе

В школах, как и в любых учреждениях, в обязательном порядке должны быть планы эвакуации детей и взрослых из здания при возникновении угрозы пожара.

Инструктаж о пожарной безопасности в школе

Планы эвакуации:

  • разрабатываются, оформляются и хранятся у лиц, ответственных за пожарную безопасность;
  • оформляются в виде плакатов и размещаются на всех этажах школы в непосредственной близости от мест выхода (лестниц, лестничных клеток, дверей);
  • регулярно доводятся до работающего персонала школы и учащихся;
  • изучаются на специальных занятиях и инструктажах с преподавательским коллективом и на уроках и внеклассных занятиях с детьми;
  • вносятся изменения при каждом изменении конструкции здания, его перестройки, расширения, оборудования новых входов, изменения количества классов или учащихся;
  • подписываются руководителями школы и ответственными лицами.

В ходе занятий отрабатывается порядок оповещения людей о пожаре в школе и проведение организованной эвакуации. Перед проведением мероприятий производится практическая проверка готовности путей эвакуации (состояние основных и запасных выходов, лестничных пролетов).

Организация эвакуации в зависимости от места возникновения возгорания возлагается на учителей, ведущих уроки, или на лиц, ответственных за проводимое массовое мероприятие. Основные действия, которые обязаны провести организаторы эвакуации, после того, как вызовут помощь:

  • прекратить все занятия с детьми;
  • собрать их, одеть и подготовить к выходу;
  • открыть двери, через которые должна проходить эвакуация;
  • вывести детей к условленному месту сбора;
  • проверить наличие;
  • закрыть двери, чтобы ограничить распространение огня;
  • при необходимости оказать первую помощь;

Обратите внимание!

Основная задача эвакуации – сохранить жизнь и здоровье детей.

Какие виды пожарной сигнализации устанавливают в школе?

Для пожарной охраны в школах устанавливают системы комплексной сигнализации, которые подключаются к пультам, отвечающим за централизованное наблюдение за общественными зданиями. Обычно системы пожарной сигнализации устанавливаются совместно с комплексами охраны зданий и оборудованием для видеонаблюдения.

В системах устанавливаются датчики, реагирующие на задымленность воздуха, открытое пламя и тление. Способ активации оборудования – автоматический, т.е. с привлечением наружного пункта наблюдения.

Среди систем противопожарной защиты, используемых в больших зданиях, в школах рекомендуется устанавливать комплексы адресно-аналогового типа.

Основное преимущество данного типа сигнализации – самостоятельный анализ работы и показаний извещателей и высокая скорость выявления мест возгорания.

Системы адресно-аналогового принципа работы связаны со следующими способами оповещения:

  • ым (речевым), при котором объявление тревоги воспроизводится словами;
  • световым, с помощью мигающих табло.

Комбинация данных видов оповещения лучше всего воспринимается детьми и доступна в условиях большого здания школы. Такая пожарная сигнализация в спортзале школы слышна даже при повышенном уровне шума. Аналогичные системы используются в торговых комплексах, бизнес центрах, детских садах.

Если здание школы занимает более 3 этажей, то устанавливаются системы оповещения, обладающие расширенными возможностями, кроме перечисленных ранее используются:

  • световые указатели направления движения и обозначающие выход;
  • разбивка здания на несколько зон оповещения в связи с большой площадью помещения;
  • прямая передача информации диспетчерской пожарной службы и обратно.

Это позволяет частично передать в руки автоматики организацию эвакуации и обеспечить постоянную связь с пожарным пунктом.

Средства пожаротушения в школе

В школах и других детских учреждениях недостаточно установить только системы сигнализации.

Тушение пожаров в школах и детских учреждениях должно начинаться с момента выявления возгорания.

Основная задача средств пожаротушения – обеспечение безопасной эвакуации учеников и ликвидация очагов возгорания в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.

Для этого в школах в обязательном порядке устанавливаются пожарные щиты с первичными средствами тушения огня (песок, ручные огнетушители).

Первичные средства пожаротушения в школах

Но более действенным и эффективным способом защиты является установка автоматических систем пожаротушения.

Поскольку школы и другие детские учреждения относятся к помещениям, в которых постоянно находятся массы людей, единственным возможным огнетушащим средством является вода.

Несмотря на то, что использование воды может нанести существенный вред имуществу, данный способ абсолютно безвреден для людей, оказавшихся в зоне работы автоматики.

Также распыление воды помогает не только сдержать распространение пожара, но и вывести людей через зоны возгорания.

Вновь используемые системы пожаротушения используют дисперсионное распыление воды (спринклерные установки), позволяющее достичь тех же целей при меньшем расходе воды.

С учетом того, как реагируют пожарные на сигнализацию в школе, а они склонны в первую очередь подозревать факты хулиганства, необходимо использовать системы пожаротушения с максимальной защитой от ошибочных срабатываний.

Заключение

При выборе и монтаже пожарной сигнализация в школе нормы и правила соблюдаются особенно строго, так как незамеченное и не ликвидированное вовремя возгорание может привести к гибели детей, не умеющих соблюдать дисциплину во время чрезвычайных ситуаций. Основной принцип работы пожарных систем – быстрое реагирование и абсолютная безвредность для людей.

Источник: https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/pozharnaya-bezopasnost-v-shkole.html

Minstroy39.ru
Добавить комментарий