- Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений в 2019 году, государственное регулирование земельных отношений, цели и формы, особенности | Земельный эксперт
- Какие органы осуществляют регулирование земельных отношений?
- Компетенция федеральных представительных и исполнительных органов, осуществляющих регулирование земельных отношений
- Компетенция представительных и исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих регулирование земельных отношений
- Компетенция органов местного самоуправления
- Заключение
- Наиболее популярные вопросы и ответы на них по органам, осуществляющим регулирование земельных отношений
- Список законов
- Вам будут полезны следующие статьи:
- Какие виды прав на земельный участок предусмотрены действующим законодательством?
- Право и частная собственность на земельный участок
- Право и государственная собственность на земельный участок
- Земельные участки как муниципальная собственность
- Право пожизненного пользования или владения земельным участком
- Сервитут или право ограниченного пользования чужим земельным участком
Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений в 2019 году, государственное регулирование земельных отношений, цели и формы, особенности | Земельный эксперт
По Конституции РФ (ст.72) задачи, связанные с правом собственности на участки земли, включая их использование и распоряжение, решаются на общероссийском уровне, а также на уровне регионов страны. Поэтому государственное регулирование земельных отношений представляет собой сферу, которой занимаются различные органы власти. Сюда входят исполнительные и законодательные ведомства (федеральные и региональные).
Земельные отношения затрагивают различные аспекты, куда относится оптимальное использование, защита прав собственности граждан и предприятий, контроль над сохранностью ресурсов.
Вопросы, касающиеся природных ресурсов и земли также рассматриваются Земельным Кодексом РФ и различной нормативной документацией, касающейся мелиорации, продажи и купли участков и др.
Какие органы осуществляют регулирование земельных отношений?
Данный вопрос регулируют власти федерального значения и представительства в субъектах страны.
Правительство РФ является исполнительным органом, решения которого выполняются на федеральном уровне и охватывают общие вопросы (решают обширный спектр задач).
Определенные гос. органы федерального значения занимаются специальными вопросами (работают в одном узком направлении).
Федеральные органы:
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
- Министерство природных ресурсов.
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
- Министерство сельского хозяйства.
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
- Федеральное агентство лесного хозяйства.
- Министерство здравоохранения.
Представители федеральных органов законодательной власти:
- Государственная Дума.
- Совет Федерации.
Исполнительные органы субъектов РФ:
- Городские и региональные администрации.
- Отделы контроля над землями, подлежащими повышенной охране.
- Министерства имущества и природных ресурсов субъекта РФ.
- Отделы земельных отношений и строительства субъекта РФ.
- Главные управления лесами субъекта РФ и т.д.
Органы местного самоуправления:
- Администрации городов, поселков, районов и сел.
Компетенция федеральных представительных и исполнительных органов, осуществляющих регулирование земельных отношений
- Создание и изменение законодательной базы, которая контролирует все вопросы, связанные с землей. Указы, касающиеся данной сферы, подписываются президентом страны. Данные акты действуют на территории РФ. Госдума утверждает законы, а правительство издает постановления и другие подзаконные акты.
- Расчет налоговой ставки на землю, включая плату за аренду и нормативную стоимость земельных участков. В РФ действуют общие основания, по которым осуществляется оплата за пользование землей.
- Создание специальных программ, которые помогают оптимально использовать природные ресурсы и производить их охрану.
Сюда относится контроль над исполнением разработанных схем и программ.
- Создание границ и правовых норм для территорий, требующих особой охраны.
- Внедрение принципов кадастра земли, отслеживание и организация использования земельных участков.
- Введение единого порядка, по которому государство осуществляет контроль над использованием земли.
- Создание методов, по которым охраняется имущественное право на участки, а также их использование.
Компетенция представительных и исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих регулирование земельных отношений
- Создание и подписание нормативных документов, которые не противоречат действующему законодательству и позволяют регулировать данную сферу.
- Создание границ и правовых норм для территорий, требующих особой охраны в пределах определенного региона.
- Аннулирование законодательных актов, принятых местными органами, которые противоречат действующему законодательству.
- Внедрение норм, по которым предоставляются земельные участки.
- Определение/изменение границ для районов в рамках субъекта страны.
- Определение/изменение границ города или поселка, включая работу с генеральными планами для городов и поселков, которые располагаются в данном округе, области, крае или республики.
- Определение фиксированной величины налога на землю, включая коэффициенты по отношению к номинальной стоимости земли. Осуществление контроля над взиманием данного налога.
- Внедрение метода, за счет которого возможно изменить целевое назначение территорий, а также их включение или исключение из какой-либо категории.
- Внедрение программ оптимального использования ресурсов, действующих в определенном регионе, включая охранные мероприятия.
- Отчуждение земель для потребностей государства или муниципалитета.
- Введение налоговых льгот на землю.
- Работы, касающиеся кадастра земли, контролирования и отслеживания того, как используются и охраняются территории.
Компетенция органов местного самоуправления
Список обязанностей местных властей в сфере земельных отношений установлен в ФЗ №131, ст.6. Однако указанный закон можно рассматривать только как основу, поскольку здесь приведен неполный перечень. Многие дополнительные аспекты можно найти в правительственных постановлениях, уставах и решениях, разработанных муниципальными властями.
- Право осуществлять владение, использовать и решать судьбу различных форм собственности, если они находятся в подчинении муниципалитета.
- Планирование и принятие местного бюджета, введение величины налогов.
- Контроль над использованием водных ресурсов, добычей полезных ископаемых, строительных недр, предназначенных для возведения различных конструкций под землей.
- Переход в собственность, предоставление земли в пользование (касается физических лиц и организаций).
- Регистрация прав собственников на участки.
- Отчуждение земли в пользу государства или муниципалитета.
- Разработка норм, по которым осуществляется использование территорий, а также контролирование их надлежащего использования.
- Работы касательно надзора, планирования, реализации проектов, по которым осуществляется застройка муниципалитетов.
- Расчет платы за земельные участки, ставок платы за аренду земли, установление налоговых льгот на землю для определенных категорий граждан.
- Сбор платы за земельные участки.
- Корректировка нормативов по стоимости земли согласно актуальному законодательству.
- Решение спорных ситуаций, касающихся земельных участков.
- Защита прав на землю, включая право пользоваться ею.
Заключение
- Регулирование земельных отношений – это область, федеральных, региональных и местных органов власти.
- Цели и формы регулирования указаны в Конституции РФ, Земельном Кодексе и других законах.
- За правовое регулирование данной сферы отвечают ведомства исполнительной и законодательной власти.
- Особенности контроля земельных отношений в рамках определенного региона прописываются в различных правовых актах, издаваемых субъектами РФ.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по органам, осуществляющим регулирование земельных отношений
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Владимир. Какова роль Правительства Москвы в регулировании земельных отношений?
Ответ: Здравствуйте, Владимир. Согласно Закону Московской области №23/96-ОЗ от 07.06.1996 г., Правительство Москвы наделяется следующими полномочиями:
- Подписание правовых актов касательно предоставления земли гражданам и организациям, управления землей, которая является федеральной собственностью.
- Изменение категории земли.
- Изъятие земли при ненадлежащем ее использовании.
- Проведение торгов с целью продажи земли, заключение аренды.
- Включение/исключение территорий из границ городов и поселков.
Список законов
- Статья 6 ФЗ №131
- Статья 72 Конституции РФ
- Закон №23/96 ОЗ от 07.06.1996
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/organy-osushhestvlyayushhie-regulirovanie-zemelnyx-otnoshenij/
Какие виды прав на земельный участок предусмотрены действующим законодательством?
Любой товар, а земля является именно таким предметом, существует имущественная принадлежность в зависимости от формы владение или принадлежности. Действующее земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на земельный участок:
- право собственности;
- право постоянного (бессрочного) пользования;
- право пожизненного наследуемого владения;
- право аренды;
- право безвозмездного срочного пользования;
- право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Четыре из указанных видов прав — право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и сервитут — являются вещными правами (ст. 216 ГК РФ), а право аренды и безвозмездного срочного пользования земельным участком — так называемыми обязательственными правами.
Право и частная собственность на земельный участок
В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.
Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.
Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст.
27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.
Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.
Право и государственная собственность на земельный участок
Положения, касающиеся основ и виды прав на земельный участок государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.
Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.
Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
- право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.
Земельные участки как муниципальная собственность
Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст.
29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст.
262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.
С точки зрения гражданского законодательства и прав на имущество вообще два вида прав — постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение — являются исключительно земельно-правовыми, поскольку применяются только в отношении земельных участков, а не иного имущества. Определенной спецификой обладает также право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
В части второй ГК РФ регулируются вопросы безвозмездного пользования (договор ссуды), и даже используется термин «безвозмездное временное пользование». В связи с этим представляется, что нормы ГК РФ подлежат применению к праву безвозмездного срочного пользования земельным участком (в части, не противоречащей земельному законодательству).
Но все же непосредственно о безвозмездном срочном пользовании в гражданском законодательстве речь не идет.
Право пожизненного пользования или владения земельным участком
Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что основания приобретения виды прав на земельный участок пожизненного наследуемого владения устанавливаются земельным законодательством.
Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК РФ).
То есть распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.
Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.
Право | Пожизненное наследуемое владение | Постоянное (бессрочное) пользование |
Собственник | государство, муниципальные образования (ст. 39.9 ЗК, ст. 265 ГК) | |
Субъекты права (лица, получающие права) | гражданин (физическое лицо) (ст. 265 ГК РФ) |
|
Объекты права | земельные участки (ст. 6 ЗК РФ) | |
Основания возникновения (приобретения) права | Предусмотрены земельным законодательством (ст. 265 ГК РФ):
|
Предусмотрены гражданским и земельным законодательством:
|
Сервитут или право ограниченного пользования чужим земельным участком
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для:
-
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
- использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе.
Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.
Следует также указать, что несмотря на имеющееся в Гражданском кодексе РФ указание на иные виды вещных прав на имущество — право хозяйственного ведения и право оперативного управления, данные виды виды прав на земельный участок не могут применяться в отношении площадей как не предусмотренные в земельном законодательстве.
Источник: http://allotment.ru/what/