- Как определить класс опасности опасного производственного объекта
- О чем закон?
- Об опасных производственных объектах
- Требования закона
- Роль государства
- О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
- О расследовании аварий
- О промышленной экспертизе
- О государственном надзоре
- Классификатор
- Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116
- Опасный производственный объект | определение ФЗ-116
- Опасный производственный объект: определение
- Классы опасности опасных производственных объектов по 116-ФЗ
- Особенности эксплуатации опасных производственных объектов
- Опасный производственный объект определение
- Опасные производственные объекты в России
- Примечания
- Классификация опасных производственных объектов
- Подробнее о государственном надзоре
- Виды опасных промышленных объектов
Как определить класс опасности опасного производственного объекта
Производственные процессы должно строго регламентироваться законом.
Существующий в Российской Федерации 116-ФЗ закрепляет большое количество положений, содержащих исчерпывающие данные о промышленной безопасности на предприятиях. Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.
О чем закон?
Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности на опасных производственных объектах», речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях.
В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера.
Безопасность может нарушить авария — явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.
Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера.
Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов.
Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.
Об опасных производственных объектах
В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам.
Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории.
Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.
Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:
- объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности;
- производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень;
- 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени;
- 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.
На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.
Требования закона
В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация.
Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.
Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.
Роль государства
В статье 5 Закона «О промышленной безопасности» рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве.
Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению — российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер.
У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.
Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.
О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах.
Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.
Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований.
Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию.
При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.
О расследовании аварий
Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций.
Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий.
Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:
- представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект;
- представителя самого производственного объекта;
- страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом;
- прочих представителей — по желанию государственного органа или предприятия.
Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.
О промышленной экспертизе
Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:
- любые технические устройства, находящиеся на предприятии;
- прилежащие сооружения и здания;
- промышленные декларации;
- классы опасности производственных объектов;
- документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.
Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика.
Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д.
Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.
О государственном надзоре
Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое.
Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год.
Для 3 класса — не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.
Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.
Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:
- выдачу предписаний о нарушении на предприятии;
- предъявление удостоверения для реализации проверочных работ;
- запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте;
- составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.
Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.
Классификатор
В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов.
Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса.
Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества — их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.
В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 — о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.
Источник: https://BusinessMan.ru/klass-opasnosti-proizvodstvennyih-obyektov-federalnyiy-zakon—fz-o-promyishlennoy-bezopasnosti-opasnyih-proizvodstvennyih-obyektov.html
Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116
Производство работ на опасном производственном объекте требует определенных мер безопасности. В статье мы дадим определение ОПО, расскажем об их классификации и особенностях эксплуатации.
Источник: https://alekstroy.com/kak-opredelit-klass-opasnosti-opasnogo-proizvodstvennogo-obekta/
Опасный производственный объект | определение ФЗ-116
Производство работ на опасном производственном объекте требует определенных мер безопасности. В статье мы дадим определение ОПО, расскажем об их классификации и особенностях эксплуатации.
Опасный производственный объект: определение
Опасный производственный объект – это предприятие в целом, одно или несколько структурных подразделений, перечень которых указан в Приложении № 1 к Закону РФ № 116-ФЗ.
Признаки отнесения предприятия или его структурных подразделений к ОПО приведены в Приложении № 2 к 116-ФЗ.
Учет ОПО ведется в Ростехнадзоре в Едином реестре опасных производственных объектов.
Многие промышленные предприятия выпускают продукцию для обороноспособности страны, добывают полезные ископаемые шахтным и другими рискованными способами.
При изготовлении вооружений используются взрывчатые материалы, химические спецсредства. Ликвидация вооружений требует проведения операций по демонтажу и утилизации хранилищ отработанных химических веществ.
При этом существует высокий уровень вероятности получения травм персоналом и повреждения оборудования в результате неправильных действий работников, самопроизвольного включения оборудования или воздействия иных факторов.
Кроме этого, на опасные производственные объекты могут воздействовать внешние природные факторы – климатические, сейсмические и другие.
- Как зарегистрировать опасный производственный объект
Классы опасности опасных производственных объектов по 116-ФЗ
Класс ОПО зависит от уровня потенциального риска, который может привести к аварии. По существующей классификации опасные производственные объекты делят на четыре класса. Категория объекта характеризуется уровнем риска эксплуатации.
Самым опасным является первый класс. Опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности – это, как правило, предприятия по уничтожению оружия.
На объектах I класса присутствует постоянная угроза взрыва химических веществ, взрыва или выброса газа, пыли, затопления шахт в результате прорыва плотины, горных ударов, толчков и микроударов.
Хранилища и предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и других видов вооружения, производство пестицидов и других объектов спецхимии также относятся к первому классу.
Для объектов II класса характерна высокая степень опасности, для III касса – средняя. IV класс относят к низкой степени опасности.
Категорию присваивает эксплуатирующая организация по итогам идентификации, для проведения которой можно привлекать сторонних экспертов.
Идентификация позволяет определить наименование и тип ОПО, признаки опасности, количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта.
Во время идентификации анализируют:
- проектную документацию;
- обоснования безопасности;
- декларации промышленной безопасности;
- технологические регламенты;
- генеральный план расположения зданий и сооружений;
- сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документацию на технические устройства, используемые на объекте;
- данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
По итогам идентификации заполняют сведения, характеризующие ОПО.
Особенности эксплуатации опасных производственных объектов
В эксплуатации ОПО различных классов опасности существуют особенности в оформлении документации, проведении мероприятий, а также в порядке контрольных проверок.
Есть и другие отличительные моменты.
Например, в том случае, если на ОПО произошел несчастный случай с тяжелым исходом, групповой или смертельный, расследование возглавляет не главный инспектор государственной инспекции труда, а главный инспектор Ростехнадзора.
Это связано с тем, что расследование инцидентов на опасных объектах требует от председателя комиссии глубоких познаний в технологии эксплуатации и обслуживания, технического освидетельствования и надзора.
Поскольку главный государственный инспектор Ростехнадзора должен отвечать профессиональному стандарту «Специалист по промышленной безопасности», к нему предъявляются требования о наличии технического образования по профилю проверяемых им предприятий.
В целях усиления мер безопасности работающих, помимо охраны труда, необходима еще и система подготовки персонала по промбезопасности.
Работники рабочих профессий проходят, помимо обучения по охране труда, еще и ежегодное обучение с проверкой знаний по производственным инструкциям.
Руководители и специалисты должны быть аттестованы каждые 5 лет.
Поэтому, кроме удостоверений по ОТ, форма которых утверждена в Порядке № 1/29, специалисты должны иметь на руках еще протокол аттестации по промбезопасности, а работникам рабочих профессий выдают на руки удостоверение о допуске к самостоятельной работе.
При переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей в данной организации не требуется проведение аттестации по другим областям, протокол действует весь срок со дня выдачи (5 лет). Если работник рабочей профессии перейдет к другому работодателю, он обязан будет заново проходить обучение и проверку знаний производственных инструкций, аналогично обучению по охране труда.
Еще одной особенностью в эксплуатации ОПО является обязательное назначение ответственного за производственный контроль.
В небольших организациях эту должность может занимать один из заместителей руководителя, например, технический директор. При численности до 500 работающих ответственный за контроль должен быть назначен отдельно.
Если в организации трудятся больше 500 человек, то для производственного контроля необходима уже служба ПК.
Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
- Готовые решения по действующему законодательству
- Более 3 000 заполненных шаблонов
- Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
На ОПО должна быть организована служба охраны труда или назначен специалист по охране труда, как того требует статья 217 ТК от каждого российского работодателя.
Но кроме этого, должна быть создана и служба промышленной безопасности.
Если в организации зарегистрировано несколько опасных производственных объектов, одному специалисту будет трудно организовать надзор за работой персонала и эксплуатацией оборудования.
Поэтому в этом случае служба промышленной безопасности может состоять из нескольких специалистов, возглавляемых руководителем СУПБ – по одному специалисту по каждой области компетенции.
Для некоторых видов ОПО уже разработан профессиональный стандарт «Специалист по промышленной безопасности». Приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1142н содержит требования, существенно отличные от требований к специалисту по охране труда.
В частности, специалист по промбезопасности должен иметь 3 года практической работы по эксплуатации оборудования и высшее техническое образование. Специалист по ОТ должен иметь высшее образование «Техносферная безопасность», являющееся гуманитарным.
Требования к стажу в 3 года не предъявляются.
►Узнайте, как оформляется удостоверение по промбезопасности>>>
Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103564-18-m4-opasnyy-proizvodstvennyy-obekt-opredelenie-116-fz
Опасный производственный объект определение
Опасный производственный объект Атомная электростанция — сочетание почти всех возможных опасных производственных факторов.
Опасный производственный объект — в широком смысле этого выражения производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты (аварийные ситуации). [1]
Аварии на производстве могут иметь серьёзные последствия для жизни и здоровья людей, что более подробно рассматривается системой охраны труда; имуществу организаций, эксплуатирующих опасные объекты и, что чрезвычайно важно, природной среде, что является составляющей экологической безопасности. В различных странах по разному подходят к опасным факторам на производстве, при этом преобладает системный подход, основанный в данном случае на управлении безопасностью технологических процессов (Process Safety Management), контроле за использованием опасных веществ и материалов (Dangerous goods) и наукоёмком понятии инжиниринга безопасности (Safety engineering), тесно связанным с системотехникой. В России же защищённость от аварий и их последствий призвана поддерживать промышленная безопасность, главным понятием которой является опасный производственный объект.
Опасные производственные объекты в России
В России понятие опасного производственного объекта имеет конкретное бюрократическое значение, чётко прописанное Федеральным законом:
это предприятие, его цех, участок, площадка или другие производственные объекты на его территории, на которых[2]:
- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды)[3];
- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры;
- получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
- ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
С целью отнесения объекта в составе организации по определенным признакам и критериям[4] к категории опасного производственного объекта и определения его типа, самой организацией проводится так называемая идентификация опасного производственного объекта[5]. Результаты идентификации используются при регистрации объектов в Государственном реестре[6] и при заключении договоров страхования риска ответственности[7]. Эта процедура является обязательной[8] и, как и многие бюрократические процедуры в России, носит характер заполнения множества специальных бланков[9] и предоставления в регистрирующие органы (территориальное управление Ростехнадзора[10]) большого количества технической и юридической документации по специально для этого разработанным правилам[11] и методическим рекомендациям[12]. Финальным аккордом всех этих действий является занесение в банк данных Государственного реестра сведений о действующих объектах и получение организацией свидетельств о регистрации, заключений по идентификации и карточек учёта объектов[10][13].
Следует особо отметить, что при идентификации опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом и не всё предприятие в целом, а определенная площадка производства, на которой есть обращение такого вещества или эксплуатация такого технического устройства. Таким образом, на каждом крупном производстве или энергетической установке может насчитываться до нескольких десятков опасных производственных объектов, каждый из которых нужно регистрировать в установленном порядке. Однако есть способ этой процедуры благополучно избежать — доказать экспертам регистрирующей организации, что опасное вещество обращается на объекте в количестве равном или менее 2 % от предельно допустимого количества[14] и его размещение таково, что не может стать причиной возникновения аварии[15].
После регистрации объекту присваивается статус промышленного объекта повышенной опасности, влекущий предъявление к нему требований промышленной безопасности[16], он ставится на учёт и регистрировавший его орган становится надзорным за этими требованиями[17].
Кроме того, надзорный орган обязан проводить системный анализ состояния промышленной безопасности на этом объекте и в организации, эксплуатирующей его, для принятия на основе анализа управленческих решений и нормативных актов и предоставлять имеющуюся у него информацию органам государственной власти и управления, а также заинтересованным организациям[18]. Кроме Ростехнадзора ведение ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации[19].
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации[20], а технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности[21].
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Примечания
- ↑ Ассоциация горных экспертных центров
- ↑ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- ↑ более конкретные определения этих веществ содержатся в Приложении 1 этого же федерального закона
- ↑ Критерии идентификации.Общие положения и требования при осуществлении идентификации опасных производственных объектов
- ↑ Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов
- ↑ реестр, в котором на основе единых методологических и программно-технических принципов накапливается, анализируется и хранится информация о зарегистрированных объектах и организациях, их эксплуатирующих
- ↑ Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Эксплуатация опасного производственного объекта (обязательное страхование ответственности). Опасные производственные объекты (обязательное страхование ответственности при эксплуатации). Промышленная безопасность опасных производственных объектов (страхование)
- ↑ ответственность за деятельность по эксплуатации незарегистрированных опасных производственных объектов носит уголовный характер и её несёт руководитель эксплуатирующей организации
- ↑ заявлений, деклараций, карточек и пр.
- ↑ 12 Официальный сайт Приволжского управления Ростехнадзора
- ↑ Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371
- ↑
Источник: https://zna4enie.ru/opredelenie/opasnyj-proizvodstvennyj-obekt-opredelenie.html
Классификация опасных производственных объектов
ООО «Центр ЭПБ» Контакты: Адрес: остановка «Чишмяле», улица Ю.Фучика д. 90 А, Бизнес Центр «Франт», 8 этаж, офис 807.
420140 Казань, Телефон:8 (843) 265-00-40, Факс:8 (843) 514-64-00, Электронная почта: centerepb@mail.
ru
В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)» они классифицируются в зависимости от категории риска аварий, а также по масштабу вероятных последствий.
Выделяют следующие четыре класса ОПО:
- Чрезвычайно высокой опасности.
- Высокой.
- Средней.
- Низкой.
Соответствующий класс опасности присваивается в процесс регистрации объекта в государственном реестре. Законодательством регулируется деятельность объектов, на которых осуществляется изготовление, переработка, использование, уничтожение, хранение различных опасных веществ:
- горючих;
- токсичных и высокотоксичных;
- взрывчатых;
- воспламеняющихся.
При присвоении класса учитывается единовременное количество веществ, которые находятся или потенциально могут располагаться на данном производственном объекте.
В этом случае данные берутся из проектной документации.
Также следует учитывать, что количество опасных веществ суммируется для двух ОПО, находящихся ближе, чем в 500 метрах друг от друга.
Подробнее о государственном надзоре
ОПО подлежат постоянному надзору со стороны государства: проверки проводятся не чаще 1 раз в год для объектов I и II класса, не чаще 1 раз в 3 года – для III класса. Последняя категория плановым государственным проверкам не подвергается.
ОПО I и II категории должны иметь в своей структуре функционирующие системы управления промышленной безопасностью, а также осуществлять обязательное декларирование в данной сфере.
Виды опасных промышленных объектов
- Химическая отрасль. К I классу относятся объекты, на которых хранится и уничтожается химическое оружие, а также объекты специальной химии.
- Сфера нефте- и газодобычи, включая бурение.
Ко II классу принадлежат ОПО, осуществляющие выпуск продукции, содержащей в своем составе более 6% сернистого водорода, к III – 1-6%, к IV – менее 1%.
- Газораспределение и газопотребление.
Второй класс ОПО составляют предприятия, осуществляющие транспортировку природного газа при рабочем давлении от 1,2 МПа, а также сжиженного углеводородного газа (показатель давления 1,6 МПа), III – менее 1,2 МПа и 1,6 МПа соответственно.
- ОПО в сфере котлонадзора.
К III классу опасных объектов относятся организации теплоснабжения населения, а также использующие оборудование, функционирующие под давлением 1,6 МПа и выше при t 250 °C и более. К IV – ОПО с оборудованием, работающим под давлением 0,07-1,6 МПа при t 115-250 °C.
- Подъемные механизмы и сооружения. III класс составляют подвесные канатные дороги, а IV – прочие стационарные подъемные сооружения.
- Металлургическая отрасль. II класс ОПО составляют предприятия, выполняющие расплав в объеме 10 тонн и более, III – 0,5-10 тонн.
- Угольная и горнорудная промышленность. К I классу относятся шахты и другие взрыво-удароопасные разработки недр с риском затопления водами, а также предприятия переработки угля и горючих сланцев.
Другие класс (II, III, IV) составляют объекты горных работ, переработки угля и горючих сланцев – в зависимости от объемов добычи.
- Объекты переработки и хранения растительного сырья. III включает элеваторы, а IV – мукомольные, комбикормовые, крупяные заводы.
Источник: https://centerepb.ru/statii/12-klassifikatsiya-opasnykh-proizvodstvennykh-ob-ektov