- За что отвечает перевозчик, грузоотправитель и экспедитор? — Правовой Эксперт
- Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват
- Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб
- Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности
- Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит
- Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя
- Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок
- Ответственность экспедитора за утрату груза 2018
- Ответственность экспедитора за груз
- Гражданский кодекс рф, статья 796 гк рф
- Ответственность экспедитора за несохранность груза
- Договорные обязательства экспедитора
- Ответственность экспедитора
- Специальное регулирование ответственности экспедитора
- Привлечение перевозчика
- Судебная практика до постановления N 9
- Постановление N 9 об ответственности экспедитора
- Вывод
- Утрата груза перевозчиком, 6 рекомендаций как вернуть деньги за груз + претензия о возмещении стоимости утраченного груза и образец искового заявления
- Ответственность перевозчика за утрату, утерю, хищение и повреждение груза
- Повреждение груза в результате ДТП, кто несёт ответственность
- Если груз был похищен
- Оформление утраты и недостачи груза грузополучателем
- Куда обращаться, если груз был застрахован
- Как получить деньги за утраченный груз: пишем претензию и обращаемся в суд
- Требования к перевозчику о возмещении груза
- Возврат стоимости груза в судебном порядке
- Как вернуть стоимость утраченного груза при перевозке: 6 рекомендаций, которые нужно знать
- Юридическая консультация
- Претензионный порядок
- Обращение с иском в суд
- Получение исполнительного листа
- Обращение в банк
- Исполнительное производство
- Почему нужно обратиться к юристам
- Чем предусмотрена ответственность экспедитора за утрату груза
- Виды ответственности за деяния
- Последствия при нарушениях
- Ответственность перевозчика и экспедитора за несохранность груза при международной перевозке
- Ответственность перевозчика: судебная практика.
- Ответственность перевозчика (экспедитора).
За что отвечает перевозчик, грузоотправитель и экспедитор? — Правовой Эксперт
- Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват
- Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб
- Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности
- Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит
- Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя
- Отправитель может приостановить срок исковой давности, если направит претензию
- Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок
Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват
В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП.
Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо — водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром.
Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии.
Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить.
На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить.
В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль.
Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины — это обычный риск предпринимателя.
Грузоотправитель передал товар в бракованной упаковке. Из-за этого в пути часть груза испортилась. За такой недостаток товара перевозчик ответственности не несет. Здесь работает правило: компания, которая занимается перевозкой, не должна возмещать убытки за утрату, недостачу или порчу товаров, если отправитель плохо упаковал груз.
Президиум ВС привел пример, когда перевозчик не платит за повреждение груза. Компании заключили договор перевозки, по которому надо было доставить легковые машины на открытых автовозах.
В дороге один автомобиль получил повреждения — в ветровое стекло попал камень. Грузоотправитель подал иск. Суды встали на сторону перевозчика.
Транспортная компания доказала, что наличие упаковки исключило бы возникшие повреждения.
По общему правилу риск ненадлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе, если только в договоре стороны не прописали обязанность перевозчика упаковать товар. Отправитель обязан подготовить товар таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза.
Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб
Кассация встала на сторону грузоотправителя. Если в транспортных документах не указана стоимость груза, это не освобождает перевозчика от ответственности. Суд обязан определить размер убытков с учетом всех обстоятельств дела.
Грузоотправитель не отвечает за неточную массу груза в пределах погрешности
Если отправитель груза по железной дороге занизил массу товара, перевозчик вправе взыскать с него неустойку.
Перевозчик вправе сделать это в двух случаях — если из-за искажения уменьшилась стоимость перевозки или вагон был перегружен.
Отправитель может не платить штраф, если докажет, что масса груза искажена с учетом допустимой погрешности.
Например, перевозчик принял к перевозке вагон с распиленными бревнами. Отправитель определил массу груза по обмеру. На станции отправления перевозчик взвесил вагон на контрольных весах и решил, что груз весит больше. Перевозчик потребовал неустойку.
Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра — допустимая погрешность при взвешивании груза.
Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно. Допустимая погрешность — не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.
Если отправитель занизил массу груза за рамками погрешности, придется платить неустойку. Размер неустойки — пятикратная плата за перевозку. Но суд может уменьшить штраф, если сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Грузоотправитель неправильно указал в транспортной накладной массу груза. В результате была не только искажена реальная масса товара, но и превышена предельная грузоподъемность вагона.
За каждое из этих двух нарушений перевозчик решил взыскать санкции с отправителя. Он подал иск о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагона и за искажение сведений в транспортной накладной — всего 897 тыс. руб.
Ответчик попросил снизить неустойку.
Суды удовлетворили исковые требования частично и снизили неустойку до 538 тыс. руб. Они приняли доводы ответчика о том, что перевозчик не понес убытки из-за перегруза, а излишки товара выгрузили сразу после перевески.
Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит
Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие — если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика.
Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции.
Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом.
В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании.
Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция.
Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными.
На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя.
Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.
Экспедитор не отвечает за груз, если он только агент грузоотправителя
С экспедитора нельзя взыскать убытки за утрату, недостачу или порчу груза перевозчиком, если по договору он является лишь агентом отправителя. Из этого правила есть исключения: экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.
Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок
Источник: https://pravx.ru/stati/za-chto-otvechaet-perevozchik-gruzootpr/
Ответственность экспедитора за утрату груза 2018
Экспедиторские компании при заключении договора транспортной экспедиции зачастую стремятся ограничить размер ответственности перед клиентом за несохранность груза либо вовсе исключить ее.
Как правило, такие компании неохотно соглашаются на изменение положений договора транспортной экспедиции об ответственности экспедитора[12].
В частности, экспедиторы стремятся включить в договор транспортной экспедиции значительный перечень обстоятельств, исключающих ответственность экспедитора.
Так, одним из обстоятельств, которое экспедиторские компании указывают в договоре в качестве оснований освобождения от ответственности, является хищение груза третьими лицами. Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 21 января 2010 г.
ГК, а в виде примерного перечня обстоятельств, наличие которых освобождает перевозчика от ответственности..».[5] Необходимо согласиться с Витрянским В.В.
, который утверждает, что указанные обстоятельства, поименованные в транспортных уставах и кодексах, лишь дополняют основания освобождения, установленные п. 3 ст.
401 ГК РФ, и потому никак не могут свидетельствовать о том, что такая ответственность строится на принципе вины.
[6] Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что вина не является необходимым условием для наступления ответственности экспедитора за несохранность груза в виде возмещения реального ущерба, поскольку в этом случае экспедитор отвечает независимо от своей вины. Вопрос о бремени доказывания указанных обстоятельств разрешается законодателем и судебной практикой следующим образом.
Ответственность экспедитора за груз
Внимание
Как правило, условиями заключенных экспедитором и заказчиком договоров предусмотрено, что экспедитор обязуется принять и доставить вверенный ему заказчиком груз и передать уполномоченному на получение груза лицу в соответствии с условиями заявки, которая оформляется на каждую конкретную перевозку. Такая позиция находит свое развитие в судебной практике. В частности, в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 апреля 2013 г.
по делу № А56-64816/2012 суд пришел к выводам, что договор транспортной экспедиции не расторгнут сторонами до направления заявки и являлся действующим. Заявка подписана сторонами, заверена печатями сторон, факсимильная копия не противоречит договору.
Гражданский кодекс рф, статья 796 гк рф
Важно
Описание груза иногда сводится к минимуму: оборудование, оргтехника и т.п.
В подобных случаях суды отказывают в удовлетворении требований клиента о возмещении реального ущерба в размере действительной стоимости груза.
Так, экспедитором принят груз по количественным характеристикам без внутритарной сверки и вскрытия упаковок заявленной стоимостью 00 руб.
00 коп. под наименованием «Сувениры». Ссылки на передачу с грузом товарных накладных не содержится, в связи с чем судом сделан вывод о недоказанности состояния груза в момент отправки, соотносимости отправленного груза с указанным истцом изделием, его стоимости. Применить положения п. 4 ст. 7 ФЗ N 87-ФЗ от 30.06.2003 г.К подобным обстоятельствам относятся лишь те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости. Пункт 1 статьи 796 ГК РФ (как и пункт 1 статьи 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности») предусматривает объективные критерии, принимаемые судом во внимание при исследовании вопроса об освобождении перевозчика от ответственности: данные обстоятельства экспедитор не мог предотвратить и их устранение от экспедитора не зависело.[2] Таким образом, поскольку деятельность экспедитора является предпринимательской, он несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение, порчу груза независимо от своей вины, на началах риска[3], если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ. В силу п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за сохранность груза. Избежать ее он сможет, только если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза либо багажа произошли по независящим от него обстоятельствам. В обзоре рассмотрено три случая: — ДТП по вине третьего лица; — пожар в машине перевозчика; — похищение груза третьим лицом.
Во всех ситуациях ВС РФ пришел к выводу, что перевозчик должен ответить за сохранность груза, поскольку причины повреждений не обладают признаками непреодолимой силы или перевозчик должен был их предвидеть. При этом наличие либо отсутствие вины не имеет значения. Ранее аналогичный подход в случае с пожаром в машине перевозчика применил Президиум ВАС РФ.
В то же время перевозчик освобождается от ответственности, когда утрата или повреждение груза произошли из-за его ненадлежащей упаковки грузоотправителем. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. 987 с. [6] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. Соч. С.
472; [7] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 мая 2010 г. по делу N А56-24121/2009 // СПС «Консультант плюс»; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2012 по делу N А58-2708/2011// СПС «Консультант плюс». [8] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ.соч. С. 734.; Жидкова М.В. Указ.соч.
С. 21. [9] Гражданское право: Учебник / В.Ю.
Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2007. Т. 2. С. 267. [10] Указанные условия не являются нормативным актом и могут применяться лишь на добровольной основе.
Генеральные условия экспедиторов РФ Ассоциации экспедиторов РФ // Материалы взяты с сайта: www.eurologistics.ru.
Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.
Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Вопросы ответственности экспедитора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также Главой 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
В соответствии со статьей 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются по правилам главы 25 ГК РФ.
Особый интерес вызывает вопрос об установлении условий ответственности экспедитора за несохранность груз.
Источник: http://kodeks-alania.ru/otvetstvennost-ekspeditora-za-utratu-gruza-2018/
Ответственность экспедитора за несохранность груза
Вопрос об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза при перевозке часто возникает в правоприменительной практике.
Порой экспедиторы отказывают клиентам в возмещении убытков, причиненных несохранностью груза при перевозке, предлагая требовать возмещения убытков непосредственно от перевозчика.
При этом такой отказ, как правило, обосновывается тем, что экспедитор не осуществлял перевозку и не принимал груз в свое ведение.
Проанализируем нормативное регулирование данной проблемы с учетом недавно принятого постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 октября 2012 г. N 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (далее — постановление N 9).
Договорные обязательства экспедитора
Правовое положение экспедитора в настоящее время определяют:
- ГК;
- Закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 года N 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон);
- Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. N 1766.
Экспедитором признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта (далее — транспортно-экспедиционные услуги).
К транспортно-экспедиционным услугам среди прочего относятся услуги по организации процесса перевозки, которые предполагают обязанность экспедитора заключить с перевозчиком договор перевозки.
Правовое положение экспедитора в отношениях с третьими лицами, в том числе с перевозчиком, определено ст. 18 Закона. По общему правилу в данных отношениях экспедитор действует от своего имени, а от имени клиента — только если имеет соответствующие полномочия.
Таким образом, по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется организовать перевозку груза, но не перевезти груз.
Выполнение перевозки является самостоятельным видом услуг и не входит в состав транспортно-экспедиционных услуг.
Законодательство предусматривает право экспедитора самостоятельно осуществлять перевозку груза принадлежащим ему транспортом. В этом случае между экспедитором и клиентом должен быть заключен договор перевозки (абзац третий ст. 23 Закона).
Экспедиторы, располагающие транспортными средствами, заключают с клиентами смешанные договоры, в которых содержатся элементы как договора транспортной экспедиции, так и договора перевозки. К отношениям сторон по такому договору в соответствующих частях должны применяться правила о договоре транспортной экспедиции и договоре перевозки.
Ответственность экспедитора
В силу ст. 756 ГК за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются согласно общим правилам ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК). На это указано и в п. 29, 41 постановления N 9.
Как предусмотрено ст. 364 ГК, экспедитор несет перед клиентом ответственность по возмещению в полном размере убытков, вызванных ненадлежащим исполнением своих обязательств по договору транспортной экспедиции.
В зависимости от содержания оказываемых услуг экспедитор ответственен за ненадлежащие: подготовку груза к перевозке, его погрузку-выгрузку, оформление транспортных документов, организацию перевозки.
С учетом ст. 364 ГК экспедитор должен нести ответственность за несохранность груза при перевозке, если такое обязательство возложено законодательством или договором.
Следовательно, наличие ответственности экспедитора за утрату или повреждение груза зависит от того, несет ли экспедитор в соответствии с законодательством или договором обязательство по обеспечению сохранности груза при перевозке.
Специальное регулирование ответственности экспедитора
Вопрос ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке в Законе регулируется специальными правилами.
В силу части первой ст. 27 Закона экспедитор несет ответственность за несохранность груза только в случае принятия груза в свое ведение. В части четвертой ст.
27 Закона установлено следующее: когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза при перевозке, должны предъявляться перевозчику, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Таким образом, экспедитор отвечает за несохранность груза, если:
- а) принимает груз в свое ведение (удостоверяется отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз или выдачей расписки экспедитора);
- б) его ответственность предусмотрена условиями договора, заключенного с клиентом, даже если экспедитор не принимает груз в свое ведение.
Сама по себе обязанность экспедитора организовать перевозку груза не предполагает обеспечение его сохранности при перевозке (если только добровольно не принято соответствующее обязательство по условиям договора).
В связи с этим отметим, что Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA) утвердила форму экспедиторской расписки (FIATA FCR), подписывая которую, экспедитор принимает груз под свою ответственность.
Привлечение перевозчика
Основное обязательство экспедитора по договору транспортной экспедиции — организовать перевозку груза.
Согласно ст. 758 ГК экспедитор вправе выполнять принятые по договору обязательства самостоятельно либо перепоручить их выполнение иному лицу. При этом возложение исполнения обязанности на иное лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом в случае ненадлежащего исполнения.
Таким образом, экспедитор несет ответственность за привлеченное третье лицо только в случае, если привлекает его для выполнения своего обязательства. Например, экспедитор, заключивший договор для организации перевозки с иным экспедитором, несет ответственность перед клиентом за действия привлеченного экспедитора как за свои собственные.
В свою очередь, по договору транспортной экспедиции экспедитор не несет обязанность по перевозке груза.
Привлекая перевозчика, экспедитор не возлагает исполнение своего обязательства на иное лицо, а фактически выполняет свое обязательство по организации перевозки.
Следовательно, действия экспедитора по привлечению перевозчика не должны квалифицироваться в соответствии со ст. 758 ГК.
Вместе с тем если клиент и экспедитор заключили смешанный договор, по которому экспедитор обязан либо самостоятельно осуществить перевозку, либо организовать ее выполнение путем привлечения иного перевозчика, то действия по привлечению перевозчика суды на основании ст. 758 ГК иногда квалифицируют как возложение исполнения обязательства на иное лицо, что предполагает ответственность экспедитора перед клиентом за действия привлеченного перевозчика.
Судебная практика до постановления N 9
Изучение отдельных судебных решений показывает, что суды выносили решение об ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке, если экспедитор в свое ведение груз не принимал, но заключенный с клиентом договор содержал условие о регулировании правоотношений сторон нормами Конвенции ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, которая предусматривает ответственность перевозчика за несохранность груза при перевозке. При этом действия экспедитора по привлечению перевозчика суды квалифицировали в соответствии со ст. 758 ГК как привлечение третьего лица, за чьи действия экспедитор несет ответственность перед клиентом.
Решения хозяйственного суда г. Минска от 12 января 2007 г. по делу N 617-4/06, от 3 ноября 2010 г. по делу N 550-4/2010; решение хозяйственного суда Гродненской области от 23 февраля 2009 г. по делу N 387-8/10/2008.
Постановление N 9 об ответственности экспедитора
В п.
31 постановления N 9 установлено, что для возмещения ущерба, причиненного при автомобильной перевозке груза, клиент вправе потребовать от перевозчика (экспедитора) возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора перевозки (транспортной экспедиции). При этом условия ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке, установленные ст. 27 Закона, не проанализированы.
Из буквального толкования п.
31 постановления N 9 следует, что факт причинения ущерба в результате повреждения груза при перевозке дает клиенту право предъявить к экспедитору требование о возмещении убытков на основании договора транспортной экспедиции независимо от его условий и факта принятия экспедитором груза в свое ведение. Таким образом, повреждение груза при перевозке, по сути, рассматривается как следствие ненадлежащего выполнения экспедитором обязательств по договору транспортной экспедиции. Данный подход небесспорен, поскольку, как показано выше, обязательства экспедитора по договору транспортной экспедиции не предполагают обязанность перевезти груз, а обязанность обеспечить сохранность груза возникает у экспедитора только в случае принятия груза в свое ведение.
Вывод
Представляется, что Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь занял излишне жесткую позицию в регламентации ответственности экспедитора за несохранность груза при перевозке, не учтя специального регулирования условий ответственности экспедитора. Полагаем, что экспедитор должен нести ответственность, только если принял груз в свое ведение или прямым указанием в договоре или ином документе принял на себя ответственность за его сохранность.
Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/zakon/belorusskoe-zakonodatelstvo/otvetstvennost-ekspeditora-za-nesohrannost-gruza/
Утрата груза перевозчиком, 6 рекомендаций как вернуть деньги за груз + претензия о возмещении стоимости утраченного груза и образец искового заявления
Большинство представителей бизнеса доставляют товар покупателю или получают его для себя с помощью услуг автомобильного транспорта. Однако часто в силу разных причин происходит утрата груза. Она причиняет убытки, как грузоотправителю, так и его получателю.
Если уж такая ситуация произошла, то следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой.
Поэтому в данной статье мы расскажем об ответственности перевозчика за утрату груза и как правильно оформить недостачу груза при приёмке. А также вы получите полезные рекомендации о том, как действовать, чтобы вернуть деньги за груз.
Обратимся к нормам законодательства. В частности, это ГК РФ, а именно его положения в части перевозки. Также для некоторых видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного) существуют свои уставы. Они устанавливают виды ответственности для транспортной организации, включая и штрафные санкции.
Однако, если дело касается международных перевозок, то полезно изучить и договора, заключённые РФ с соответствующими странами.
Следует также использовать и материалы судебной практики. Особенно это касается решений Верховного Суда РФ. Они являются негласными прецедентами для нижестоящих инстанций.
За сохранность груза по законодательству отвечает перевозчик или экспедитор. Именно с них осуществляется возврат стоимости груза в суде. При этой процедуре следует ориентироваться и в нормах процессуального законодательства.
Ответственность перевозчика за утрату, утерю, хищение и повреждение груза
Статья 796 ГК РФ определяет презумпцию ответственности транспортной компании за утрату (утерю) груза.
Повреждение груза в результате ДТП, кто несёт ответственность
В случае с дорожной аварией на территории РФ отвечать за имущество придётся перевозчику вне зависимости от наличия у него вины в ДТП. Если машина транспортной компании не виновата в инциденте, то перевозчик получает право на регрессные требования к виновнику.
Если груз был похищен
Кражи имущества в пути сегодня обычное дело. И если такое произошло с вверенным грузом, отвечать перед его получателем все равно перевозчику. При этом транспортной компании необходимо не откладывая написать заявление о случившемся в правоохранительные органы.
Избежать санкций перевозчику удастся только в том случае, если он в суде убедительно докажет, что утрата груза стала следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс– мажора).
Оформление утраты и недостачи груза грузополучателем
Чтобы взыскать ущерб, причинённый потерей груза, важно правильно составить все документы.
Первым из них является акт утраты или недостачи груза при перевозке.Он составляется с участием уполномоченных представителей транспортной компании и грузополучателя.
Акт составляется в тот же день, когда прибыл груз. В виде исключения допускается оформить документ на следующие сутки.
Бывает так, что водитель перевозчика или иной его представитель не захочет поставить свою подпись под актом. В таком случае получатель оформляет его в одностороннем порядке с обязательным извещением об это представителей транспортной компании.
Часто груз нельзя посчитать в единицах (например, это касается сыпучих продуктов). В этом случае определяется недостача груза по массе. Для этого предусмотрены специальные процедуры взвешивания.
Если имела место недостача груза по количеству, то в акте указывается количество недостающих единиц, ящиков, упаковок и так далее. Чтобы было понятно, как выглядит документ, мы предлагаем здесь скачать образец акта о недостаче груза при перевозке.
Куда обращаться, если груз был застрахован
Часто перемещаемое имущество страхуется. Поэтому возникает закономерный вопрос, что делать, если произошла утеря застрахованного груза. В этом случае следует обращаться к страховой компании, которая выдала полис.
К заявлению следует приложить все документы, составленные по недостаче. В дальнейшем страховщик взыщет все издержки с перевозчика или иного виновника утери груза.
Как получить деньги за утраченный груз: пишем претензию и обращаемся в суд
Снова вернёмся к ГК РФ. В нём указано о том, что перед тем, как придёт время обращения в суд, должно осуществиться досудебное урегулирование спора. Оно заключается в предъявлении претензии перевозчику.
https://www.youtube.com/watch?v=OcCjiRihBuY
С этим затягивать не стоит, поскольку исковая давность по утраченному грузу составляет только один год с момента выявления соответствующего факта. Кроме того, стоит сделать также поправку и на месячный срок, в рамках которого рассматривается претензия к перевозчику за утрату груза.
Требования к перевозчику о возмещении груза
Они могут заключаться как в предоставлении такого же имущества, так и о возмещении его стоимости. Важно при этом сослаться на все документы.
Если же утрата груза дополнительно причинила его получателю ещё и материальный ущерб, то в претензии можно заявить и о нём. Но следует в любом случае обосновать признание груза утраченным.
Чтобы получить более полное представление о том, как выглядит претензия о возмещении стоимости утраченного груза, мы предлагаем бесплатно скачать примерный образец обращения к перевозчику. В него, естественно, каждый пострадавший получатель груза может внести собственные коррективы.
Возврат стоимости груза в судебном порядке
Это происходит посредством подачи иска в арбитражный суд. Если говорить о спорах по перевозке, то здесь действует исключительная подсудность. Она предполагает, что иск предъявляется всегда по месту расположения перевозчика.
В нём описываются обстоятельства, при которых была обнаружена утеря груза. Дальше следует ссылка на документы, обосновывающие не только факт утраты имущества, но и величину нанесённого ущерба.
Нужно также описать и сведения о до арбитражном урегулировании существующего конфликта.
К иску должны быть приложены и необходимые документы.
Вот их основной список:
- Копия договора перевозки (его можно получить у отправителя)
- Товаро сопроводительные документы на груз
- Акт об утере имущества
- Копия претензии перевозчику и ответа на неё
Не нужно также забыть и о госпошлине. Она уплачивается в процентах от общей величины заявленных требований.
Чтобы понимать, как должно выглядеть исковое заявление о взыскании стоимости утраченного груза, мы предлагаем скачать его образец, который актуален в 2017 году.
Как вернуть стоимость утраченного груза при перевозке: 6 рекомендаций, которые нужно знать
Ниже мы предоставим порядок действий, которые необходимо совершить в том случае, когда необходимо возместить ущерб за утраченный груз.
Юридическая консультация
Это первый шаг, который нужно предпринять для восстановления своих прав. Юрист может дать как устные, так и письменные советы.
В частности, специалист отдельный акцент сделает на том, когда груз считается утраченным. Так, по законодательству груз считается утраченным по истечении 30 дней от планируемой даты его передачи получателю. Данные правила действуют при перевозке грузов железной дорогой.
Кроме того, юрист изучит документы, которые уже были составлены ранее. На основе полученной информации специалист подскажет, как правильно действовать клиенту.
Претензионный порядок
Пред тем, как будет подан иск о взыскании стоимости утраченного груза, к транспортной компании необходимо обратиться с претензией. Её предъявление обусловлено как требованиями ГК РФ, так и нормами процессуального законодательства по арбитражному судопроизводству.
Начать судебный процесс можно будет в том случае, если перевозчик не предоставил ответ на претензию в установленный срок или же отклонил требования, содержащиеся в ней.
Обращение с иском в суд
Он подаётся в арбитраж по месту нахождения перевозчика. В нём следует указать все сведения о договоре перевозки, обстоятельства утраты груза и их документальное подтверждение.
Также стоит привести и обоснованный расчёт ущерба. Чем больше будет приложено к заявлению документов, тем выше вероятность выиграть спор с транспортной компанией.
Получение исполнительного листа
Он выдаётся со вступлением в силу решения арбитражного суда. Это происходит в двух случаях: с истечением срока на подачу апелляции или же по итогам её рассмотрения. В любом случае за исполнительным листом следует обращаться в арбитражный орган по первой инстанции.
Обращение в банк
Перед тем, как начинать исполнительное производство, стоит попытаться решить вопрос через банк, обслуживающий перевозчика. Туда следует подать заявление о списании средств с его счета, приложив к нему оригинал исполнительного листа.
И если у транспортной фирмы будут на счетах средства, то они будут переведены на счёт истца (пострадавшей стороны). В противном случае исполнительный лист будет передан взыскателю назад.
Исполнительное производство
Если вариант с банком не привёл к положительному результату, то возмещение стоимости утраченного груза придётся осуществлять с помощью судебных приставов.
Для этого готовится отдельное заявление о начале исполнительного производства. Оно подаётся в орган ФССП по месту нахождения перевозчика.
Далее полезно курировать работу приставов и оказывать им посильное содействие при исполнении судебного решения.
Почему нужно обратиться к юристам
Это следует сделать по нескольким причинам.
Юрист по грузоперевозкам, после изучения всех документов может правильно применить нормы законодательства в досудебном разбирательстве с транспортной компанией и слушании дела в суде.
Изучив детально ситуацию, возьмёт на вооружение материалы судебной практики. Согласитесь, что знание прецедентов может сыграть не последнюю роль в споре с транспортной компанией и другими перевозчиками.
Кроме того, специалист поможет составить все необходимые документы, которые зафиксируют утрату груза. Ведь от правильности их оформления зависит итоговый результат спора.
Также, юрист сможет построить правильную тактику судебного процесса и доказать в ходе него правоту своего клиента. Бывает и так, что специалист должен вступить в уже существующий процесс. Тогда он предварительно ознакомится с делом и сформирует собственную позицию в пользу клиента.
При необходимости юрист по спору с перевозчиком подготовит апелляционную или кассационную жалобу. Если же обжаловать решение намерен перевозчик, то юрист подготовит обоснованные возражения.
Источник: https://yur-usl.ru/perevozka/utrata-gruza-perevozchikom.html
Чем предусмотрена ответственность экспедитора за утрату груза
Экспедитор — это лицо, которое выполняет от и до всю работу по доставке определенного груза от его отправителя к получателю в частности, он осуществляет наем перевозчиков.
Вследствие такой специализации, а также предпринимательского характера деятельности экспедитора, работающего на свой страх и риск, установлено, что он в любом случае должен возместить клиентам любой ущерб, который они понесли при оказании им услуги.
Единственное исключение — ситуация, когда имели место обстоятельства непреодолимой силы.
Экспедитор — это лицо, которое осуществляет переправку груза от грузоотправителя к грузополучателю.
В его обязанности входит как организация перевозки в целом и координация взаимодействия между всеми сторонами данного процесса, так и сопровождении партии в пути.
В частности, именно экспедитор, после того как грузоотправитель составляет с ним транспортно-экспедиционное соглашение, привлекает к транспортировке оговоренной партии третьих лиц, перевозчиков и иных.
При этом взаимодействие с ними относится к обязанностям исключительно экспедитора, ни грузоотправитель, ни грузополучатель в контакт с перевозчиком не вступают. Иначе говоря, он осуществляет транспортировку «под ключ».
Вследствие этого в соответствии с российским законодательством данное лицо несет полную ответственность за судьбу груза, пока он находится в его распоряжении. Она лежит на нем в течение всего периода от его передачи грузоотправителем до его перехода к грузополучателю.
Моментом, когда подобная ответственность начинает действовать, становится тот, в который экспедитор выдал грузоотправителю документ, служащий подтверждением того, что груз поступил в его распоряжение, а он его принял. Моментом, когда она прекращается, становится тот, когда произошла выдача объектов грузополучателю с соответствующей документальной фиксацией этого факта.
Такая ответственность наступает при обнаружении утраты, недостачи или повреждения груза, а также иных видов ущерба, которые не могут быть классифицированы как один из названных.
Также подобную ответственность можно разделить на несколько видов.
Среди них выделяют наступающую вследствие нарушения договора перевозки, в таком случае требуется руководствоваться положениями уставов, регулирующих работу транспортной отрасли.
Также ответственность может наступать и не вследствие нарушения лицом, осуществляющим перевозку соответствующего договора.
https://www.youtube.com/watch?v=o_DkbvVnrgE
В этой ситуации пределом ответственности становится величина стоимости груза, либо действительной, либо указанной его владельцем. Наконец, существуют варианты ответственности, предусмотренные Гражданским кодексом, в такой ситуации она наступает в полном объеме.
Такая ее разновидность устанавливается в тех случаях, когда негативные последствия наступили не вследствие виновных действий экспедитора, а из-за предпринимательского риска.
Когда между грузоотправителем и экспедитором оформлен транспортно-экспедиционный договор, то на последнего возлагается полная ответственность перед первым.
В то же время установлено, что клиенту требуется определить, со стороны какого участника процесса (экспедитора либо нанятого им перевозчика) имело место нарушение.
Если это сам экспедитор, то ему придется отвечать в полном объеме, если же это перевозчик либо иное лицо, то на экспедитора ложится только ограниченная ответственность.
Виды ответственности за деяния
Утрата, недостача или повреждение — это стандартные виды ушерба, которые может претерпеть груз.
В частности, утрата имеет особое определение в законодательстве.
Под ней понимают ситуацию, когда грузополучателю оговоренные объекты не были переданы либо в продолжение тридцати дней после того как срок доставки истек, либо же, если этот срок в соглашении не был указан точно, в течение периода, рассматриваемого как разумный срок, требуемый для доставки груза в место назначения. Во втором случае этот период отсчитывается с момента передачи партии.
Оговаривается, что не рассматривается как утраченный груз, который не был вручен получателю, поскольку последний не стал платить надлежащее вознаграждение экспедитору. Считается, что в этом случае он выступает в качестве залога, однако о факте его задержки клиента требуется уведомить в надлежащем порядке.
В целом определяется, что ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза наступает только в случае наличия вины у исполнителя по договору, что привело к одному из этих последствий. В то же время в отношении экспедитора подобная норма ужесточена.
Это лицо рассматривается как профессиональный оператор, специализирующийся на оказании экспедиционных услуг, соответственно для него гражданская ответственность установлена и в случае отсутствия вины.
Единственное основание, при котором подобная ответственность для данного лица не предусмотрена, — это обстоятельство непреодолимой силы. При этом для него нужно доказывать наличие сразу двух свойств.
Необходимо, чтобы оно было чрезвычайным, то есть носило экстраординарный характер. Также требуется, чтобы имела место непредотвратимость, а именно невозможность избежания такой ситуации.
Обосновывается это тем, что экспедитор рассматривается как предприниматель, вследствие чего его деятельность считается сопряженной с риском. Если этот риск не оправдывается, ответственность оказывается на нем, даже когда его вины нет.
При этом, поскольку данное взаимодействие носит гражданско-правовой характер, в отношении экспедитора не действует и норма относительно презумпции невиновности.
Если налицо ненадлежащее исполнение сделки, выразившееся в утере, недостаче либо порче груза, то грузоотправителю и грузополучателю не требуется более ничего доказывать.
Напротив, полное бремя доказательства ложится на экспедитора.
Именно этому лицу требуется продемонстрировать, что он со своей стороны принял все меры, которые были необходимы для сохранности груза, а последний пострадал вследствие обстоятельств чрезвычайной силы.
Если груз утрачен, то экспедитор обязан возместить ущерб в размере объявленной ценности. При этом допускается, чтобы такая ценность была как менее, так и более реальной стоимости партии, но если она завышена, то у экспедитора остается право отказаться от заключения договора.
При недостаче груза размер ответственности определяется как доля объявленной ценности, пропорциональная той части партии, нехватка которой обнаружена.
https://www.youtube.com/watch?v=jrfHwaBebsc
Если же ценность груза не была объявлена грузоотправителем, то при его утрате либо недостаче установлена обязанность выплатить компенсацию в размере снижения его действительной стоимости, иначе говоря, подтвержденной документами.
Когда обнаруживается порча груза, экспедитору нужно будет выплатить компенсацию, величина которой соответствует тому размеру, на который снизилась объявленная стоимость груза. Если же вследствие порчи объекты не подлежат восстановлению и, по сути, бесполезны, то потребуется также перечислить грузополучателю всю их стоимость.
Если порча определена для груза, у которого объявленная стоимость отсутствует, то сумма компенсации устанавливается в размере снижения документально подтвержденной цены объекта.
Кроме того, оговаривается, что исполнителю по договору экспедиторских услуг необходимо возвратить вознаграждение, полученное от заказчика в пропорции к стоимости утраты, недостачи либо ущерба.
Помимо этого в случае, когда вина за произошедшее лежит именно на экспедиторе (а не на перевозчике или ином участнике), ему необходимо также возместить клиенту упущенную выгоду.
Последствия при нарушениях
Если договор транспортной экспедиции был нарушен, то экспедитор обязан перечислить клиенту компенсацию, если ему не удастся доказать либо вину последнего, либо наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Размер пени за просрочку доставки партии по договору транспортной экспедиции установлен в размере трех процентов от вознаграждения, поступившего экспедитору, за каждые сутки такой просрочки. При этом в совокупности пеня не может превышать 80% от этого вознаграждения.
Подробнее об ответственности экспедитора смотрите ниже на видео.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/kontragenty/dogovornye-otnosheniya/otvetstvennost-ekspeditora.html
Ответственность перевозчика и экспедитора за несохранность груза при международной перевозке
Доставка грузов на сегодняшнее время остается актуальной темой ввиду большого товарооборота между странами.
Риски перевозчика весьма велики, так как в процессе перевозки может произойти дорожно-транспортное происшествие, хищение товара и другие непредвиденные случаи.
За несохранность груза при перевозке возникает именно ответственность перевозчика, однако есть случаи, когда перевозчик освобождается от такой ответственности.
В соответствии с п.
1 ст. 17 КДПГ именно транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза.
Следует отметить, что транспортер освобождается от ответственности вследствие приказа правомочного по договору лица, не вызванной виной транспортера. Как видим, не всегда перевозчик несет ответственность.
К основаниям освобождения от ответственности перевозчика можно отнести: дача инструкций перевозчику, нарушения при погрузке или разгрузке товара, форс-мажорные обстоятельства.
В судебной практике ответственность перевозчика за груз достаточно большая. Суды рассматривают транспортные средства как источник повышенной опасности, в связи с чем возникают риски, которые берёт на себя перевозчик в процессе предпринимательской деятельности.
«В соответствии с п. 1-2 ст. 18 КДПГ именно перевозчику предстоит доказать свою невиновность».
В соответствии с п.
2. ст.
17 КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если суд установит, что обстоятельства, причиной которых стала не сохранность груза, не могли быть предотвращены перевозчиком и избегнуть которых ему не удалось. На основании рассмотренных судебных дел по таким спорам можно сказать, что каждый случай индивидуален и единообразной практики вынесения судебных решений нет.
Стоит отметить, что в российской арбитражной практике в большинстве случаев перевозчик не освобождается от ответственности, даже при тех фактах, когда виновником в ДТП был не перевозчик, а также когда груз был похищен третьими лицами.
Ответственность перевозчика: судебная практика.
В экономический суд Беларуси за возмещением ущерба в связи с хищением груза обратилась ООО (А) к ИП (В).
В суде ответчик не признал заявленные требования истца по причине того, что груз украден, что подтверждалось справкой с органов внутренних дел РФ, которая подтверждала, что данному факту было возбуждено уголовное дело, а груз похищен неустановленным лицом.
На основании изученных материалов и доказательств представленных истцом, суд отказал во взыскании ущерба, возникшего по причине действий неустановленных третьих лиц.
https://www.youtube.com/watch?v=6qC-RJUSIks
Стоит отметить, что суды обращают внимание и на то, как был похищен груз, мог ли водитель перевозчика предотвратить кражу. Так есть судебные решения о взыскании ущерба с перевозчика, когда водитель перевозчика не закрыл автомобиль, в результате чего он был угнан.
Ответственность перевозчика (экспедитора).
Договор транспортной экспедиции подразумевает организацию перевозки груза. Экспедиторы также могут оказывать услуги и по перевозке груза, но в данном случае потребуется заключение смешанного договора, который будет включать элементы договора перевозки груза и транспортной экспедиции, или заключения отдельного договора перевозки.
Ответственность экспедитора можно разделить на общее и специальное регулирование. К общему можно отнести статьи 756, 364 ГК РБ. В соответствии со ст. 364 ГК РБ экспедитор несёт ответственность по возмещению убытков понесенных заказчиком из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств.
Что касается специальных норм, то в соответствии со ст. 27 Закона экспедитор несет ответственность за несохранность груза в случае принятия его в свое ведение.
Принятие груза экспедитором в свое ведение подтверждается отметками в ТТН, CMR или распиской, а также если это оговорено сторонами в самом договоре. Стоит отметить, что в соответствии с частью 4 ст.
27 Закона, если экспедитор не принимает груз в свое ведение ответственность за недостачу, порчу, утрату предъявляются к перевозчику.
Однако судебная практика неоднозначна и суды не всегда в таком случае освобождают от ответственности экспедитора за несохранность груза. Так имеет место применение ст.
758 ГК РБ в соответствии с которой возложение экспедитором обязанности на третье лицо (перевозчика или другого экспедитора) не освобождает его от ответственности перед заказчиком.
В соответствии с п.
31 постановления пленума Высшего Хозяйственного Суда № 9 заказчик может предъявить требование к экспедитору о возмещении ущерба, причиненного при автомобильной перевозке груза неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Анализируя судебную практику можно сделать вывод, что в случае судебного спора экспедитору потребуется доказать невозможность предотвратить несохранность груза.
Источник: https://legaltime.by/responsibility-kdpg/