- Какие обстоятельства являются исключающими административную ответственность
- Понятие ответственности
- Процесс привлечения
- Исключающие обстоятельства
- Ответственность лиц госаппарата
- Обстоятельства, исключающие административную ответственность: сущность и виды
- Общая характеристика обстоятельств, которые исключают административное производство
- Индикатор девиантного поведения
- Неполный состав правонарушения
- Действительно ли имело место противоправное событие
- Состояние, исключающее применение административного наказания
- Обоснованные действия в состоянии крайней необходимости: критерии сопоставимости
- Характеристика других пунктов ст. 24.5 КоАП РФ
- Разграничение смежных понятий
- Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
- Условия смягчения административного наказания
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
- Ремонт своими руками
- Есть ли смягчающие административную ответственность обстоятельства
- Что минимизирует уровень общественной опасности
- Какие обстоятельства относятся к отягчающим
- Что позволит исключить ответственность
- Порядок установления обстоятельств и последствия этого
Какие обстоятельства являются исключающими административную ответственность
В каждом законе есть лазейки, которые помогают избежать наказания, поэтому на законном уровне установлены обстоятельства, исключающие административную ответственность.
Особенности, помогающие избежать ответственности, могут носить различный характер. Чтобы детальнее их рассмотреть и примерить на конкретный случай, необходимо обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП).
Установление основания для прекращения производства указано в статье 24.5 данного кодекса.
Кроме ответственности физических лиц, законом предусмотрена административная ответственность государственных служащих.
Каждый гражданин должен знать, куда обращаться, если среди должностных лиц будут представители, осуществляющие деятельность вне норм закона.
Беззаконие должно быть наказано, поэтому нужно знать свои права и свободы и при необходимости умело использовать полученные знания, защищая свою правовую позицию.
Понятие ответственности
Понятие, характер и особенности административной ответственности (далее АО) конкретно указаны в КоАП РФ. Закон предусматривает под данным понятием вид юридической ответственности. Основополагающей причиной для несения АО будет совершение административного проступка.
Данные нарушения или проступки можно охарактеризовать следующим образом:
- нарушение общественного порядка;
- нарушение права собственности и других свобод граждан;
- противоправность (связь с другими отраслями права, охраняемыми мерами АО);
- умышленность действия и бездействия;
- неосторожность;
- антиобщественный порядок действий или бездействий (противоречит общественным нормам и правилам).
Проступком административного характера является правонарушение, предусмотренное нормами действующего КоАП РФ. Указанные правонарушения могут быть совершены, как нарочно, так и непреднамеренно.
Противоправные действия, совершенные с умыслом, караются строже, чем непредумышленные. В любом случае правонарушение считается виновным действием или бездействием.
Если вины в деянии не находят, то правонарушение нельзя назвать административным.
К списку лиц, которые могут отвечать перед законом за совершение административных правонарушений, относятся граждане, достигшие шестнадцати лет. Когда на момент совершения противоправного деяния гражданину исполнилось шестнадцать лет, только тогда его можно привлечь к ответственности.
Юридическая практика подчеркивает, что бывают случаи, когда на лицо все признаки правонарушения, но АО не наступает.
В кодексе указано, что одним из условий применения к виновнику мер административного характера является отсутствие наказания за такое деяние в уголовном производстве.
Если за деянием закреплена уголовная ответственность, то административное наказание не наступает.
Ответственность административного плана предусматривает определенные основания, по которым она применяется. Их всего три, но каждое из них взаимосвязано с другими:
- фактическое (само правонарушение, его состав и соответствующий виновник);
- юридическое (наличие ответственности за нарушение в актуальном законодательстве);
- процессуальное (протокол о совершенном правонарушении, составленный уполномоченным сотрудником госаппарата).
Условия административной ответственности могут функционировать только вместе, потому что отсутствие хотя бы одного из них исключает применение АО.
Действия, перечащие установленным в обществе законам, могут относиться как к административным, так и к уголовным нарушениям.
При этом на законодательном уровне конкретно установлено отличие между ними.
Как пример, хищение имущества, принадлежащего другому гражданину, считается мелким, если его общая сумма не превышает пять минимальных заработных плат. В таком случае наступает АО, а в противном — не избежать уголовной ответственности за данное преступление.
Процесс привлечения
Привлечение виновных лиц к ответственности возможно только при условии, что у виновных была возможность соблюсти предусмотренные законом нормы, но они не сделали ничего для этого. Если все признаки административного правонарушения на лицо, то это является фактическим условием для привлечения виновного к ответу в рамках административного права.
При этом привлечение к АО имеет свои основания:
- наличие вины вне зависимости от ее характера (есть умысел или нет);
- достижение виновником возраста привлечения к АО;
- соблюдение сроков давности;
- состояние крайней необходимости;
- невменяемость виновника;
- прямая связь между нарушением и его последствием;
- обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить АО.
АО применяется в определенных случаях и имеет свои особенности. К таким относится и состав административного правонарушения. Установление состава нарушения основывается на таких элементах:
- объект (отношения, на которые посягает незаконное деяние);
- субъект (виновник);
- объективная сторона (содержание деяния, то есть его направленность, последствия, способ, средства, место и прочие особенности);
- субъективная сторона (вина, цели и мотив, исходя из которых совершено незаконное деяние).
Существуют особенности, которые могут значительно уменьшить или вовсе исключить АО. Основания для смягчения наказания могут быть следующими:
- раскаяние;
- сообщение о содеянном действии в соответствующие органы;
- содействие виновного при расследовании;
- состояние аффекта, основываясь на заключении психиатра;
- прекращение незаконного проступка;
- возмещение причиненного вреда;
- предотвращение последствий;
- устранение правонарушения;
- недостаточный возраст для несения АО;
- беременность на момент совершения проступка.
Наличие одного из перечисленных факторов может значительно уменьшить степень привлечения к ответственности. При этом у каждого из перечисленных факторов есть свои особенности.
Например, раскаяние как смягчающее обстоятельство применяется при соблюдении таких условий: признание субъектом своей вины в полном объеме, негативное отношение к совершенному деянию и отрицательная оценка своих действий.
Главным условием является добровольность, потому что раскаяние под принуждением не будет смягчающим.
Сообщить в органы правопорядка о нарушении нужно до того, как это сделает потерпевший, тогда такое сообщение могут назвать смягчающим. Содействие следствию выражается в представлении нужных материалов, указании свидетелей и предоставлении прочих полезных материалов и сведений, которые могут значительно ускорить расследование.
Прекратить незаконное деяние — означает добровольно вернуть все в первичное состояние. Как пример можно привести возврат потерпевшему украденного имущества. Смягчающие основания имеют общую черту — добровольность и инициативность виновника.
Исключающие обстоятельства
Существуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. Если таковые присутствуют в конкретном деле, то привлекаться к ответственности виновник не будет. Установление исключающих обстоятельств регламентируется законом и зафиксировано в КоАП.
Полного или исчерпывающего списка исключающих обстоятельств в кодексе нет, но там указаны основные условия для прекращения АО. К таким относятся:
- совершение проступка в ситуации, когда это крайне необходимо;
- проступок совершен вследствие самообороны;
- виновник признан невменяемым;
- совершение административного правонарушения при оказании действий по задержанию преступника (имеется ввиду причинение данному лицу вреда, попадающего под АО);
- совершение проступка гражданином, не достигшим шестнадцати лет;
- истекла давность для привлечения виновных лиц к ответственности;
- событие административного проступка отсутствует;
- обнаружение отсутствия состава правонарушения;
- действие виновного попадает под амнистию;
- закон, который предусматривал АО по данному проступку, отменен;
- смерть виновника и другие.
Ситуациями крайней необходимости могут быть проступки, совершенные намеренно для защиты своей жизни и здоровья при наличии явной угрозы. Это отличается от умышленных противоправных действий без крайней необходимости или самозащиты.
Если действие совершено, исходя из общественно важных мотивов, то АО не применяется. Если оборона была действительно необходимой, то никаких претензий к виновнику не будет, так как потерпевший получил по заслугам.
Таким образом, закон на стороне справедливости.
Установление отсутствия события правонарушения означает отсутствие деяния.
Другими словами не удалось подтвердить факт совершения незаконных и перечащих нормам действий или бездействий.
Если отсутствует состав проступка, то другими словами не удалось установить вину субъекта, совершившего противоправное действие. Состав проступка отсутствует в следующих случаях:
- виновнику не исполнилось шестнадцать лет;
- невозможно провести установление формы вины;
- состояние невменяемости привлекаемого гражданина.
Особенности привлечения к ответственности также заключаются в том, что действующие законы подлежат изменениям и иногда даже отмене, поэтому законодатель может издать акт амнистии. Данный документ будет означать, что АО в конкретной ситуации не наступит.
Сроки давности за административный проступок колеблются от шестидесяти дней до шести лет. Давность напрямую зависит от тяжести правонарушения.
Если потерпевший затянул с обращением в правоохранительные органы и пропустил указанный срок, то виновник может сослаться на его пропуск и не нести АО за проступок.
Один и тот же виновник привлекается к АО за совершение противоправных действий только один раз.
Ответственность лиц госаппарата
Отдельным аспектом в административном праве является ответственность должностных лиц.
При этом закон гласит, что административная ответственность государственных служащих имеет свои особенности, когда таковые относятся к числу должностных лиц.
Гражданина, выполняющего функции представителя власти, можно причислить к ряду должностных лиц. При этом не имеет значения, на временной или постоянной основе он выполняет наложенные функции.
Основаниями для привлечения должностных лиц к АО будут:
- совершение административного проступка;
- неисполнение служебных функций;
- исполнение своих профессиональных обязанностей недолжным образом.
При фиксации определенных противоправных действий или бездействий должностных лиц нужно проследить, чтобы таковые не относились к уголовной ответственности.
Установление факта нарушения, при котором применяются меры уголовной ответственности, накладывает на должностных лиц более суровое наказание.
В этом и состоит главное отличие административной и уголовной ответственности.
Наступление уголовной ответственности связано с такими преступлениями должностных лиц:
- злоупотребление полномочиями;
- безосновательное повышение должностных полномочий;
- присвоение должностных полномочий другого чиновника;
- коррупция;
- участие в предпринимательской деятельности (что запрещено на законном уровне) и прочее.
Если со стороны чиновников открыто нарушается закон, то нельзя сидеть, сложив руки. Нужно бороться за справедливость и использовать для этого актуальный закон. Если возникли трудности с толкованием закона, то можно обратиться к компетентным специалистам. Бесплатную консультацию реально получить в интернете в режиме онлайн.
Источник: http://podachaiska.ru/stati/administrativnaya-otvestvennost.html
Обстоятельства, исключающие административную ответственность: сущность и виды
Правовая защита граждан
Важное значение в многокомпонентном механизме законодательного регулирования правоотношений имеют обстоятельства, исключающие административную ответственность.
Это гарантия юридической защиты каждого человека и юридического лица.
Наличие факторов, которые предотвращают возможность неправомерного наложение взысканий, стимулирует добросовестное отношение граждан к закону и порядку.
Общая характеристика обстоятельств, которые исключают административное производство
Законодательством регламентированы условия и факторы, абсолютно исключающие возможность привлечь кого бы то ни было к ответственности за совершение поступков с признаками правонарушения. Это обусловлено специфическим состоянием субъекта или юридически оговоренными ситуациями, имеющими место в реальности.
Производство в таких случаях не открывается. Если процесс начат до установления исключающих факторов — подлежит немедленному прекращению. Инициирование ответственности невозможно, если имеет место хотя бы один пункт из перечня, закрепленного статьей 24.5 КоАП Российской Федерации:
- отсутствует событие административного проступка
- нет полноценного состава правонарушения
- причиной действия стало состояние крайней необходимости
- издан акт амнистии, который упраздняет обязанность нести ответственность
- прошли допустимые сроки давности
- по рассматриваемому факту совершения неправомерного поступка с абсолютно идентичным составом уже имеется вынесенное решение по существу либо ведется производство по делу
- отменены нормы закона, послужившие основанием привлечения к ответственности
- факт смерти лица, которым совершено противоправное деяние
- другие предусмотренные законодательством обстоятельства
К отдельным лицам, в частности военнослужащим и гражданам, имеющим на различного рода специальные звания, как к особой категории применяется дисциплинарный вид ответственности.
Предписания административных правовых актов становятся общим основанием для соответствующего наказания только в том случае, когда деяние не было связано со служебной деятельностью.
Специальные нормы в данном случае приоритетны.
Каждое из вышеуказанных оснований служит фактором, абсолютно исключающим меры наказания по отраслевому законодательству.
Индикатор девиантного поведения
Обстоятельства, исключающие административную ответственность — это одна из многочисленных правовых реакций государства на нестандартное деяние субъекта, внешне очень схожее по признакам с административным проступком. Своего рода индикатор правомерности, который обеспечивает юридические гарантии участникам правоотношений и защиту от необоснованного взыскания.
Государство в лице компетентных органов и представителей определяет, имеет ли поступок опасные последствия для общества. От того, каковы мысли и намерения побудили человека на девиантные внешние проявления, зависит степень его вины, а значит и дальнейший ход дела.
Рассматриваемые обстоятельства выполняют ряд важных функций: защитную, превентивную и стимулирующую. То есть государство не просто обеспечивает фундаментальные права и свободы, но еще и побуждает к правомерным действиям для сохранения интересов каждого человека и общества в целом.
Неполный состав правонарушения
Обстоятельства, исключающие административную ответственность в РФ, сформулированы законодателем на основе не только специальных отраслевых норм, но и общетеоретических положений правовой науки. Состав каждого наказуемого проступка состоит из четырех элементов, а именно: субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны.
То есть, для того, чтоб говорить о состоявшемся административном правонарушении, необходима совокупность следующих факторов:
- наличие сегмента общественных отношений, который был подвергнут незаконному воздействию
- имеет место конкретное деяние, наступившие или вероятные негативные последствия и непосредственная связь между ними
- участие субъекта — физического или юридического лица
- правосубъектность физического лица (достижение соответствующего возраста и состояние вменяемости)
- установлена одна из возможных форм вины
Отсутствие какого либо из перечисленных признаков исключает ответственность за административные проступки. Обязательное условие для применения наказания в любых правоотношениях — только совокупность и одновременное наличие всех четырех составных характеристик.
Одним из самых распространенных обстоятельств, делающих невозможным привлечение к ответственности, является недостижение субъектом шестнадцатилетнего возраста.
Фактически безапелляционным основанием прекращения административного производства становится доказательство невменяемости лица. Правовая наука выделяет два аспекта этого понятия: медицинский и юридический.
В первом случае речь идет о болезненном расстройстве психики в хронической или временной форме, слабоумии и т. д. Во втором — полное не осознание лицом сущности и негативных последствий деяния, невозможность руководить собой на момент совершения административного проступка.
Производство по дело не допустимо, если состав правонарушения неполный.
Действительно ли имело место противоправное событие
Обстоятельствами исключающими наступление негативных правовых последствий для лица, является прежде всего подтверждение отсутствия незаконности деяния. В том числе, когда не было самого события регламентированного статьями особенной части КоАП.
Мужчина зашел в кафе
Достаточное количество доказательств не установлено, и не подтвержден реальный факт противоправного действия или бездействия физического, должностного или юридического лица.
Невозможно применить наказание за то, чего не было.
Пример ситуации. Мужчина поставил автомобиль на постоянную ночную стоянку в вечернее время и в салоне стал пить пиво.
Его заметил инспектор ГИБДД. Однако у последнего нет оснований составлять протокол, поскольку транспортное средство неподвижно и предпосылок утверждать про управление в нетрезвом виде нет.
Второй пример с этими же участниками. Остановку автомобиля сотрудник дорожной инспекции мотивирует превышением скорости. Никто не лишает водителя права оспаривать данный факт.
В этом случае прямым подтверждением самого события является только видео регистрация. Остальные доказательства носят косвенный характер.
В основе одной из главных законных форм защиты лежит доказывание отсутствия самого события.
Состояние, исключающее применение административного наказания
Социальная активная позиция людей, намерение защитить себя, своих близких и собственность, а также предотвратить какой-либо вред часто побуждают вынужденно преступить черту закона. Наличие факта противоправного поведения с точки зрения административного законодательства и причинение негативных последствий могут быть вызваны крайней необходимостью.
Если это обстоятельство будет доказано, ответственность исключается.
Отсутствие правонарушения в таком случае имеет место, если в совокупности установлено, что:
- нет вины субъекта
- деяние носит вынужденный характер
- объем причиненного вреда меньше, чем тот который мог быть
- опасность носила реальный непосредственный характер именно в этот момент
- другого выхода для спасения блага не было
Как правило, деяния в состоянии крайней необходимости формально содержат состав одного или даже нескольких правонарушений. Но участники пребывали в таких условиях, при которых приходится делать выбор в пользу меньшего нарушения.
Примерами служат довольно распространенные в повседневной жизни ситуации.
Водитель вынужден нарушить правила дорожного движения для того, чтоб избежать столкновения с внезапно выехавшим на встречную полосу транспортным средством.
Других способов спасти жизнь себе и пассажирам нет, поэтому в данном случае нет наказания в соответствии со ст 2.14 Кодекса.
В чертах населенного пункта стрельба запрещена (ст. 20.13 Кодекса). Однако, например, при нападении дикого зверя на человека, другого выхода для спасения жизни и моментального реагирования может не быть. По аналогичному принципу не является правонарушением вырубка деревьев и кустарников, если это было необходимо при ликвидации пожара и т. д.
Крайняя необходимость является исключающим наказание фактором лишь в том случае, если другого способа устранить нарушение или угрозу законных прав и интересов не было, и причиненный вред меньше, чем предотвращенный.
Обоснованные действия в состоянии крайней необходимости: критерии сопоставимости
Правоохраняемые интересы могут быть подвергнуты нарушению только в исключительных случаях, которые полностью оправдывают причиненный вред. Главный критерий — целесообразность и неизбежность.
При возникновении угрозы должны изыскиваться, прежде всего, правомерные пути разрешения ситуации.
Только в том случае, когда таковых не оказалось, или на тот момент субъект не мог оценить их очевидность, можно говорить об оправданном деянии.
Вынужденные действия должны минимально нарушать правовые блага и иметь незначительные последствия. Очевидное злоупотребление не допустимо. Вопросы о том, был ли выбранный способ единственно возможным или нет, решаются на основании конкретных обстоятельств в каждом деле.
Первым критерием сопоставимости вреда является социальная сущность охраняемого и нарушенного блага. Второе разграничение — соотношение стоимостной характеристики имущественных интересов.
Пример. Пожарные при выполнении своей непосредственной работы часто вынуждены выламывать двери, разбивать окна, заливать имущество. Такие действия в условиях реальной угрозы распространения огня и острого дефицита времени оправданы и обоснованы.
Жизнь человека и здоровье всегда выше любой материальной ценности.
Характеристика других пунктов ст. 24.5 КоАП РФ
Причинение вреда здоровью
Истечение сроков давности подразумевает невозможность вынесения постановления после того, как прошло два месяца со дня совершения проступка.
Например, административное правонарушение случилось 01.03.2016 года и последним днем, когда допустимо привлечение к ответственности, станет 01.05. 2016.
Исключением является категория дел, по которым вред причинен здоровью. В этом случае период составляет один год.
Срок давности могут быть остановлены в одном случае — до момента получения дела судьей или органом, осуществляющим административный процесс, по месту жительства участников в результате передачи материалов дела после удовлетворения соответствующего ходатайства.
Способы затягивания, такие как отказ от проведения экспертизы, непредоставление необходимых данных и т. д. на сроки повлиять не могут.
Гарантией защиты от двойного наказания служат правовые нормы о невозможности вести производство по делу, идентичные обстоятельства которого были или есть предметом рассмотрения в другом процессе.
Пример ситуации. Произошло дорожно-транспортное происшествие причиной послужила неправильно выбранная скорость водителем в соответствии со ст 10.1 ПДД. Административным законодательством не предусмотрено наказание по этой норме, в связи с чем дело было прекращено.
Позже установлено, что имело место нанесение вреда здоровью пешехода в легкой степени. Это уже ст. 12.24 КоАП, санкция которой предписывает до 2 лет лишения свободы. Однако, решение по существу уже было, что является обстоятельством, исключающим ответственность.
Устранить назначенное административное наказание в ряде случаев может акт амнистии. Этот документ принимается Государственной Думой, после чего одобряется главным исполнительным органом страны и подписывается главой государства.
Амнистия может быть применена только в отношении деяний, которые были совершены и окончены до вступления акта в силу.
Очевидным исключающим основанием является смерть лица, в результате чего наказание никак не может быть применено. Преемственность в данном случае правовыми нормами не предполагается.
Закон имеет обратное действие только в одном случае — если он отменяет или смягчает наказание за совершенное деяние. Применительно к административному кодексу упразднение или изменение правовой нормы распространяется на содеянные ранее правонарушения, наказание за которые еще не было реализовано.
Перечисленные обстоятельства важны прежде всего с точки зрения справедливости и рациональности.
Разграничение смежных понятий
Теоретические положения и законодательство в этой сфере четко дают обозначения, что обстоятельства, исключающие административное производство и основания, освобождающие от наказания — это два разных правовых института. Они взаимоисключают друг друга.
В первом случае в силу особого нетипичного состояния лица или специфических условий (с юридической точки зрения) ответственность не может наступить. Во втором случае она имеет место и является реальным негативным правовым последствием для правонарушителя.
Однако в связи с установлением законных оснований, виновное лицо может быть полностью или в отдельной части освобождено от обязанности нести юридическую ответственность.
То есть, исключающие обстоятельства означают, что наказания нет и быть не может изначально, независимо от смягчающих или освобождающих факторов.
Регламентированные законом обстоятельства, исключающие административное производство и ответственность, являются важным и обязательным инструментом правового регулирования.
Их главная функция заключается в обеспечении фундаментальных основ правоотношений на справедливых началах.
Это одна из гарантий презумпции невиновности и защиты от неправомерного применения наказания.
О правах человека и презумпции невиновности подробнее можно посмотреть на видео:
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: http://VyborPrava.com/administrative/obstoyatelstva-isklyuchayushhie-administrativnuyu-otvetstvennost-sushhnost-i-vidy.html
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, перечислены в КоАП РФ, однако для их учета судом или другим компетентным органом необходимо соблюдение ряда условий. Как смягчить наказание или вовсе избежать его – читайте в настоящей статье.
Условия смягчения административного наказания
Статья 4.2 КоАП РФ называет 10 видов обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Раскаяние виновного
Для того чтобы раскаяние было зачтено в качестве смягчающего обстоятельства, необходимо одновременное присутствие 2 факторов:
— полное признание вины в инкриминируемом проступке;
— негативная оценка виновным своих действий.
Важно: осознание недопустимости такого поведения, отрицательное отношение правонарушителя к совершенному деянию должны быть следствием личной оценки виновного. Раскаяние под воздействием принуждения или из страха наказания обстоятельством, смягчающим административную ответственность, не признается.
Прекращение противоправных действий
Отказ от продолжения правонарушения позволит смягчить наказание только при соблюдении условия добровольности. То есть если виновный по доброй воле прекратил свои действия, осознавая их противоправность. Например, при совершении мелкого хищения нарушитель добровольно вернул на место украденную вещь.
Важно: в случае невозможности завершения противоправных действий по причинам, не зависящим от воли виновного (задержание сотрудниками охраны, правоохранительных органов и т. д.), незавершенность этих действий основанием для смягчения наказания не является.
Сообщение о совершенном правонарушении
Добровольное сообщение виновным о совершенном им проступке в правоохранительные органы безоговорочно признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Важно: сообщение должно иметь место до того, как о правонарушении стало известно представителям компетентных структур.
Содействие «следствию»
Это обстоятельство, смягчающее административную ответственность, имеет второе, неофициальное название – деятельное раскаяние. Иными словами, чтобы заслужить снисхождение, виновному необходимо оказать содействие правоохранительным органам в установлении обстоятельств и деталей совершенного проступка.
Пример: добровольное предоставление доказательств, в том числе и вещественных, указание на очевидцев правонарушения и т. д.
Предотвращение последствий
Может выражаться как в предотвращении вреда, причиненного правонарушением, так и в его устранении. Главное, чтобы инициатива исходила от самого виновного.
Пример: добровольное оказание помощи пострадавшему.
Возмещение ущерба
Здесь также основополагающее значение имеет добровольность – то есть правонарушитель по собственной воле должен погасить причиненный им ущерб или загладить другой вред.
Пример: извинение перед пострадавшим от оскорблений, возмещение расходов на восстановление разбитого стекла и т. д.
Устранение нарушения
Обстоятельство, смягчающее административную ответственность при условии, что нарушитель еще до принятия решения по делу устранит допущенные им нарушения.
Пример: возвращение помещения в исходный вид после незаконной перепланировки.
Аффект виновного
Установить факт совершения нарушения в состоянии аффекта, то есть сильного душевного волнения, возможно только экспертным путем. То есть обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в данном случае учитываются на основании заключения психиатрической экспертизы.
Исключение – тяжелые личные обстоятельства, наличие которых можно доказать и другим способом, например при помощи свидетельских показаний.
Беременность виновной
Для смягчения наказания в этом случае достаточно предоставить справку о беременности. Рассчитывать на снисхождение может и мать малолетнего ребенка (младше 14 лет).
Несовершеннолетие виновного
В этом случае законодатель исходит из недостатка у нарушителя достаточного жизненного опыта, вероятности совершения проступка под влиянием ложно понятых авторитетов и ценностей и т. д.
Важно: в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ список обстоятельств, смягчающих административную ответственность, перечисленных в части 1 этой же нормы, не является исчерпывающим. То есть при назначении наказания могут быть учтены и другие условия, не предусмотренные законом.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность
КоАП РФ не содержит нормы, обобщающей все обстоятельства и условия, при которых привлечение к административной ответственности невозможно. Однако отдельные положения закона все же позволяют перечислить основания для освобождения от наказания:
— совершение правонарушения лицом младше 16 лет (в силу статьи 2.3 КоАП РФ ответственность наступает именно с этого возраста); — невменяемость виновного (равно как и аффект устанавливается посредством психиатрической экспертизы и, согласно статье 2.
8 КоАП РФ, является безоговорочным основанием освобождения от ответственности); — истечение срока давности (в соответствии со статьей 4.
5 КоАП РФ срок давности, в зависимости от категории и тяжести проступка, может составлять от 2 месяцев до 6 лет);
— крайняя необходимость (проступки, совершенные в условиях угрозы жизни, здоровью или иным законным интересам как самого виновного, так и других лиц, в силу статьи 2.7 КоАП РФ не влекут наступление ответственности).
Кроме того, от наказания может быть освобождено юридическое лицо, если норма закона, по которой оно привлекается, предусматривает ответственность исключительно физических лиц.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
КоАП РФ Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.
Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Ремонт своими руками
Источник: http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/obstoyatelstva-smyagchayushchie-administrativnuyu-otvetstvennost.html
Есть ли смягчающие административную ответственность обстоятельства
Административные правонарушения – распространенное явление в нашей жизни. К ним относится основная масса нарушений закона в любой сфере, которые не представляют серьезной общественной опасности.
Это, например, нарушения в потребительской, налоговой сферах, несоблюдение ПДД и многое другое. А правонарушителя ждут конкретные меры воздействия на основании Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Однако далеко не все при этом знают, что в законе определены и смягчающие административную ответственность обстоятельства.
Что минимизирует уровень общественной опасности
Детальный перечень смягчающих обстоятельств при административном правонарушении можно найти в ст. 4.2 КоАП РФ. Это позволяет реализовать один из важнейших принципов любой юридической ответственности, то есть индивидуализацию наказания при нарушении закона. Его мера выбирается на основании исследования всех выявленных данных.
Правоприменитель (которым выступает по таким делам не только суд) получает возможность наиболее четко квалифицировать уровень общественной опасности исследуемых действий/бездействия и мер воздействия с учетом индивидуального подхода к провинившемуся. Более либо менее жесткая ответственность за совершенный проступок при этом выбирается в пределах обозначенных санкций конкретной статьи, которая имеется в КоАП РФ.
Смягчающими закон признает следующие обстоятельства.
- Несовершеннолетний возраст правонарушителя.
- Беременность либо воспитание женщиной маленького ребенка.
- Состояние аффекта (чрезмерного душевного волнения) при совершении противоправных действий или сопутствующие тяжелые условия частной жизни; для установления соответствующего душевного состояния при рассмотрении дела необходима экспертная оценка.
- Проявление раскаяния.
- Добровольное информирование гражданином соответствующих органов о том, что им совершено административное правонарушение.
- Содействие правонарушителя в проведении расследования и установлении всех фактов.
- Выполненный на добровольных началах отказ от любых действий, которые противоречат требованиям закона.
- Стремление правонарушителя предотвратить наступление возможных негативных последствий совершенного деяния.
- Возмещение в добровольном порядке последовавшего ущерба.
- Самостоятельное устранение допущенного нарушения, не дожидаясь вынесения официального постановления по делу в соответствующих органах.
Кроме того, правоприменитель, который рассматривает дело об административном правонарушении и должен определить меру наказания для виновного, вправе исследовать и иные обстоятельства.
Он имеет право признать их смягчающими, даже если они не входят в перечень, определенный кодексом либо региональными нормативными актами. Перечень норм ст. 4.2 КоАП РФ не является закрытым.
Например, при административных правонарушениях в налоговой сфере смягчение ответственности часто применяется при доказательстве факта угроз либо принуждения к нарушению закона в силу служебной зависимости.
Какие обстоятельства относятся к отягчающим
Однако в КоАП РФ имеется также и другой перечень. Он содержится в ст. 4.3 данного кодекса. Речь идет об отягчающих обстоятельствах административного правонарушения. Это те условия, которые в рамках санкций конкретной статьи дают возможность меру административной ответственности сделать более жесткой.
Но, в отличие от статьи с перечнем смягчающих ответственность обстоятельств, здесь неприменимо расширенное толкование. Список оснований является закрытым и исчерпывающим.
По сравнению с ранее применявшимся КоАП РСФСР от 1984 года, в него внесены некоторые существенные поправки.
Так, отягчающим обстоятельством теперь не признается совершенное ранее гражданином преступление.
К отягчающим действующий закон относит следующие условия:
- если повторно совершается правонарушение аналогичного характера;
- правонарушитель вовлекает в свое деяние несовершеннолетнего;
- нарушение закона осуществляет группой лиц;
- правонарушитель совершает свои незаконные деяния при чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях различных стихийных бедствий);
- правонарушитель продолжает свое незаконное деяние, несмотря на требования соответствующих органов и должностных лиц о прекращении таких действий;
- правонарушитель находится в момент совершения противоправного деяния в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения; отягчающим считается также отказ пройти медицинское освидетельствование.
Однако указанные в данной статье условия не могут быть отнесены к отягчающим, если они сами по себе являются квалифицирующими признаками соответствующего административного правонарушения.
Например, таким нарушением является управление автомобилем в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Кроме того, правоприменитель обязан тщательно рассмотреть все обстоятельства совершенного нарушения закона и по итогам такого расследования вправе принять решение о непризнании их отягчающими.
Что позволит исключить ответственность
Далеко не всегда предполагаемые правонарушители привлекаются к юридической ответственности. Действующим российским законодательством предусмотрены условия, которые вообще исключают возможность привлечения к ответственности.
Это может быть связано как с состоянием гражданина в момент совершения правонарушения, так и с определенными условиями этого деяния. Перечень таких исключающих обстоятельств сосредоточен в основном в ст. 24.5 КоАП РФ.
В их числе:
- не имеется как такового события правонарушения;
- нет состава правонарушения, определенного законом;
- возраст нарушителя не достиг уровня привлечения к ответственности;
- невменяемое состояние гражданина либо состояние аффекта на момент совершения правонарушения (этот факт устанавливается психиатрической экспертизой);
- совершение противоправного деяния в условиях крайней необходимости (таковыми считаются, например, угроза жизни, здоровью, прочим законным интересам правонарушителя или третьих лиц);
- истечение сроков давности, которые могут составлять в соответствии с положениями КоАП РФ от двух месяцев до шести лет;
- кончина виновного гражданина либо ликвидация юрлица, в отношении которого возбуждено административное дело;
- возбуждение уголовного дела в отношении того же деяния;
- объявленная амнистия, под которую попадают соответствующие статьи КоАП РФ;
- объявление утратившим силу того положения закона, на основании которого возбуждено административное дело.
Правоприменитель вправе рассмотреть и иные обстоятельства, заявленные в ходе рассмотрения административного дела.
Однако такое дело может быть вообще не открыто, если предварительно установлено хотя бы одно из положений ст. 24.5 КоАП РФ.
Если информация о соответствующих исключающих обстоятельствах была получена уже в процессе расследования, то процесс должен быть немедленно прекращен.
Порядок установления обстоятельств и последствия этого
Оптимальный вариант – это получение еще до возбуждения административного дела детальной информации обо всех факторах, которые могут смягчить/усилить меру наказания или даже исключить вероятность привлечения к ответственности. Это может сэкономить время и тому, кто может быть привлечен к ответственности, и тому, кто будет рассматривать это дело. К тому же это избавляет от лишних стрессов.
Однако если дело все же было возбуждено, то следует руководствоваться положениями ст. 26.1 КоАП РФ. Она дает перечень всех обстоятельств, которые подлежат выяснению непосредственно в ходе рассмотрения возбужденного административного дела.
В том числе в этой статье отдельно указываются, что необходимо выявить все смягчающие либо отягчающие ответственность обстоятельства дела.
При выявлении тех, которые в соответствии с требованиями закона исключают производство по такому делу, оно должно быть незамедлительно прекращено.
Многие эксперты говорят о том, что на практике (особенно при рассмотрении в судах) в административных делах смягчающие обстоятельства далеко не всегда принимаются во внимание или им уделяют недостаточно внимания. Это отражается на объективности назначенного наказания. К тому же не соблюдается принцип индивидуализации наказания.
В качестве примера можно привести одно из исследований, которое было проведено на основании анализа работы мировых судей в Казани. Эксперты изучили 50 постановлений, вынесенных по административным делам. При рассмотрении 12 % этих дел наличие смягчающих обстоятельств вообще не рассматривалось.
Они были установлены только в 16 делах (32 % от общего количества), но далеко не везде были приняты судом во внимание при определении меры наказания. Из перечня смягчающих обстоятельств, установленного ст. 4.
2 КоАП, при этом казанские судьи принимали во внимание только один: раскаяние правонарушителя.
Включение в действующее российское законодательство об административных правонарушениях норм о смягчающих/отягощающих обстоятельствах преследует главную цель: гуманизацию и дифференциацию ответственности. Наказание за противоправные деяния должно назначаться с учетом всех обстоятельств. Выбор меры ответственности при этом будет более объективным и справедливым.
Источник: https://znayzakon.com/administrativnoe-pravo/obstoyatelstva-smyagchayuschie-administrativnuyu-otvetstvennost.html