Обязательно ли в контракте прописывать ответственность заказчика

Содержание
  1. Правила штрафов по 44-ФЗ: кого наказывают в 2018 году
  2. Административная ответственность при проведении закупок
  3. Ответственность заказчика
  4. Штраф
  5. Ответственность за необоснование или неправильное обоснование НМЦК
  6. Ответственность за размещение извещения о закупке ранее чем через 10 дней с момента публикации плана-графика
  7. Участие в закупке организации, один из учредителей которой является офшорной компанией
  8. Как прописать штрафы для поставщика в госконтракте
  9. Новые размеры штрафов по 44-ФЗ для малого бизнеса и НКО
  10. Расчет пени по 44-ФЗ с 9 сентября 2017 года
  11. Новые штрафы и пени для заказчика по 44-ФЗ
  12. Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?
  13. Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?
  14. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
  15. Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
  16. Закупки малых объемов, что это? Или как заключить госконтракт без конкурентной процедуры
  17. Штрафные санкции при проведении малых закупок
  18. ИКЗ при проведении малых закупок
  19. Срок оплаты госконтракта с единственным поставщиком
  20. С единственным поставщиком следует рассчитаться за 30 дней
  21. Товары, имеющие разные ОКПД 2
  22. :
  23. Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение
  24. Что является существенными условиями
  25. Какие условия контракта относятся к существенным
  26. Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях
  27. Чем грозит нарушение существенных условий контракта
  28. Санкции по 44-ФЗ: новые правила | Контур.Закупки
  29. Как начислять пени
  30. Если нарушитель — заказчик
  31. Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта
  32. Если нарушитель — поставщик
  33. Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ
  34. Если поставщик — СМП или СОНКО
  35. Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО
  36. Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта
  37. Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»
  38. Если обязательство не имеет стоимостного выражения
  39. Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки
  40. Прочие штрафы
  41. Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

Правила штрафов по 44-ФЗ: кого наказывают в 2018 году

Обязательно ли в контракте прописывать ответственность заказчика

В сфере госзакупок существует определенная система штрафов. Разберемся, когда, за что и на сколько могут оштрафовать заказчика, а также приведем таблицу штрафов по 44 ФЗ.

Осуществляя закупки для государственных и муниципальных нужд, необходимо помнить о различных видах ответственности как в отношении заказчика, так и поставщика. В первую очередь стоит различать пени и штрафы по 44 ФЗ.

Санкции представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.

Пени же начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Так, должны быть предусмотрены следующие формы ответственности:

  • пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44 ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

За нарушение обязательств установлен штраф по контракту по 44 ФЗ в виде фиксированной суммы (рассчитываются от цены контракта):

  • 2,5% от цены, если она не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% от цены, если она составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
  • 1,5% от цены, если она составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
  • 0,5% от цены, если она превышает 100 млн. рублей.

Помните, если будет доказано наличие обстоятельств непреодолимой силы или вины иного лица, ответственности можно избежать.

Административная ответственность при проведении закупок

Помимо санкций, установленных договором, при осуществлении закупочных процедур по 44 ФЗ, а также на этапе исполнения контракта, существует административная ответственность как заказчика, так и поставщика. Такие санкции предусмотрены положениями КоАП РФ. Основной вид наказания при нарушении норм Закона о контрактной системе — штраф.

Штрафы по 44 ФЗ для заказчиков 2017 года можно посмотреть в таблице ниже. Важно помнить, что некоторые правонарушения могут привести к дисквалификации участника. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).

Стоит отметить, что такого рода санкции объявляют специализированные органы в сфере контроля закупок — ФАС России и его территориальные подразделения, а также орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Итак, давайте подробнее разберемся, при каких правонарушениях наступает административная ответственность в виде денежных санкций и какую сумму придется заплатить.

№ п/пВид нарушения Статьи КоАП РФ. Размер санкций (руб.)

1. Неверный выбор способа проведения закупки ст. 7.29 от 30 000 до 50 000 на ответственного сотрудника в зависимости от квалификации того или иного действия
2. Ошибки при вычислении начальной цены контракта ст. 7.29.1 от 30 000 до 50 000 (на должностное лицо)
3. Отказ или уклонение поставщика от заключения договора в сфере оборонного заказа ст. 7.29.2 от 30 000 до 50 000 (на должностных лиц), от 300 000 до 1 000 000 (на юридических лиц)
4. Ошибки при планировании торгов ст. 7.29.3 от 5 000 до 50 000 (в зависимости от квалификации в соответствии с частями статьи)
5. Несоблюдение порядка проведения торгов ст. 7.30 от 3 000 до 50 000 (на сотрудника) и от 10 000 до 500 000 (на юридическое лицо)
6. Нарушения, связанные с Реестром недобросовестных поставщиков ст. 7.31 от 20 000 до 50 000
7. Нарушения в сфере обеспечения (возврат, удержание) ст. 7.31.1 от 5 000 до 50 000 на ответственного сотрудника и от 30 000 до 250 000 на организацию
8. Ошибки при работе с контрактами ст. 7.32, ч. 9, 10 ст. 7.31.1 от 5 000 до 50 000 (на ответственного сотрудника), от 50 000 до 300 000 (на организацию)
9. Нарушения при оплате ст. 7.32.1 от 30 000 до 50 000 на ответственное должностное лицо

Источник: https://goscontract.info/tender/shtrafy-dlya-organizatorov-goszakupok-v-2017-godu

В статье рассмотрим как рассчитывать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, какие размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены на настоящий момент. А также разберем в чем отличие пени от штрафа и за какие нарушения они назначаются.

Способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно.

Сейчас способы расчета установлены в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Важно запомнить, что при ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения — пени, и регулируются они разными документами.

Ответственность заказчика

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчиком, четко определен в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Часть 5 ст 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 ставки рефинансирования от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб. Последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту — 18 апреля. Фактически деньги перечислены 29 апреля (в полном объеме, частичной оплаты в срок не было). В этом случае расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

600 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 2420 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (400 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

400 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 1613 руб. 33 коп.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон — ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, расчет пени гораздо сложнее. Наказание будет зависеть от объема невыполненных в срок обязательств и от того, насколько сильно были нарушены сроки.

Далее рассмотрим по какой формуле рассчитываются пени (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

Выглядит достаточно сложно, поэтому рассмотрим на примере как же использовать формулы расчета пени.

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб., срок исполнения контракта — 30 дней. Контракт вовремя не был исполнен, период просрочки — 9 дней.

Сначала определим коэффициент К:

К = (9 / 30) x 100% = 30%

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать Сцб = 0,01 значения ставки рефинансирования (сегодня ее размер — 11%):

С = (0,01 x 0,11) x 9 = 0,0099 (или 0,99%)

Переходим к расчету пени:

Цк = 600 000 руб

В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично.

С = 0,99%

Пеня = (600 000 руб. – 0 руб.) x 0,99% = 5940 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

Пеня = (600 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,99% = 3960 руб.

Штраф

Штрафы для заказчика и для поставщика установлены в Правилах (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063), а также в КоАП РФ.

Штраф за все нарушения контракта должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для поставщика размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта выглядят более внушительными по сравнению с пенями за просрочку.

Поэтому, если срок исполнения контракта подходит к концу, а поставщик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в ненадлежащем виде невыгодно.

Лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно.

Вопрос: Предусмотрена ли Законом № 44-ФЗ ответственность заказчика за несвоевременный возврат денежных средств, перечисленных подрядчиком в качестве обеспечения контракта?

Ответ: Нет, не предусмотрена. Однако в этом случае применяется ст.

395 ГК РФ: взыскиваются проценты за неправомерное использование чужих денежных средств в размере опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (ст. 395 ГК РФ).

Ответственность за необоснование или неправильное обоснование НМЦК

Вопрос: Существует ли административная ответственность в КоАП РФ за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по Закону № 44-ФЗ.

Ответ: Именно такого состава правонарушения в КоАП РФ не описано. Однако ответственность возможна по общей норме ч. 1.4 ст. 7. 30 КоАП РФ — размещение в ЕИС информации и документов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, штраф — 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Ответственность за размещение извещения о закупке ранее чем через 10 дней с момента публикации плана-графика

Вопрос: Изменить план-график в отношении каждого объекта закупки по общему правилу можно не позднее, чем за 10 дней до даты, когда должно быть опубликовано извещение. Предусмотрены ли санкции в КоАП РФ, если заказчик опубликует извещение ранее 10-дневного срока?

Ответ: Да, предусмотрены административные штрафы, они разные, размер зависит от того, какая процедура последовала за изменением плана-графика и насколько нарушили, на 1 рабочий день или более (см. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Участие в закупке организации, один из учредителей которой является офшорной компанией

Вопрос: Одним из учредителей участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, является компания, зарегистрированная в офшорной зоне (на Сейшельских островах). Является ли такой участник закупки офшорной организацией? Обязан ли заказчик отклонить его заявку?

Ответ: Нет, не является, отклонять его нельзя.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/296

С 9 сентября 2017 году действуют новые размеры штрафов и пени для заказчиков и поставщиков. Новые правила утвердило Правительство, постановление от 30 августа 2017 года №1042.

По Закону № 44-ФЗ заказчики обязаны прописать в контрактах два вида санкций: штрафы и пени, изменения, которые внесло постановление №1042, касаются и штрафов и пени по 44-ФЗ.

Как прописать штрафы для поставщика в госконтракте

Для контрактов, которые заключили после  9 сентября 2017 года, установили разные размеры штрафов в зависимости от цены контракта. Правило для штрафов по 44-ФЗ такое: чем больше цена контракт, тем меньше процент, по которому будут считать штрафы для поставщика. Например:

  • для контракта с ценой до 3 млн руб. — 10 процентов от цены контракта;
  • если цена контракта больше 10 млрд руб. — 0,1 процента.

Для субъектов малого бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций ввели отдельные виды штрафов по госконтракту. Штрафы для субъектов малого бизнеса и НКО теперь ниже, чем для остальных поставщиков.

  • 3 процента цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб.;
  • 2 процента цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн до 10 млн руб. (включительно);
  • 1 процент цены контракта (этапа), если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн до 20 млн руб. (включительно).

Расчет пени по 44-ФЗ с 9 сентября 2017 года

Пени для поставщика теперь не нужно рассчитывать по специальной формуле.

По госконтрактам, которые заключат после 9 сентября 2017 года за каждый день просрочки заказчик будет начислять пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, которую сначала нужно уменьшить на сумму фактически исполненных обязательств.

Новые штрафы и пени для заказчика по 44-ФЗ

Размер штрафов для заказчиков установили в виде фиксированной суммы:

  1. 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб. (включительно);
  2. 5000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. (включительно);
  3. 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб. (включительно);
  4. 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Пени для заказчика по-прежнему надо считать по правилам части 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Постановление №1042 действует для закупок, извещения о которых разместили в ЕИС после 9 сентября 2017.

С этого дня новые  правила расчет штрафов и пени по 44-ФЗ вступили в силу. Заказчикам необходимо учесть изменения при подготовке проектов контрактов.

Штрафы и пени по действующим на 09.09.2017 госконтрактам надо считать по старым правилам.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2289-izmenili-pravila-shtrafov-i-peni-po-44-fz

Источник: http://businessizakon.ru/shtrafy-po-44-fz.html

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

Это:

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.

Итак, что же можно изменить?

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.

32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.

Согласно ч.5 ст.7.

32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средствсоответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Источник: http://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/sushestvennye-usloviya-kontrakta-po-44-fz.html

Закупки малых объемов, что это? Или как заключить госконтракт без конкурентной процедуры

Какие штрафы предусмотрены при проведении малых закупок? Разрешатся ли прописывать штрафы в контрактах на сумму до 100 и до 400 тыс. рублей? Эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье.

При цене закупки, не превышающей 100 тысяч руб., у любого заказчика есть право заключить госконтракт с единственным поставщиком. Отдельные заказчики могут проводить госзакупки у единственного поставщика в сумме до 400 тысяч руб.

Данные процедуры позволяют сэкономить время и избавить от обязанности по размещению в ЕИС извещений, дачи обоснований цены, а также выбора способа государственных контрактов и направления госконтрактов в реестр.

Однако есть и «подводные камни», о которых необходимо знать. Об этом и поговорим.

Штрафные санкции при проведении малых закупок

Вопрос 1. Обязаны ли заказчики прописывать штрафные санкции в контрактах на сумму до 100, а также до 400 тыс. рублей? Если должны,то какие?

Ответ. Это является правом, а не обязанностью. Заказчик вправе самостоятельно принимать решения, включать в контракт условие об ответственности при проведении закупок по Закону № 44. Это право предоставлено ч. 15 ст. 34 Закона. Если заказчик принимает решение воспользоваться данным правом, то в проекте контракта прописывает штрафные санкции.

Важно

Стоит помнить о лимитах малых закупок за год. Превышение лимита грозит наложением штрафов в соответствии с КоАП РФ:

  • при не исполнении поставщиком нестоимостных обязательств – 1 тысяча руб;
  • для поставщика – 10 процентов от контрактной цены;
  • для заказчика – 1 тысяча рублей.

Если в соответствии с условиями контракта исполнитель обязан привлекать СОНО и СМП, заказчик должен предусмотреть штраф – 5% от объема привлечения.

Если малая закупка проводится не на работы по реконструкции и строительству объектов капитального строительства, то штраф в размере 5% от стоимости всего объема работ по п. 7 Правил, утвержденных правительственным постановлением № 1042 от 30 августа 2017 года, платить не надо.

На тот случай, если одной из сторон будет просрочено исполнение обязательств, заказчику стоит также предусмотреть уплату пени.

ИКЗ при проведении малых закупок

Вопрос 2. Обязательно ли указание ИКЗ в контрактах в соответствии со ст. 93 (ч. 1, п. 4)? Если да, то где его должен указывать заказчик, если госконтракт заключается в устной форме?

Ответ. Да, обязательно. Исключений, позволяющих не указывать ИКЗ, не существует. Однако имеется правило: на закупки, проводимые на сумму до 100 тысяч руб., можно присваивать один ИКЗ. Такой же порядок предусматривается для госзакупок, которые осуществляются по Закону № 44.

В разрядах, где содержится код объекта закупки, заказчик указывать код ОКПД 2 не должен. Необходимо просто обнулить разряды 30-33. Выводы подтверждены письмом МЭР РФ № Д28и-623 от 10 марта 2016 года.

Важно
Заключение контракта по Закону № 44 можно осуществлять в любой предусмотренной ГК России форме.

По Закону № 44, ИКЗ необходимо указывать во всех документах. В ходе заключения контракта в устной форме надо указывать ИКЗ в подтверждающих это документах. К примеру, в товарном чеке, счете-фактуре, счете на оплату.

Срок оплаты госконтракта с единственным поставщиком

Вопрос 3. При проведении закупки в соответствии со ст. 93 (ч. 1, п. 5) требуется ли оговаривать в контракте условие, касающееся срока оплаты? Какой максимальный срок предусматривается для расчета, если поставщик является ИП?

Ответ. Условие, касающееся расчета с поставщиком за 30 дней, можно не устанавливать в контракте. Однако осуществить расчет с единственным поставщиком в течение этого срока заказчик обязан. Правило, установленное Законом № 44 (ст. 34, ч. 13.1), не было учтено в исключениях, прописанных в Законе 44 (ст. 34, ч. 15).

При заключении контракта с индивидуальным предпринимателем, являющимся представителем малого бизнеса, пятнадцатидневный срок оплаты не применяется.

Сокращенный срок расчета с поставщиками установлен в госзакупках, которые проводятся исключительно для СМП. Извещение в соответствии с требованиями Закона № 44 не размещается, а круг участников не ограничивается.

Это означает, что правилом, оговоренным в ч. 8 ст. 30, не следует руководствоваться.

С единственным поставщиком следует рассчитаться за 30 дней

Вопрос 4. Насколько часто можно проводить закупку одного и того же товара? Нужно регулярно проводить поставку канцелярских товаров? Имеется ли право на заключение нескольких контрактов по Закону № 44 с единственным поставщиком, причем одним и тем же? К примеру, чтобы проводить такую закупку ежемесячно?

Ответ. Заключение нескольких контрактов возможно, что подтверждено письмом ФАС РФ № РП/27902/17 от 25 апреля 2017 года.

Правилами контрактной системы не ограничено количество закупок, проводимых у единственного поставщика в сумме до 100 тысяч руб.

, даже при закупке одних и тех же товаров (услуг, работ) за определенное время (письмо МЭР РФ № Д28и-1805 от 14 июля 2016 года).

Важно

Все малые закупки необходимо заносить в план закупок, а также в план-график в качестве особых – одной строкой.

При выборе способа закупки заказчик не вправе ограничивать тем самым число ее участников. Следует помнить, что закупки аналогичных товаров у одного поставщика, проведенные за определенный отрезок времени, нередко привлекают внимание контрольных органов.

Вот ряд примеров из административной практики.

  • Глава администрации, подписавший семь контрактов, касающихся проведения работ по подготовке одной проектной документации по Закону № 44, был оштрафован на 30 тыс. руб. Работы, предусматривающие подготовку проектной документации, заказчик раздробил искусственно, чтобы не допустить конкурентной процедуры (постановление ФАС РФ по Твери № 05–5/1-15-2016 от 4 апреля 2016 года).
  • Два договора на закупку трех компьютеров на сумму до 100 тысяч руб. были признаны дроблением одной госзакупки (постановление АС по Уральскому округу № Ф09-8787/16 от 26 августа 2016 года).

Товары, имеющие разные ОКПД 2

Вопрос 5. Вправе ли муниципальное учреждение культуры одновременно применять п. 4 и 5 ст. 93 Закона 44? Разрешено ли законом в соответствии с этими нормами проводить закупку товаров, имеющих разные коды ОКПД 2?

Разрешается то и другое. Законом 44 не запрещено пользователям п. 5 ч. 1 ст. 93 осуществлять закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93.

Важно
Закупки, проведенные у единственного поставщика, разрешено не учитывать в общем объеме закупок у СОНО и СМП.

Как предмет одного госконтракта, не могут выступать закупки функционально и технологически не связанных товаров. Однако данное правило из Закона № 135 распространяется лишь на конкурентные процедуры. Это означает, что проведение закупки у единственного поставщика товаров, имеющих разные коды ОКПД 2, разрешено.

Теги: малые закупки, 44-ФЗ,

Количество просмотров: 993

:

Источник: https://fksrf.pro/info/311.html

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано.

В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта.

Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГКРФ). 

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы — начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так.

Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами.

Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все «правки» оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения. 

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия.

С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44.

Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон. 

Часто возникает еще один вопрос — а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный — нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан. 

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов — когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное — уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке. 

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков. 

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/81-sushchestvennye-usloviya-kontrakta

Санкции по 44-ФЗ: новые правила | Контур.Закупки

В конце 2017 года было внесено изменение в процесс начисления санкций, которые грозят сторонам контракта по закону 44-ФЗ. Их внесло постановление Правительства № 1042 от 30 августа 2017 года. Продолжая тему ответственности за нарушения в закупках, расскажем, как сейчас начисляются штрафы и пени заказчику и поставщику.

В контракте в обязательном порядке должны быть прописаны условия об ответственности сторон, поскольку они являются существенными. Исключение сделано лишь для некоторых случаев закупки у единственного поставщика (часть 15 статьи 34 закона 44-ФЗ).

Как и прежде, меры ответственности назначаются в виде штрафа и пеней. Пени устанавливаются за нарушение сроков, а штрафы — за нарушение условий контракта.

Как начислять пени

Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты.

Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780).

Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В общем случае формула расчета пеней выглядит так:

Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка,

где:

  • ЦК — это цена контракта;
  • Ставка ЦБ — ключевая ставка Банка России на день уплаты;
  • Просрочка — количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.

В ФАС считают недопустимым начисление пени в размере, более 1/300 ставки ЦБ. Пример — предписание Омского УФАС от 16 октября 2017 года № 03.10.1/279-2017.

В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части.

Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик осуществлял приемку товара (услуги) и оформлял и ее результаты.

Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293.

Если нарушитель — заказчик

Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме. Найти конкретные значения можно в следующей таблице.

Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта

Цена контракта, рублей Штраф, рублей
Не более 3 млн 1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно) 10 тыс.
Более 100 млн 100 тыс.

Таким образом, какова бы ни была стоимость контракта внутри определенных диапазонов, штраф будет неизменным. Например, при цене контракта 100 тыс.

рублей или 3 млн рублей заказчику будет назначен одинаковый штраф — 1 тыс. рублей.

Если нарушитель — поставщик

Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ

Цена контракта (этапа), рублей Штраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн 10%
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5%
От 50 млн до 100 млн (включительно) 1%
От 100 млн до 500 млн (включительно) 0,5%
От 500 млн до 1 млрд (включительно) 0,4%
От 1 млрд до 2 млрд (включительно) 0,3%
От 2 млрд до 5 млрд (включительно) 0,25%
От 5 млрд до 10 млрд (включительно) 0,2%
Более 10 млрд 0,1%

Если поставщик — СМП или СОНКО

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

Цена контракта (этапа), рублей Штраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн 3%
От 3 млн до 10 млн (включительно) 2%
От 10 млн до 20 млн (включительно) 1%

Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет. То же правило действует и наоборот.

Допустим, объявлена закупка для СМП, но она была признана несостоявшейся. Далее заказчик на основании пункт 25 части 1 статьи 93 закона заключает контракт с единственным поставщиком.

При этом в контракте прописываются штрафы, соответствующие условиям несостоявшейся закупки, то есть в размере, установленном для СМП.

Такой подход подтверждается решениями ФАС (например, Ивановского УФАС от 23 октября 2017 года № 07-15/2017-189).

Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта

Иногда в ходе электронного аукциона цена переходит через «0», то есть победивший участник платит за право заключить контракт. В этом случае при неисполнении либо ненадлежащем исполнении его обязательств размер штрафа устанавливается в процентах от НМЦК. Точные данные — в следующей таблице.

Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»

НМЦК, рублей Штраф от НМЦК
Не более 3 млн 10%
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5%
От 50 млн до 100 млн (включительно) 1%

Заказчики при проведении аукциона должны предусматривать возможность такого исхода и прописывать в контракте подобные условия. Иначе это может быть расценено как нарушение закупочного законодательства.

Если обязательство не имеет стоимостного выражения

Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами.

Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее.

Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму, а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК. В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.

Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки

НМЦК, рублей Штраф, рублей
Не более 3 млн 1 тыс.
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5 тыс.
От 50 млн до 100 млн (включительно) 10 тыс.
Более 100 млн 100 тыс.

В контракте заказчику следует прописать, нарушение каких именно обязательств, не имеющих стоимостного выражения, влечет наложение штрафов на поставщика.

Если заказчик этого не сделает, а поставщик такие обязательства нарушит, то оштрафовать могут уже самого заказчика. Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.

Прочие штрафы

Кроме того, существуют специальные штрафы по отдельным видам нарушений:

  1. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту — 5% стоимости указанных работ.
  2. Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО)5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

В контракт следует включить положение о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. В практике ФАС бывали случаи, когда отсутствие такого положения было признано нарушением законодательства (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Если заключается отдельный вид контракта, который регулируется дополнительно другими нормативными актами, заказчику следует это учитывать. Например, контракт на электроснабжение предусматривает неустойку в соответствии с законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Заказчику необходимо прописать в контракте особенности применения штрафных санкций и пеней.

Не допускается просто указать, что в случае определенных нарушений с поставщика будет взыскана неустойка на основании закона.

Такое положение контракта может быть признано ФАС нарушением закупочного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/sankcii-po-44-fz-novye-pravila/

Minstroy39.ru
Добавить комментарий