Требования к электрооборудованию АЗС

Содержание
  1. Инструкция по охране труда для электрослесаря автозаправочных станций
  2. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
  3. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
  4. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  5. 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
  6. Как разрабатывается рабочий проект АЗС по электрике
  7. Почему III-я категория?
  8. Чем регламентируется разработка электропроекта для АЗС?
  9. НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
  10. Заземление
  11. Молниезащита
  12. Молниезащита АЗС
  13. Требования к размещению АЗС
  14. Организация внешней молниезащиты на АЗС
  15. Внутренняя молниезащита АЗС
  16. Инструкция по охране труда для операторов заправочных станций
  17. 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
  18. 2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
  19. 3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
  20. 4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  21. 5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

Инструкция по охране труда для электрослесаря автозаправочных станций

Требования к электрооборудованию АЗС

1.1. Настоящая инструкция по охране труда электрослесаря автозаправочных станций (АЗС) на предприятиях нефтепродуктообеспечения разработана с учетом условий его работы в конкретной организации — _________________________.

1.2. Электрослесарь АЗС может быть подвержен воздействию следующих опасных для жизни и здоровья факторов: поражению электрическим током, отравлению токсичными парами и газами, термическим ожогам.

1.3.

К техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования АЗС допускаются электрослесари, имеющие группу по электробезопасности не ниже III, не моложе 18 лет, после медицинского освидетельствования, прошедшие теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.4. Электрослесарь АЗС должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами, включающими, в том числе, для работы в аварийных ситуациях:

— костюм хлопчатобумажный;

— сапоги резиновые;

— рукавицы комбинированные;

— на наружных работах зимой дополнительно:

— куртку хлопчатобумажную на утепляющей прокладке;

— валенки.

Кроме того, должна быть предусмотрена выдача средств индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, галоши, коврик). Инструмент должен быть с диэлектрическими ручками.

1.5. Электрослесарь АЗС должен уметь пользоваться средствами пожаротушения, знать места их нахождения.

Запрещается использовать пожарный инвентарь не по назначению.

1.6. Для местного освещения в темное время суток должны применяться переносные аккумуляторные фонари напряжением до 12 В во взрывозащищенном исполнении.

Включать и выключать аккумуляторные фонари в местах, где возможно скопление взрывоопасных паров и газов, запрещается.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы электрослесарь должен одеть спецодежду, проверить наличие и исправность средств защиты, приспособлений и инструментов, применяемых в работе.

2.2. При обнаружении неисправности средств защиты электрослесарь обязан поставить об этом в известность непосредственного руководителя. Запрещается применение защитных средств, не прошедших очередного испытания.

2.3. Подготовить рабочее место:

— произвести необходимые для производства работ отключения, вывесить предупредительные плакаты: «Не включать — работают люди!»;

— при необходимости оградить рабочее место и вывесить плакат: «Стой! Опасно для жизни!».

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Электрослесарь должен поставить в известность оператора АЗС о проводимых работах.

При осмотре внутренних частей электрооборудования отключить электрооборудование от питающих сетей с последующей проверкой отсутствия напряжения на отключенном оборудовании.

Отключение производить в диэлектрических перчатках, стоя на резиновом коврике. После отключения удалить предохранители и вывесить предупреждающий плакат.

3.2. Правильность отключения коммутационных аппаратов напряжением до 1000 В с недоступными для осмотра контактами (автоматы, пакетные выключатели, рубильники в закрытом исполнении) определяется проверкой отсутствия напряжения на их зажимах или отходящих шинах и проводах.

3.3. В электроустановках проверять отсутствие напряжения необходимо указателем напряжения только заводского изготовления, исправность которого перед применением проверяется испытанием его на функционирование в электроустановках, заведомо находящихся под напряжением.

3.4. Результаты осмотров электрооборудования АЗС фиксируются в оперативном журнале осмотров электрооборудования.

3.5. При работе во взрывоопасных установках запрещается:

— эксплуатировать электрооборудование при неисправном защитном заземлении, неисправной блокировке аппаратов, с нарушением взрывозащищенности оболочки;

— вскрывать оболочку взрывозащищенного оборудования, если токоведущие части при этом находятся под напряжением;

— включать автоматически отключившуюся электроустановку без выяснения и устранения причины ее отключения;

— перегружать сверх номинальных параметров электрооборудование, провода, кабели;

— подключать к источникам питания искробезопасных приборов другие аппараты и цепи, которые не входят в комплект данного прибора;

— заменять перегоревшие электролампы во взрывозащищенных светильниках другими видами ламп или лампами большей мощности, чем те, на которые рассчитаны светильники;

— применять металлические лестницы при работе в электроустановках;

— заменять защиту электрооборудования другими видами защиты или защитой с другими номинальными параметрами, на которые данное оборудование не рассчитано.

3.6. Электрослесарь перед пуском временно отключенного оборудования обязан это оборудование осмотреть, убедиться в готовности к приему напряжения и предупредить работающий на нем персонал о предстоящем включении.

3.7. Дверцы щитов электроустановок должны быть постоянно закрыты и заперты, за исключением времени проведения ремонта.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийной ситуации (повышенная загазованность, загорание) необходимо отключить общий рубильник, работы немедленно прекратить, выйти из опасной зоны, сообщить старшему по смене, приступить к устранению аварийной ситуации согласно плану ликвидации аварий.

4.2. При загорании на электроустановках следует пользоваться углекислотными и порошковыми огнетушителями.

4.3. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от напряжения, при необходимости вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь. Сообщить старшему по смене.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Снять ограждения, запрещающие плакаты.

5.2. Вставить предохранители и включить рубильник, если оборудование готово к дальнейшей эксплуатации.

5.3. Убрать инструмент и оставшиеся неиспользованные материалы на свои места.

5.4. Сделать запись в журнале осмотра и ремонта электрооборудования о произведенной работе.

5.5. Сообщить непосредственному руководителю об окончании работ.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-elektroslesarya-avtozapravochnyh-stanciy

Как разрабатывается рабочий проект АЗС по электрике

Требования к электрооборудованию АЗС

В некоторых случаях базовые правила проектирования электротехнических систем должны применяться с учётом специфики электрифицируемого объекта.

Наиболее наглядный пример такого универсального подхода – рабочий проект АЗС по электрике, разработка которого сопровождается внедрением дополнительных систем, обеспечивающих должную степень пожарной и пиротехнической безопасности.

Ещё одной уникальной особенностью проектов данной категории является принадлежность к III-категории надёжности электроснабжения, несмотря на насыщенность устройствами, требующими непрерывного электропитания.

Рассмотрим наиболее нестандартные нюансы, с которым сталкивается проектировщик при разработке электроснабжения для заправок и других автономных строительных объектов.

Почему III-я категория?

Сопутствующие торговые объекты

Любая автозаправочная станция – объект повышенной пожарной опасности и, с формальной точки, зрения он должен относиться к I-й или хотя бы ко II-й категории надёжности электропитания. Более того, пожар на таких объектах может привести к взрыву и даже к человеческим жертвам.

Тем не менее, в большинстве случаев проектирование электроснабжения АЗС выполняется как для III-ей категории, с организацией индивидуальных ИБП для питания критического оборудования.

Дело в том, что количество заправок настолько велико, и их расположение настолько нестандартно, что невозможно обеспечить для каждой новой станции по два независимых силовых ввода.

Поэтому сегодня без проблем проходят согласование проекты АЗС, в которых при отключении основного питания модули обнаружения возгораний смогут проработать всего 120-180 минут. То есть, вполне вероятна ситуация, кода датчики целостности резервуаров, уровней топлива и пожарной сигнализации будут обесточены в течение нескольких часов.

Отчасти, данное расхождение между требованиями к безопасности и реальностями сетей электроснабжения, компенсируется тем, что подача электроэнергии на АЗС может осуществляться только по подземному кабелю (СП 156.13130.2014), а также тем, что резервуары для хранения топлива спроектированы таким образом, что их пожарная безопасность не зависит от электричества.

Схема прокладки питающего кабеля

Также отметим, что проблема недостаточного резерва по электропитанию особо остро ощущается владельцами автозаправок ещё и потому, что практически на всех современных АЗС есть магазины или кафе, обесточивание которых на длительный срок чревато значительными убытками. Поэтому всё чаще проект электрики АЗС заказывают с подключением дизельных или бензиновых генераторов и с внедрением модулей АВР.

Однако, учитывая, что установка резервного генератора — довольно дорогое «удовольствие»,  общий подход к проектированию систем электропитания для автозаправочных станций остаётся прежним: не менее часа бесперебойного питания для критических систем с дальнейшим переходом в режим ожидания по III-ей категории.

Чем регламентируется разработка электропроекта для АЗС?

Основными нормативами, используемыми при разработке электроснабжения АЗС, являются следующие стандарты и правила:

  • ГОСТ Р 50571.10-96 (о правилах выбора и требованиях к монтажу электрооборудования);
  • ГОСТ 21.613-88 (требования к силовому электрооборудованию);

Источник: https://m-e-g-a.ru/stati-po-teme/kak-razrabatyvaetsya-rabochij-proekt-azs-po-elektrike

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

Требования к электрооборудованию АЗС

Электрооборудование, защита от токовых воздействий

Электроустановки и электрооборудование АЗС, а также их монтаж и эксплуатация осуществляются в соответствии с установленными требованиям.

На АЗС организуется техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты электрооборудования в соответствии с требованиями нормативной документации.

На АЗС находится электрическая схема электроснабжения с указанием установленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.

), марки и тока расцепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.

), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, способов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей.

Переключатели, автоматические выключатели силовой и осветительной сети должны иметь четкие надписи с указанием наименования отключаемого аппарата.

При применении на АЗС одновременно основных и автономных источников электрического питания должно быть предусмотрено блокирующее устройство при подключении электрических потребителей к ним, исключающее встречный ток.

Электрические кабели прокладываются по горизонтали на расстоянии не менее одного метра от трубопроводов с горючими жидкостями.

Параллельная прокладка электрических кабелей над и под технологическими трубопроводами для нефтепродуктов в вертикальной плоскости не допускается.

При пересечении кабельными линиями, проложенными в земле, трубопроводов нефтепродуктов расстояние между кабелями и трубопроводом должно быть не менее 0,5 м.

Поверхности металлических оболочек кабелей с бронированной или свинцовой оболочкой, изоляционных трубок, стальных труб электропроводки окрашиваются или покрываются лаком. Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски помещения.

При выполнении ремонтных или отдельных технологических операций для обеспечения питания электроэнергией используемого оборудования допускается временное применение кабелей и проводов в двойной резиновой изоляции с обязательным обеспечением исключения их механических повреждений и воздействия на резиновую изоляцию нефтепродуктов и их паров.

Запрещается использование оболочек бронированных кабелей для заземления и зануления.

Во взрывоопасных зонах АЗС должно применяться электрооборудование — электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы, пускорегулирующая аппаратура и т.

д. во взрывозащищенном исполнении. Взрывозащищенное оборудование и материалы, не имеющие знаков взрывозащиты, во взрывоопасных зонах к эксплуатации не допускаются.

На силовых и распределительных щитах, на всех выключателях наносятся надписи с наименованием включаемых устройств.

На всех предохранителях наносится значение тока плавкой вставки. Применение некалиброванных плавких вставок во всех видах предохранителей запрещается.

Управление сетью наружного освещения АЗС осуществляется централизованно из здания АЗС.

Установку и очистку светильников сети электрического освещения, смену перегоревших ламп и плавких калиброванных вставок, ремонт и осмотр сети электрического освещения должен выполнять только подготовленный персонал.

Все электрическое оборудование АЗС периодически подвергается испытаниям. Устанавливаются следующие виды и периодичность испытаний:

  • проверка сопротивления изоляции кабельных линий, электрической проводки, машин, узлов и аппаратов электрических цепей — не реже 1 раза в год;
  • проверка состояния контуров заземления, устройств молниезащиты и защиты от статического электричества — не реже 1 раза в год;
  • проверка срабатывания защиты в цепях с глухозаземленной нейтралью от токов «КЗ» — не реже 1 раза в 3 года.

Работы по испытаниям электрического оборудования АЗС могут выполняться организациями, имеющими зарегистрированные в установленном порядке электрические лаборатории и соответствующие разрешения на выполнение данных видов работ.

Заземление

Все металлические части электрических устройств и оборудования должны быть надежно занулены (для сетей с глухозаземленной нейтралью) или заземлены (для сетей с изолированной нейтралью). Применение в сетях с глухозаземленной нейтралью заземления корпусов электроприемников без их зануления не допускается.

Присоединение заземляющих и нулевых проводников к заземлителям, заземляющему контуру и к заземляющим конструкциям выполняется сваркой, а к корпусам электрооборудования — сваркой или надежным болтовым соединением.

Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, должна быть присоединена к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника.

Последовательное включение в заземляющий или нулевой защитный проводник заземляемых или зануляемых частей электроустановки запрещается.

Не допускается использовать в качестве заземлителей и заземляющей проводки технологические трубопроводы.

Сопротивление заземляющего устройства в любое время года в электроустановках с глухозаземленной нейтралью должно быть не более 8 Ом при линейном напряжении трехфазного тока 220 В (380 В напряжение между фазами) и 4 Ом при 220 В однофазного тока. Сопротивление заземляющего устройства, используемого для заземления в электроустановках с изолированной нейтралью, должно быть не более 4 Ом.

Сопротивление заземляющего устройства, предназначенного для защиты от статического электричества, допускается не выше 100 Ом.

Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования заземляются независимо от применения других мер защиты от статического электричества.

Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах АЗС должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках.

Молниезащита

Здания и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с установленными требованиями.

Металлические корпуса наземных резервуаров, контейнеров и блоков хранения топлива оборудуются молниеотводами, установленными на защищаемом объекте или отдельно стоящими в соответствии с расчетами.

Пространство над газоотводными трубами должно быть защищено от прямых ударов молнии. Защите подлежат также дыхательные клапаны и пространство над ними.

В качестве заземлителей молниезащиты допускается использовать все заземлители электроустановок.

Соединение молниеприемников с токоотводами, а также заземлителей между собой и с токоотводами должно быть сварным.

Для проверки величины сопротивления заземлителей следует предусматривать на токоотводах возможность болтового подсоединения измерительных приборов.

Наземная часть токоотводов, кроме контактных поверхностей, окрашивается в черный цвет.

Проверка состояния устройств молниезащиты, включая измерения сопротивлений, проводится один раз в год перед началом грозового сезона при сухой погоде.

Проверяется состояние наземных элементов молниезащиты (молниеприемников, токоотводов), обращая особое внимание на состояние токоведущих элементов: при уменьшении их сечения вследствие коррозии, надломов или оплавлений больше чем на 30% необходимо произвести их замену или ремонт дефектных мест.

На АЗС должен быть общий контур заземления для электрооборудования, защиты от статического электричества, прямых ударов и вторичных проявлений молний. Сопротивление растеканию тока заземлителей не должно быть более 10 Ом.

Электрооборудование, защита от токовых воздействий

Источник: http://proofoil.ru/Petrochemical/Petrochemical14.html

Молниезащита АЗС

Требования к электрооборудованию АЗС

Даже в тихую погоду автозаправочные станции вызывают у людей опасения: бензин, газ, возможные возгорания и взрывы. А в грозу АЗС становятся поистине страшным местом. Следствием попадания молнии в подобный объект могут стать грандиозные разрушения, пожары, человеческие жертвы.

Поэтому оснащение АЗС молниезащитой предусматривается при разработке проекта станции и является обязательным.

Требования к размещению АЗС

Автозаправочную станцию запрещено возводить там, где просто захотелось или понравилось. К пункту расположения АЗС выдвигаются самые серьезные требования:

  • станция должна находиться с подветренной стороны преобладающих ветров относительно жилых, производственных и общественных зданий;
  • размещение зданий и сооружений АЗС должно исключать вероятность растекания топлива по территории объекта и за его пределы;
  • запрещается высаживать в пределах станции растения, которые при в период цветения выделяют хлопьевидные или волокнистые вещества;
  • если АЗС граничит с сельскохозяйственными угодьями, где выращивают зерновые, то по периметру станцию необходимо оборудовать наземным покрытием из негорючих материалов или вспахать землю шириной полосы 5 м.

Невыполнение вышеперечисленных правил может стать причиной трагедий и чрезвычайных ситуаций.

Организация внешней молниезащиты на АЗС

Автозаправочные станции входят в категорию по молниезащите ІІ и имеют класс взрывоопасных зон В-1г.

Для защиты АЗС от прямых ударов электрических разрядов атмосферы их оснащают молниеприемниками, которые размещаются рядом со сливно-наливными установками и хранилищами топлива.

Система молниезащиты применяется внешняя — токоотводы находятся на поверхности объекта (по правилам их следует окрашивать в черный цвет). Заземлители соединяются в общую систему.

Наружная молниезащиты позволит избежать прямых попаданий молнии, ее вторичных проявлений и заноса высоких потенциалов.

Молниеприемники могут выполняться в виде мачт, тросов на опорах или сетки, натянутой над крышей станции.

Токоотводы укладываются по периметру автозаправочной станции параллельно друг другу с шагом 10 м и соединяются горизонтальными элементами на расстоянии 20 м по всей высоте здания.

Токоотводы допускается крепить к стене или устанавливать непосредственно внутри нее.

В качестве токоотводящего пути можно использовать металлические конструкции станции, если они выполняют необходимые требования, а их толщина составляет больше 0,5 мм.

Элементы системы молниезащиты соединяются между собой посредством зажимов или болтов.

Самостоятельные заземлители рекомендуется предусматривать только для отдельных молниепримников, остальные устройства совмещают с заземлителями электрооборудования.

Внутренняя молниезащита АЗС

Внутренние системы защиты от электрических атмосферных разрядов созданы для исключения негативного воздействия на АЗС вторичных проявлений молнии и искрообразования. Отсутствие подобной защиты приводит к неисправимым последствиям: взрывам емкостей с топливом, цистерн и пожарам на станции.

Внутренняя молниезащита АЗС рассматривается и рассчитывается в проектной документации и включает в себя заземление электрического оборудования, электроники, топливных резервуаров, бензоколонок и трубопроводов.

Наличие внутренней системы молниезащиты обеспечит работу всей техники на АЗС без сбоев и поломок, оградит оборудование от перепадов напряжения даже в случае прямого попадания молнии в здание.

Для сохранности приборов и электропроводки внутри зданий АЗС следует установить следующие устройства:

  1. Защитные экраны – металлические конструкции здания, арматура фундамента, стен или потолков и т.д. Желательно выполнить экранирование кабелей.
  2. Оборудование, предотвращающее импульсные перенапряжения (УЗИП) – помогает избежать попадания избыточного напряжения на прибор.
  3. Заземлители.

Заземление АЗС производится по всей территории объекта. Электрод укладывается на глубину 0,5–0,7 м на расстоянии 1 м от фундамента. Сопротивление заземлителя не должно быть больше 10 Ом.

Источник: http://www.engineeringresurs.ru/molniezashchita/molniezashchita-azs.html

Инструкция по охране труда для операторов заправочных станций

Требования к электрооборудованию АЗС

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для операторов заправочных станций

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.

К работе в качестве оператора заправочной станции (далее оператор АЗС) могут быть допущены лица старше 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки для работы операторами АЗС, пошедшие перед допуском к самостоятельной работе: — обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравсоцразвития России; — обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарной безопасности с присвоением I группы по электробезопасности. 1.2. Операторы АЗС обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: — движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; — повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, нефтепродуктов; — повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; — повышенный уровень статического электричества; — токсичность нефтепродуктов и их паров. 1.3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий операторы АЗС обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно: — костюм для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей или костюм из огнестойких тканей на основе смеси мета- и параамидных волокон; — халат и брюки из смешанных тканей; — ботинки кожаные с жестким подноском; — перчатки с полимерным покрытием; — перчатки резиновые; — маска или полумаска со сменными фильтрами. Зимой дополнительно: — костюм для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей на утепляющей прокладке или из огнестойких тканей на основе смеси мета- и параамидных волокон на утепляющей прокладке; — ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; — перчатки с полимерным покрытием, нефтеморозостойкие; — перчатки шерстяные (вкладыши). 1.4. При нахождении на территории строительной площадки операторы должны носить защитные каски. 1.5. Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, операторы АЗС обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации. 1.6. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

1.7. Операторы АЗС обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.

Перед началом работы операторы АЗС обязаны: — надеть спецодежду, спецобувь установленного образца, застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов; надеть плотно облегающий головной убор и подобрать под него волосы; — подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность; — проверить рабочее место и подходы к нему, а также подъезды к месту заправки на соответствие требованиям безопасности, убрать все мешающие в работе предметы; — проверить состояние трубопроводов и отсутствие утечки; — оценить надежность крепления заземляющих проводов; — проверить состояние общего и местного освещения рабочего места; — проверить наличие первичных средств пожаротушения. 2.2. Операторы АЗС не должны приступать к работе при: — неисправности трубопроводов и наличии утечки горючих материалов; — неисправности защитного заземления; — недостаточной освещенности или захламленности рабочих мест и подходов и подъездов к ним; — отсутствии средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это операторы АЗС обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.

При сливе нефтепродуктов в резервуары автозаправочной станции операторы АЗС должны проследить, чтобы перед сливом нефтепродуктов автоцистерна была установлена по ходу движения, с тем, чтобы был обеспечен свободный выезд с территории АЗС на случай аварийной ситуации. 3.2.

Перед началом слива нефтепродуктов операторы АЗС обязаны: — убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности переключения запорной арматуры; — убедиться в исправности сливного устройства автоцистерны; — прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны; — не допускать движения автотранспорта на расстоянии ближе 3 м от сливных устройств резервуаров АЗС. 3.3. Процесс слива нефтепродуктов в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС и водителя автоцистерны. 3.4. Слив нефтепродуктов в подземные и наземные резервуары АЗС должен быть герметизированным. Слив падающей струей не допускается. 3.5. Слив производится при неработающем двигателе автоцистерны после ее заземления. Заземляющий проводник прикрепляют сначала к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно до полного слива из нее нефтепродукта. 3.6. Снимается заземление после отсоединения шлангов от сливных устройств резервуаров, сначала от заземляющего устройства, а затем — с корпуса цистерны. 3.7. При обнаружении утечки нефтепродуктов слив должен быть немедленно прекращен. 3.8. При заправке транспорта на автозаправочной станции должны соблюдаться следующие правила: — расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, — не менее 1 м; — мотоциклы, мотороллеры и мопеды необходимо перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м — вручную, с заглушенными двигателями; — все операции по заправке автотранспорта должны производиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе. 3.9. Облитые нефтепродуктами поверхности транспорта до пуска двигателя водители обязаны протереть насухо. Пролитые на землю нефтепродукты должны засыпаться песком. Пропитанный и использованный обтирочный материал собирается в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывозится с территории автозаправочной станции в специально отведенные места. 3.10. Запрещается заправлять автомобили (кроме легковых), в которых находятся пассажиры. 3.11. Заправка автомашин с горючими или взрывоопасными грузами должна производиться на специально оборудованной для этих целей площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС. 3.12. Запрещается сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на АЗС во время грозы. 3.13. Операторам АЗС во время работы запрещается: — курить и пользоваться открытым огнем; — хранить в помещении легковоспламеняющиеся жидкости; — мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений легковоспламеняющимися жидкостями; — заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии; — заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители, а также гусеничные тракторы; — отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару; — допускать присутствие посторонних лиц на территории АЗС;

— производить ремонт электрооборудования на АЗС. В случае неисправности электрооборудования следует вызвать электрослесаря.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении пожара операторы АЗС обязаны вызвать пожарную команду, приступить к тушению пожара имеющимися средствами, привлекая на помощь водителей транспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы. 4.2.

При обнаружении утечки нефтепродукта в топливораздаточной колонке операторы АЗС должны отключить колонку и вызвать специалистов для ремонта. 4.3. До устранения неисправности работа колонки запрещается. 4.4.

При обнаружении утечки нефтепродукта из резервуара операторы АЗС должны вызвать аварийную службу, освободить территорию АЗС от автотранспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смены. 4.5.

В случае обнаружения загазованности в здании АЗС операторы АЗС должны проветрить здание естественной вентиляцией (открыть двери, окна), определить источник повышенной загазованности, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смен. 4.6. При проливе (переливе) нефтепродуктов операторы АЗС обязаны прекратить все технологические операции, освободить территорию АЗС от автотранспорта, удалить пролитый нефтепродукт, место пролива засыпать песком.

4.7. При невозможности ликвидировать аварийную ситуацию своими силами — сообщить диспетчеру нефтебазы и вызвать аварийную службу.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1.

По окончании работы операторы АЗС обязаны: — привести в порядок рабочее место; — снять спецодежду и защитные средства и оставить их обязательно в индивидуальном шкафчике в раздевалке на работе; — не оставлять рабочее место без присмотра до прихода следующей смены;

— сообщить сменщику или мастеру обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявлены в процессе работы.

Скачать Инструкцию

Источник: https://xn------7cdbxfuat6afkbmmhefunjo4bs9u.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%B0%D0%B7%D1%81.html

Minstroy39.ru
Добавить комментарий