Процедура оформления кладбищ из земель сельскохозяйственного назначения

Содержание
  1. Право на земельный участок под существующим кладбищем за муниципальным образованием
  2. Как оформить землю под кладбище в собственность муниципального образования
  3. Дело № 2- 752
  4. Как оформить кладбище в муниципальную собственность
  5. Кладбища: к какой категории земель относятся и возможно ли расширение ритуальной зоны?
  6. Правовой режим земельных участков, предназначенных для гражданских захоронений
  7. Решение по делу №2-357 (о возложении обязанности по оформлению земельного участка для размещения ища в собственность)
  8. Оформление кладбища в муниципальную собственность
  9. Порядок выделения земельных участков под кладбище
  10. Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации
  11. Статья 18. общественные кладбища 
  12. Дело № 2- 752/2012
  13. Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания
  14. Порядок предоставления участков земли для погребения
  15. Процедура оформления кладбищ из земель сельскохозяйственного назначения
  16. Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения
  17. Нормативно-правовые основы
  18. У кого есть право на получение?
  19. Требования к сельскохозяйственным участкам
  20. Подлежат ли кадастровому учету кладбища, как сооружения?
  21. Причины регистрации
  22. Что необходимо ставить на кадастровый учет?
  23. Подлежат ли кадастровому учету кладбища?
  24. Особенности выделения земли
  25. Тонкости регистрации кладбища как объекта недвижимости
  26. Итоги
  27. Исследование: От 85 до 90% кладбищ в России нелегальны или бесхозны
  28. На том свете
  29. Бульдозер на погосте

Право на земельный участок под существующим кладбищем за муниципальным образованием

Процедура оформления кладбищ из земель сельскохозяйственного назначения

Выяснить причину, почему на этом кладбище не осуществляются захоронения. Возможно оно официально, нормативным актом закрыто для захоронений в связи с тем, что оно полностью использовано.

Согласно ст. 14 ч.1 п. 22 ФЗ от 06.10.2003 г.

Как оформить землю под кладбище в собственность муниципального образования

Теперь муниципалитет владеет 25 процентами акций.

Такая земля может быть передана в бессрочное пользование тем, кто ухаживает за находящимися на участке могилами.

Для этого необходимо обратиться в ритуальную службу, предоставить её сотрудникам документы, свидетельствующие о праве на землю, на которой находится захоронение, и написать заявление о закреплении места под другую могилу. За такую услугу нужно будет заплатить определенную сумму, зависящую оттого, на сколько мест захоронений выделяется участок.

Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Дополню что целевое назначение для такого рода использования земли, указано в ст 99 земельного кодекса.

Дело № 2- 752

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ст. 19 ч.

1 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. Согласно ст.

11 ч. 2 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Руководствуясь ст.

Как оформить кладбище в муниципальную собственность

оформить на него право собственности.

Оформление земли в собственность позволяет распоряжаться участком по своему усмотрению.

Можно совершать разные сделки: перепродавать, передать по наследству, оформлять договор дарения, защищать свои права при возникновении спорных и очень сложных вопросов. Если обратиться к нормам земельного кодекса РФ, то любой гражданин имеет право на оформление земли в собственность.

Причём сделать это он может один раз бесплатно, в процессе своей жизни. Большой скандал разразился в селе Еделево Кузоватовского района.

Кладбища: к какой категории земель относятся и возможно ли расширение ритуальной зоны?

13 ст.

35 ГрК РФ – к специальным зонам, выделенным из числа земель населённых пунктов. В классификаторе видов разрешённого использования кладбища выделяются из земель общего назначения и определяются как «ритуальные зоны» с кодом – 12.1.

Государство предусматривает, что зоны захоронения требуют расширения или новой локализации.

Поэтому, безусловно, действия по охвату дополнительных территорий вполне правоспособны и юридически корректны. Однако данная процедура обусловлена рядом резолюций, которые требуют от муниципалитета строгой отчётности и взвешенности таких действий.

То есть, согласно ФЗ № 8-ФЗ, расширение ритуальных участков или формирование новых требует нижеследующего: Это, естественно, с учётом того, что обозначенные территории граничат с жилыми домами граждан. Защитная зона удалённости от городского кладбища должна быть не менее 500 м.

Правовой режим земельных участков, предназначенных для гражданских захоронений

Еремина Кристина Константиновна, Омская юридическая академия, Омск Научный руководитель: Маланина Екатерина Николаевна (и.

о. заведующего кафедрой, ОмЮА) — по принадлежности – государственные, муниципальные; — по обычаям – общественные, вероисповедальные, воинские; — по историческому и культурному значению – историко – мемориальные.

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).[2] — статус мест погребения, правовой режим земель кладбищ, допустимые формы собственности на земли мест погребения, возможность передачи муниципальных земель кладбищ в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду и т. п.

; — правовой статус специализированной службы по вопросам похоронного дела (как органа местного самоуправления, муниципальной организации или любого хозяйствующего субъекта, наделенного данным статусом); — орган или организация, уполномоченные осуществлять выделение мест под захоронение, регистрацию захоронений, установление режима работы мест погребения; — правовой режим предоставленных гражданам для захоронения земельных участков на местах погребения и прочие.

Список использованной литературы: 1.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146. 3.Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А11-2363/2005-К2-18/138.

Решение по делу №2-357 (о возложении обязанности по оформлению земельного участка для размещения ища в собственность)

2.1.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 свидетельствуют о ненадлежащем исполнении возложенной на администрацию МО «Няндомское» законом обязанности по содержанию мест захоронения. Между тем в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено суду доказательств, свидетельствующих о наличии на территории кладбища урн для сбора мусора, а также оборудованных площадок для мусоросборников.

Судом установлено, что администрация МО «Няндомское» в нарушение вышеуказанных правовых норм не создала специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Как следует из объяснения генерального директора ООО «Ритуал сервис» /Н.С./ от 30 августа 2011 года, ООО «Ритуал сервис» никаких работ по содержанию и реконструкции городского общественного кладбища не осуществляет (л.д.17).

Таким образом, суд полагает, что требование прокурора о возложении обязанности на администрацию МО «Няндомское» по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Оформление кладбища в муниципальную собственность

Источник: http://credit-helper.ru/pravo-na-zemelnyj-uchastok-pod-suschestvujuschim-kladbischem-za-municipalnym-obrazovaniem-25741/

Порядок выделения земельных участков под кладбище

Исходя из вышеупомянутого, следует, что земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение), иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Таким образом, участок земли под захоронение не выступает товаром на рынке ритуальных услуг, его предоставление является публичной услугой, и наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела функцией по ее предоставлению не может рассматриваться как совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, влекущее ограничение конкуренции. В подп. 9 п. 4 ст.

27 ЗК прямо установлено, что земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, изъяты из оборота, т.е.

Кладбища: сложные вопросы землепользования и эксплуатации

У входа на кладбище размещается информационный щит с извлечением из настоящего Порядка, схематический план с обозначением административных зданий, участков, дорожек, туалетов. Прилегающая к кладбищу территория должна быть благоустроена и иметь места для стоянки автотранспорта.

Статья 18. общественные кладбища 

В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы.

Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение.

Дело № 2- 752/2012

Стоит отметить важный момент, что выделение (предоставление) участков под захоронения и регистрация захоронений не названы Федеральным законом № 8 – ФЗ среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, что позволяет предположить, что данные функции не рассматриваются им как властные полномочия. А исходя из положений ч. 2 ст. 7, ч. 1 и 3 ст.

18 Федерального закона № 8 – ФЗ следует, что именно специализированная служба по вопросам похоронного дела (а именно, создаваемая органами местного самоуправления организация) правомочна принимать решения о выделении земельных участков для захоронения на территории общественных кладбищ (в свою очередь, специализированная служба, не орган местного самоуправления, а создаваемая им организация). Согласно ч.

1 ст. 7 и ч. 5 ст.

Об утверждении правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания

Важно Не допускается требовать с заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами. Все представленные документы принимаются по описи, копия которой вручается заявителю в день получения всех необходимых документов, указанных в настоящем пункте, с отметкой о дате их приема.

Органы местного самоуправления организуют учет и хранение представленных документов.
V. Принятие решения о резервировании места семейного захоронения 13.

Резервирование места для создания семейного захоронения осуществляется на основании правового акта главы администрации муниципального образования (далее — решение о резервировании места под создание семейного захоронения). 14.

Порядок предоставления участков земли для погребения

Отказ в резервировании места для создания семейного захоронения допускается в случаях, если: 1) заявитель выразил желание получить место на кладбище, которое не входит в перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания семейных захоронений; 2) заявитель отказался от мест, предложенных для создания семейного захоронения; 3) заявитель выразил желание получить место, которое не может быть отведено под создание семейного захоронения в связи со структурными особенностями кладбища и архитектурно-ландшафтной средой кладбища; 4) заявитель не представил документы, указанные в пункте 11 настоящих Правил; 5) заявитель является недееспособным лицом; 6) заявителем полностью не использовано ранее предоставленное место для создания семейного захоронения.
Решение о резервировании места под создание семейного захоронения или об отказе в его резервировании принимается не позднее 14 календарных дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 11 настоящих Правил. При непосредственном осуществлении захоронения умершего решение о резервировании места для создания семейного захоронения или об отказе принимается в двухдневный срок с момента предоставления заявителем в орган местного самоуправления (не позднее одного дня до дня погребения) документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил. 15. Решение о резервировании места для создания семейного захоронения выдается заявителю в течение 7 календарных дней со дня принятия решения с указанием суммы и срока уплаты платежа за резервирование места семейного захоронения. 16.

Закона о погребении упоминаются «места погребения», которыми являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.[1] Можно предположить, что понятие земельного участка, занятого захоронениями, можно применять равнозначно с терминами «кладбище» и «место погребения». Места погребения могут быть: — по принадлежности – государственные, муниципальные; — по обычаям – общественные, вероисповедальные, воинские; — по историческому и культурному значению – историко – мемориальные.

Участки под создание семейных захоронений предоставляются в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, муниципальными правовыми актами, регулирующими организацию и содержание мест захоронений. 7. Места семейных захоронений могут быть отнесены к объектам, имеющим культурно-историческое значение, в порядке, установленном действующим законодательством. III.

Право граждан на резервирование земельных участков для создания семейных захоронений 8. Правом на резервирование земельного участка для создания семейного захоронения обладают лица, состоящие в близком родстве: супруги, дети, родители, усыновленные, усыновители, братья и сестры, внуки, дедушки и бабушки. 9.

Степень родства подтверждается соответствующими документами (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении и т.п.). IV.

Федерального закона о погребении и похоронном деле, места погребений могут быть вероисповедальными. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Закона предложения по созданию мест погребения могут вноситься «массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ».

Закон предусматривает создание помимо вероисповедальных также общественных и воинских кладбищ. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела (п. 1 ст. 18 Закона).

Однако и на общественных кладбищах погребение может осуществляться «с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций» (п. 2 ст. 18). В ст.

Источник: http://juristufa.ru/2018/04/20/poryadok-vydeleniya-zemelnyh-uchastkov-pod-kladbishhe/

Процедура оформления кладбищ из земель сельскохозяйственного назначения

Выяснить причину, почему на этом кладбище не осуществляются захоронения. Возможно оно официально, нормативным актом закрыто для захоронений в связи с тем, что оно полностью использовано.

Согласно ст. 14 ч.1 п. 22 ФЗ от 06.10.2003 г.

Порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения

Аренда земельного участка под сельхозцели, как это часто бывает, является очень актуальным вопросом для многих фермеров страны.

Совсем недавно, с 1 марта 2015 года, в силу вступили новые изменения в земельное законодательство, в связи с чем требуется детальный анализ вступивших нововведений и подробное разъяснение касательно регулирования отношений по порядку предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Нормативно-правовые основы

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные земли сельхозназначения предоставляются как физическим, так и юридическим лицам на правах собственности или аренды на основании порядка, установленного статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

В аренду государственные или муниципальные земли с/х назначения предоставляются по части 1 статьи 10 названного выше закона и согласно порядку, установленному статьей 34 Земельного кодекса РФ.

У кого есть право на получение?

Земельные участки сельхозназначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, могут быть переданы в собственность или аренду:

  • физическим лицам,
  • юридическим лицам.

Регулирование порядка предоставления осуществляется Земельным кодексом РФ и другими нормативными актами федерального и регионального значения.

Требования к сельскохозяйственным участкам

В основном главными требованиями приобретателей и арендаторов земельных участков сельскохозяйственной направленности являются месторасположение земель и размеры.

Минимальная площадь земельного участка под сельское хозяйство может быть установлена законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые основываются на требованиях Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.

Максимальный размер суммарной площади с/х земель, которые находятся в пределах территории одного муниципального образования и в собственности одного лица или одной организации устанавливается в пределах 10% от всей площади сельскохозяйственных земель муниципального образования.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Источник: http://natalibijou.ru/protsedura-oformleniya-kladbisch-iz-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya/

Подлежат ли кадастровому учету кладбища, как сооружения?

Кадастровый учет на государственном уровне применительно к земельным участкам — обязательная процедура, подразумевающая фиксацию надела в специальном реестре. Факт регистрации подтверждает наличие надела, а также позволяет совершать с ним сделки — продавать, покупать, передавать наследникам или решать иные вопросы.

В процессе постановки на кадастровый учет каждый ЗУ получает персональный кадастровый номер. При этом регистрация обязательна практических для всех объектов, в том числе специфических.

Рассмотрим, подлежат ли кадастровому учету кладбища, как сооружения, что говорит законодательства, и по какой процедуре проходит постановка на учет.

Причины регистрации

Кадастровый учет — процесс, подразумевающий отражение сведений о недвижимости в ЕГРН. Выполнение таких действия обязательно для решения следующих задач:

  • Проведения операций с недвижимостью.
  • Контроль объектов и земли на территории государства, создание планов на мероприятия по землеустройству и градостроительству.
  • Вычисление размера налога.

Что необходимо ставить на кадастровый учет?

Полный перечень объектов, которые подлежат регистрации, рассмотрены в ФЗ №218 (статья 1, пункт 7). Если говорить в целом, постановке на учет подлежат объекты, которые тесно связаны с ЗУ и не могут быть перенесены без разрушения.

К примеру, для построек главным критерием, свидетельствующим о необходимости регистрации, является наличие фундамента. Вот почему постановка на учет сарая обязательна, а вот для туалета или палатки для торговли в этом нет необходимости.

Что касается земельных участков, они передаются новым владельцам из местных или государственных земель, а после регистрируются в ЕГРН. Основание для выполнения такой работы — план межевания и правоустанавливающие бумаги. Заявитель должен подтвердить, что ЗУ находится в его владении на базе договора дарения, ренты или купли-продажи.

  Кадастровый инженер — кто это?

Если новый земельный участок находится вблизи других наделов, которые поставлены на учет, не обойтись без согласования границ. Выделение и регистрация надела происходит при наличии обременения. При этом площадь ЗУ не должна быть меньше параметров, указанных в градостроительных актах или ЗК РФ.

Также на учет ставятся следующие объекты:

  • Жилое здание (в том числе с большим числом квартир).
  • Квартиры и жилые помещения (при наличии двух критериев — обособленности и изолированности).
  • Садовые (дачные) постройки. Обязательно требование для регистрации — отнесение объекта к капитальной постройке. Главным критерием, как отмечалось выше, является наличие фундамента.
  • Нежилые объекты. Исключением являются сооружения, которые не могут использоваться без основного здания. Факт принадлежности к капитальной постройке определяется кадастровый инженер.

Если говорить об объектах недвижимости, на учет ставятся гаражи, машино-места, имущественные комплексы, мосты, газопроводы и другое.

Подлежат ли кадастровому учету кладбища?

С учетом сказанного напрашивается вывод, что регистрации обязательна для земельных участков и капитальный строения. Но остается еще один вопрос — подлежат ли кадастровому учету кладбища, и можно ли их рассматривать как сооружения.

Сразу отметим, что кладбищенская земля не относится к сооружению, но регистрация этого объекта является обязательной. Такой ЗУ относится к наделам специального назначения.

При этом на территории кладбища могут быть сооружения и постройки, например, крематорий.

Выделение земельных наделов для строительства происходит на базе ЗК РФ под номером 136. Так, в статье 30, пункте первом указано, что выдача ЗУ для возведения объектов осуществляется двумя способами — без предварительного согласования и с обязательным выполнением этой работы. С учетом того, что ЗУ под кладбище передаются местными органами власти, для таких объектов характерны обе приведенные формы.

  «Темпы ввода нового жилья в ближайшие годы будут снижаться»

В ЗК РФ (статье 30, пункте 11) указано, что в предварительном согласовании нет необходимости при выполнении таких условий:

  • Объект размещается в селе или городе.
  • Учитываются градостроительные документы о застройке, а также правила пользования землей.

В рассмотренном кодексе рассматриваются и иные случаи, позволяющие избежать согласования.

Возможны ситуации, когда получение ЗУ физлицами или компании требует обязательного согласования. Это возможно, если объект передается на правах аренды, государственным или местным организациям, а также другими структурами в бессрочное применение.

Так, в статье 31 ЗК РФ указано, что юрлицо при передаче участка под возведение объектов захоронения, оформляет прошение в местный (государственный) орган власти. В заявлении указывается интересующий участок и ориентировочное место размещения сооружения.

Выбор точки для кладбища производится с учетом правил застройки населенного пункта. Здесь же берутся во внимание правила застройки города, а также ряд других характеристик — состояние земли, доступные экологические нагрузки, рельеф и прочие. В процессе оценки учитываются действующие санитарные правила и нормы. Важно, чтобы надел обеспечивал продолжительную эксплуатацию кладбища как сооружения (хоть оно таковым и не является).

Особенности выделения земли

Новые места для захоронения создаются только при условии позитивного заключения различных экспертиз (гигиенической, санитарной и экологической). Расстояние от места захоронений до пределов селитебного участка должны быть от 300 метров и больше. Муниципальные власти гарантируют выбор ЗУ при учете ФЗ под номером 8, а также Постановления главного санитарного врача страны.

При выделении земли под кладбище обязательно информирование:

  • Людей, которые проживают вблизи будущей застройки.
  • Пользователей, владельцев и арендаторов ЗУ, права которых могут затрагиваться в результате появления кладбища.
  • Владельцев наделов. Они информируются о вероятной покупке ЗУ для госнужд и будущего возведения мест для захоронения человеческих останков.

  Как получить разрешение на строительство?

Тонкости регистрации кладбища как объекта недвижимости

После успешного выбора ЗУ для строительства кладбища составляются специальные акты, а также устанавливаются дополнительные зоны (охранная, санитарная, защитная). Вместе с ними передаются:

  • Проекты с пределами ЗУ. Информация утверждается муниципальными органами власти.
  • Вычисления ориентировочных убытков владельцев земельных наделов, пользователей земли, владельцев ЗУ, а также арендополучателей.
  • Вычисления потерь для с/х производства или лесничества. Муниципальный (исполнительный) орган решает о возможности размещения кладбища, после чего утверждается акт выбора ЗУ. Копии упомянутых бумаг передаются заявителю.

После получения предварительного решения можно переходить к следующему этапу. На нем необходимо добиться решения о получении надела и его применения для организации кладбища. При этом обязательно выполнение  землеустроительных работ. Что касается срока действия решения, он составляет три года (максимальный период).

Далее формируются новые и приводятся в порядок уже действующие объекты. После этого создаются и закрепляются границы ЗУ с помощью межевых знаков. Как только эта работа выполнена, заполняются землеустроительные дела с учетом требований Росземкадастра. На базе утвержденных градостроительных бумаг готовится документация о межевании с учетом приказа Роскомкадастра.

Итоги

Таким образом, регистрация кладбища, как объекта недвижимости, имеет свои особенности. Наибольшие трудности связаны с выделением и подготовкой участка, а также прохождением множества согласований. Это не удивительно, ведь речь идет о выделении надела под специфический объект — место для захоронения. Также что конфликтные ситуации с заинтересованными лицами почти неизбежны.

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/podlezhat-li-kadastrovomu-uchetu-kladbishha-kak-sooruzheniya/

Исследование: От 85 до 90% кладбищ в России нелегальны или бесхозны

В стране не имеют легального хозяина до 20% автодорог. Кроме того, согласно результатам исследования фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», у нас немало бесхозных проездов и ж/д переездов, водопроводов и пр. Но на первом месте по степени «бесхозности» в России — кладбища. Таковых девять из десяти.

От 85 до 90% бесхозных кладбищ — факт шокирующий, поэтому корреспондент «РГ» попытался разобраться прежде всего с загробным миром. Дороги, переезды и водоводы, безусловно, тоже важны, но ими пользуются живые. Которые вполне могут постоять за себя и отстаивать в разных инстанциях свои интересы. А вот о тех, кто покинул этот мир, должны позаботиться мы

Для начала попытался перевести проценты в числа. До 90% — это сколько?

Почему в РФ растет популярность ритуального страхования

Звучит неправдоподобно, но миссия оказалась невыполнимой. Оказалось, мы этого просто не знаем.

«Минстрой оценивает число открытых для захоронения кладбищ в 81-83 тысячи, — говорит зампред экспертного совета по науке фонда «Хамовники» и педагог Высшей школы экономики Ольга Моляренко. — Но у экспертов имеются подозрения, что часть из этих кладбищ хоть и стоят на учете, но кадастрово не оформлены».

Но есть и иная статистика.

«А вот Союз похоронных организаций и крематориев России оценивает общее количество кладбищ примерно в 600 тысяч, — продолжает Моляренко. — Степень достоверности этих цифр мы не знаем».

Итак, разница в оценках министерства и профессионального сообщества отличается в семь раз. Вдумайтесь в эту цифру.

«Нет нормальной статистики», — грустно заключает социолог Моляренко.

«Можно сказать — нет и ненормальной, то есть нет никакой статистики», — мягко поправляет коллегу профессор Высшей школы экономики Симон Кордонский.

Исследования этой деликатной сферы проводят, конечно, не для того, чтобы пощекотать нервы обывателя. Дело ведь не только в количестве кладбищ. Получается, что мы не знаем о них почти ничего: ни их общей площади (а знать, сколько родной земли мы отвели под могилы предков, — нужно), ни точного правового статуса. Соответственно, не можем оценить масштаба проблем.

А проблемы есть. И очень серьезные.

На том свете

Представьте ситуацию: на могилу ваших предков падает старое дерево. Вполне жизненная ситуация. Что вы делаете? Разумеется, распиливаете дерево, приводите в порядок оградку и надгробие, вывозите мусор… А вы знаете, что за это рискуете угодить под статью УК? Если это кладбище из числа тех, которых у нас в стране 85-90%.

«Пример: в Карелии прошел ураган и завалил кладбище на землях Лесфонда, — рассказывает Ольга. — Знаете, что в первую очередь сделали местные власти? Предупредили местных: ничего сами не предпринимайте.

И правильно сделали! Потому что если вы вынесете с могил упавших веток больше, чем на пять тысяч рублей, то за это — уголовная ответственность! Власти провели переговоры с МЧС и лесниками, добились, чтобы владелец заказал расчистку, и только потом муниципалитет вывез упавшие деревья».

Ритуальные агентства внесут в реестр

Почему так? Еще десять лет назад все леса в России делились на обычные и на «сельские». К последним относились леса, переданные государством в управление сельскохозяйственным организациям. Которые обычно не препятствовали размещению на своей земле погостов.

После принятия новой редакции Лесного кодекса в 2006 году все леса перешли в ведение Рослесхоза. Кадастрирование территорий осуществлялось без учета нахождения кладбищ. Но десятки тысяч «лесных» кладбищ по мановению волшебной палочки не исчезли. Они остались на своих местах и существуют на грани света и тени. Это «иной мир» в самом буквальном смысле слова: фактически есть, а по документам их нет.

Оговорюсь: термин «бесхозный» в данной ситуации не стоит понимать совсем уж буквально. Очень часто за кладбищами местные власти присматривают. Но все расходы проводят по другим статьям, например, как сезонный вывоз мусора.

Привлекают спонсоров, проводят субботники, договариваются с местными предпринимателями.

Конечно, не бескорыстно: коммерсант берет на себя содержание дороги к погосту (туда часто идут «бесхозные» дороги) и получает негласные преференции от муниципалитета или сельской администрации.

Легализация не всем и выгодна. «Допустим, у вас есть лесопилка. Вы берете земли сельхозназначения, которые заросли лесами. Вырубаете деревья, муниципалитет закрывает на это глаза в обмен на то, что вы содержите за свой счет кладбище. Теневое муниципальное управление в классическом виде», — резюмирует Ольга Моляренко.

Эксперты нашли даже мост без законного владельца. Но социологи просят журналистов не называть всю сложившуюся инфраструктуру «теневой экономикой». Это скорее «параллельная экономика».

«Вот мы тебе сейчас скажем, где находится «бесхозный мост», — говорит руководитель проекта. — Ты напишешь. Его закроют. А по нему люди ходят. И мост этот в нормальном состоянии, просто не оформлен».

Бульдозер на погосте

«Лесные» кладбища еще не самые проблематичные. Леса у нас в ведении государства, поэтому есть надежда на цивилизованное развитие ситуации. Хуже положение с кладбищами, которые оказались на земле сельхозназначения.

Эта земля может быть продана, и новый собственник имеет право ее использовать в соответствии с ее статусом. То есть пахать и сеять. Никаких покойников в этой земле правоустанавливающими документами не предусмотрено, следовательно, в любой момент кладбище может быть снесено.

Представьте ситуацию: вы приезжаете на могилы предков, а там работают бульдозеры. Что делать, кому звонить? В полицию?

Прецеденты были: полиция не вмешивается, если у тех, кто проводит снос, в порядке правоустанавливающие документы. Они могут вести работы на своей земле в соответствии с ее назначением. Для вас это кладбище, а для них — просто участок земли.

Есть ли выход?

В Москве начали действовать новые правила по установке надгробий

Ольга Моляренко: «Не наше, исследователей, дело давать советы. Но очевидно, что выход из ситуации один: полная амнистия и легализация всех бесхозных объектов».

У легализации есть серьезный нюанс. По закону собственник земли не может просто взять и передать свою собственность муниципалитету. Допустим, земля относится к ведению военного ведомства, ФСИН и пр. И нередко они готовы ее передать гражданским.

Но по закону сначала необходимо провести межевание, оплатить технические и кадастровые паспорта, привести инфраструктуру в надлежащее состояние. Обычно на это у обеих сторон нет средств. А если даже деньги есть, то в бюджет такие статьи расходов не заложены.

Да и — что греха таить — особого стимула этим заниматься тоже ведь нет.

Но с другой стороны, если вдуматься, то деньги — не самая большая проблема. Финансы просто переходят из одного государственного кармана в другой. А при таком раскладе решение можно найти. Было бы желание.

Прямая речь

Любое кладбище сопровождает индустрия ритуальных услуг. Сколько людей обеспечены работой в секторе бесхозных кладбищ, и какие там вращаются деньги?

Об этом я спросил главного редактора журнала «Археология русской смерти» Сергея Мохова.

— Если отвечать лаконично, то там почти все «в тени». У нас ведь нельзя открывать частные кладбища. Но фактически такие есть. Покупается земля, и на ней начинают хоронить. Через 4-5 лет организаторы такого бизнеса приходят в муниципалитет и заявляют: у нас есть кладбище, его нужно зарегистрировать.

Туда привозят тела, продают места, хоронят. Это может быть и 20-30 тыс. рублей, и иная сумма — все зависит от того, сколько можно взять с родных и близких покойного. Когда нет возможности создать что-то легально, платить налоги и пр., то очевидно, что все это будет создано нелегально.

И бизнесу в сфере ритуальных услуг легче ничего не регистрировать.

Какие деньги там вращаются — подсчитать сложно. В России отсутствует статистика учета: что происходит с телом человека после его смерти. Отследить, в каком крематории сжигается и в каком морге хранится, — невозможно. Вообще, похоронная индустрия на 90% у нас теневая, хотя это не самый подходящий термин. В ряде случаев задействованные там люди и сами не понимают, насколько законна их деятельность.

У нас по закону достаточно сложно открыть также частный морг и крематорий. Но я знаю случаи, когда люди строят внушительные ангары, где размещают морги с крематориями. Официально их нет, но они работают у всех на виду.

Ну тут многое зависит от региона. Знаю город, где сдали в аренду… морг. Точнее, не весь морг, а только вход в него. Поставили стул, посадили человека, который берет деньги за вынос тела. А по-другому в этот морг попасть нельзя, там только одна дверь…

Источник: https://rg.ru/2017/06/28/issledovanie-ot-85-do-90-kladbishch-v-rossii-nelegalny-ili-beshozny.html

Minstroy39.ru
Добавить комментарий