- Стандарты раскрытия информации по 731 постановлению
- Суть постановления
- Какая информация подлежит раскрытию
- Где и как необходимо размещать данные
- Сроки информирования
- Ответственность за нарушение
- Ответственность за нераскрытие информации УК — Юридический справочник
- Какие сведения нужно раскрывать ТСЖ, ЖК и ЖСК в 2018 году
- Где нужно раскрывать информацию
- Как отвечать на запросы жителей
- Какую информацию УО не обязана раскрывать
- Раскрытие информации ТСЖ и ЖСК: ответственность и штрафы за нераскрытие перед собственниками
- Какую информацию обязано раскрывать
- Раскрытие информации ТСЖ и ЖСК
- Значение
- Стандарты
- Политика конфиденциальности ТСЖ
- Оформление запроса на получение необходимой информации
- Ответственность за нераскрытие информации ТСЖ
- Заключение
- Ответственность ТСЖ 2019 — за неправильное начисление коммунальных платежей, за непредоставление информации, за нераскрытие
- Какие функции выполняет?
- Закон
- Ответственность ТСЖ
- За невыполнение обязанностей
- За неправильное начисление коммунальных платежей
- За непредоставление (нераскрытие) информации
- За долги
- Административная и уголовная
- Пути решения проблем
- На видео о деятельности ТСЖ
- Управляющие компании могут не представлять собственникам информацию, не предусмотренную Стандартом раскрытия
- Какую информацию должна раскрывать УК
- Почему УК не должна раскрывать собственникам информацию, не предусмотренную по Стандарту
Стандарты раскрытия информации по 731 постановлению
Работающие в современных условиях управляющие организации обязаны заниматься раскрытием информации о своей деятельности и обслуживаемых домах – эти правила заложены в специальном стандарте.
В статье мы рассмотрим ключевые положения этого документа и обязанности УК, которые он определяет.
Из материала можно узнать, какую информацию и где должны размещать управляющие компании, а также что им грозит за нарушение установленных правил.
В конце сентября 2014 года начало работать правительственное постановление №731, определяющее стандарты раскрытия информации для организаций, которые управляют МКД. В соответствии с ним у УК и ТСЖ появился дополнительный перечень обязанностей.
Суть постановления
ПП РФ № 731 о раскрытии информации называется стандартом, так как в нем прописываются единые правила, обязательные для всех организаций, занимающихся управлением многоквартирными домами.
Каждой УК для исполнения требований документа необходимо создать собственный сайт и пройти регистрацию на портале reformagkh.ru.
На обоих указанных ресурсах нужно выложить сведения, касающиеся работы организации по управлению МКД, а также информацию обо всех находящихся в ее ведении домах.
Регламентируется не только перечень раскрываемых данных, но и вид того, как они подаются. Публикация информации осуществляется не произвольно, а с использованием строго утвержденных форм. Это нужно для формирования единообразной базы, которую при таком оформлении проще обрабатывать автоматическими средствами.
Раскрытие информации управляющими компаниями (УК, ТСЖ) предполагает, в том числе, и размещение печатных копий форм с раскрытыми сведениями на специальных стендах в своих офисах.
Эти распечатки располагаются в удобных для доступа посетителей местах. У каждого гражданина должна быть возможность подойти к стенду и ознакомиться с интересующими его данными.
Копии размещенных на стойках материалов должны храниться в управляющей организации на протяжении 5-летнего срока.
В стандарте раскрытия информации содержатся и другие требования, касающиеся порядка действий УК в данном вопросе. Сведения публикуются в определенном виде и порядке, в конкретные сроки и предусмотренными способами.
Доступ к ним остается открытым для неограниченного круга лиц. Управляющая организация должна раскрывать все, что касается ее работы и обслуживаемых объектов.
У граждан, контролирующих и прочих органов имеется возможность ознакомления с этой информацией и ее проверки.
Какая информация подлежит раскрытию
В стандарте указаны все виды информации, которую должна раскрывать управляющая организация. Перечислим ее в виде нескольких пунктов.
1. Общая информация об УК, в том числе:
- название и организационная форма;
- адрес;
- ссылка на ее сайт;
- основные данные из бухгалтерской отчетности за год;
- финансовый баланс с уточняющей информацией;
- доходы и расходы.
2. Перечень находящихся в управлении домов, их адреса и заключенные договоры в качестве приложений. Если в течение предыдущего года с УК какие-то МКД расторгали договоры, то это тоже нужно раскрывать. В данном случае указываются и адреса домов, и причины разрыва соглашений на управление.
3. Общая информация об обслуживаемых МКД. Здесь вписываются все их параметры:
- адрес;
- серия и год строительства;
- номер по кадастру;
- особенности конструкции;
- этажность и число квартир;
- площадь имеющихся помещений;
- состояние инженерных коммуникаций и прочие данные.
4. Сведения об услугах и работах, относящихся и текущему ремонту общедомового имущества. Здесь для каждого подпункта указывается стоимость.
5. При раскрытии информации управляющие компании должны также указывать поставщиков коммунальных услуг: электрической энергии, теплоснабжения, вывоза ТКО и прочих имеющихся на рынке представителей сетевых естественных монополий, с которыми они непосредственно работают. Здесь же приводятся их тарифы за ЖКУ и нормативы потребления.
6. Информация об использовании общедомового имущества.
7. Сведения о капремонте, если его исполнителем является именно УК.
8. Информация о прошедших общедомовых собраниях собственников с публикацией необходимых документов: протоколы, результаты ания и так далее.
9. Годовой отчет о выполнении закрепленных в договоре обязанностей.
10. Информация о зафиксированных нарушениях лицензионных требований относительно управления МКД. Здесь указываются санкции, принятые в отношении УК или ее руководства, а также реализованные организацией меры по устранению нарушений.
Где и как необходимо размещать данные
Обязательные места для публикации информации мы выше уже называли. Приведем их еще раз в виде списка:
- портал reformagkh.ru;
- собственный сайт управляющей организации;
- общедоступный стенд с основной информацией в офисе УК.
Размещенные в перечисленных источниках сведения должны оставаться доступными и храниться на протяжении пяти лет. Распечатки на стенде предусматриваются, прежде всего, для пенсионеров, которым сложно пользоваться специфическими сетевыми ресурсами.
Годовой отчет УК в соответствии с законом и стандартом раскрытия информации должна предоставить для ознакомления и контроля в первом квартале следующего года. Например, отчетность за 2017 год управляющей организации нужно разместить до конца марта 2018 года.
Все последние изменения в деятельности УК по стандарту раскрытия информации должны быть отражены в источниках в короткие сроки – на редакцию данных в Интернете отводится семь рабочих дней, на стенде в офисе ту же операцию нужно осуществить за десять рабочих дней. Естественно, время отсчитывается с момента возникновения изменений.
Особый случай – появление у управляющей организации нового МКД. В таком случае на отражение необходимой информации во всех перечисленных источниках дается больше времени. Срок составляет тридцать дней с момента подписания договора.
Сроки информирования
У граждан есть право на запрашивание в управляющей организации сведений о ее работе или о доме, в котором они проживают. Для УК четко определены сроки на предоставление ответа.
На него отводится десять дней с момента поступления запроса.
Кроме этого, управляющая компания должна хранить все поступившие к ней по обычной почте или e-mail запросы на протяжении пяти лет.
Порядок обработки обращений немного различается. Если гражданин подает запрос по электронной почте, то и ответ ему предоставляется там же.
В своем ответе УК дублирует текст обращения, после чего предоставляет интересующие сведения. Отвечать на запросы анонимно не следует.
В письме обязательно нужно указать, кто именно из сотрудников управляющей компании обращается к гражданину, и какую должность он занимает.
Запросы по обычной почте регистрируются в день поступления с присвоением регистрационного номера и простановкой штампа УК. При ответе в письменной форме указываются те же сведения, что и в случае с e-mail.
Ответственность за нарушение
Закон позволяет управляющим организациям отвечать на запросы граждан перенаправлением их на свой сайт. Естественно, на нем при этом должна быть выложена вся необходимая информация. Если УК раскрывает сведения о себе в соответствии с описанными в статье правилами, то ее работа с запросами владельцев квартир в МКД значительно упрощается.
Непредоставление сведений является нарушением стандарта раскрытия информации и наказывается штрафом. Его размер варьируется в диапазоне 50 000-500 000 рублей.
Санкции определяются в соответствии с КоАП РФ (ст. 14.1.3. и ст. 7.23.3).
За вторичное или грубое нарушение лицензионных требований должностное лицо УК может подвергнуться дисквалификации на 6-36 месяцев.
Источник: https://www.gkh.ru/article/102550-standarty-raskrytiya-informatsii-po-731-postanovleniyu
Ответственность за нераскрытие информации УК — Юридический справочник
С начала 2018 года работающие в регионах управляющие организации обязали раскрывать сведения о себе в ГИС ЖКХ. Вскоре аналогичные требования начнут работать и для УК в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Однако информационная система все еще дорабатывается, равно как и нормативная база по данному вопросу.
В таких условиях у управляющих организаций остается масса вопросов о раскрытии информации, и на них мы постараемся ответить в этой статье.
Сфера ЖКХ в нашей стране остается привычным объектом критики и повышенного внимания со стороны органов власти. В качестве одной из своих главных задач правительство здесь видит необходимость повышения прозрачности отрасли.
Последний серьезный шаг в этом направлении – создание ГИС ЖКХ, куда все управляющие и ресурсоснабжающие организации должны вносить информации о себе и своей деятельности.
Эта информационная система создана совместными усилиями Минстроя и Минкомсвязи.
Размещение сведений для УК сделали обязательством, за неисполнение которого следует наказание. Из-за особой значимости данного вопроса мы считаем необходимым рассмотреть его подробнее.
Какие сведения нужно раскрывать ТСЖ, ЖК и ЖСК в 2018 году
В 2018 году в отношении управляющих компаний продолжают действовать требования о раскрытии информации, прописанные в ст. 193 и ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Эта обязанность подкрепляется Стандартом раскрытия информации, который устанавливается ПП № 731 от 23 сентября 2010 года.
В большинстве случаев все управляющие организации выполняют одни и те же работы из общего перечня и редко вводят какие-то новые мероприятия. Однако в их деятельности все же появляются существенные отличия.
Чтобы простые собственники помещений в МКД могли оценить, чем занимается УК, насколько эффективно она исполняет свои обязанности и тратит получаемые средства, как раз и производится раскрытие информации.
Раскрываемые управляющими организациями сведения можно разделить на четыре категории.
1. Общая информация. Сюда входит все, что касается самой организации:
- полное название;
- номер лицензии;
- адрес офиса;
- ФИО руководителей и ведущих специалистов;
- телефоны и прочие способы связи, в том числе, e-mail. Обязательно указывается номер для экстренного звонка диспетчеру;
- режим работы;
- перечень обслуживаемых домов с указанием их полных характеристик (адрес, число этажей и квартир, год возведения, степень благоустройства, конструктивные и технические особенности);
- информация об МКД, которые ранее находились на обслуживании с указанием причин расторжения договора управления;
- сведения о привлечении сотрудников УО к административной ответственности за некачественное выполнение работ по управлению домом.
2. Финансовая информация. Прозрачными должны быть, в том числе, и сведения обо всех расходах управляющей компании:
- годовой отчет, бухгалтерский баланс и прочие финансовые показатели;
- доходы от предоставляемых услуг;
- расходы на закупку материалов и выполнение ремонтных работ;
- расценки и тарифы на ЖКУ, а также на прочие выполняемые работы;
- нормативы потребления ресурсов.
3. Информация относительно содержания и ремонта МКД. Сюда относятся следующие пункты:
- список предоставляемых услуг;
- перечень выполненных работ;
- сведения об использовании общедомовой собственности;
- информация об организациях, которые поставляют коммунальные ресурсы.
4. Общие данные о взаимодействии УО и владельцев помещений. Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями предписывает публично освещать:
- число проведенных общедомовых собраний жильцов;
- сведения о выполнении договора управления, в деталях по каждому дому;
- сроки выполнения капитального ремонта, если собственники помещений дали на это свое согласие.
В журнале «Управление МКД» теме ежегодного размещения информации в ГИС ЖКХ посвящен отдельный материал. В нем в виде таблицы указывается 24 вида данных с отсылками к нормативной документации. Это будет полезным подспорьем для УК, которые хотят избежать санкций за невыполнение требований законодательства.
Где нужно раскрывать информацию
В соответствии с новыми правилами раскрытия информации управляющими организациями, вступившими в действие весной 2018 года, теперь они обязаны предоставлять сведения сразу в 4 местах:
- доски объявлений в самом доме (обычно они устанавливаются в подъездах);
- вывески на офисе УК;
- информационные стенды внутри офиса УК;
- сайты ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ.
Если в любом из мест этот порядок нарушается, то управляющая организация подвергается штрафам.
Наименьший объем информации размещается на вывеске УО. Здесь достаточно указать ее название, фактический адрес, телефоны для связи, режим работы и e-mail.
Такой перечень закрепляется в п. 31 правил, установленных ПП № 416 от 15 мая 2013 года. При появлении изменений в каком-то из приведенных пунктов они должны быть отражены на вывеске.
На это дается 3 рабочих дня.
Наиболее полно правила раскрытия информации для УК расписаны в специальной статье из июльского номера нашего журнала «Управление МКД». Из нее вы узнаете:
- что нужно размещать на досках объявлений и с какой частотой они обновляются;
- как подготовить информационный стенд в офисе управляющей компании;
- по каким правилам работать с сайтами ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ.
Большего внимания требует работа с информационной системой. Важно выложить сведения в ГИС ЖКХ без ошибок, так как при их обнаружении контролирующими органами УК также может быть оштрафована.
Эта система все еще проходит процедуру «обкатки», хотя уже и является обязательной.
Накопленная практика позволила выделить несколько типовых ошибок, допускаемых управляющими компаниями при взаимодействии с информационной системой.
Одна из таких ошибок – неполная загрузка платежных документов. Файлы при размещении в системе надо не только отправить на удаленный сервер. Не нужно забывать переводить их из статуса «Проект» в «Размещен». Если этого не сделать, то система платежку не увидит, и потребитель не сможет ей воспользоваться.
9 распространенных ошибок при работе с ГИС ЖКХ описаны в статье журнала «Управление МКД». Она будет отличным практическим пособием, так как помимо простых текстовых описаний в ней даются скриншоты форм из системы и комментарии наших специалистов в виде коротких видеороликов.
За нарушения правил работы управляющие компании наказывают не только штрафами. В отдельных случаях предусматривается и такая неприятная для руководителя санкция, как дисквалификация.
Вопрос о том, может ли глава управляющей компании быть дисквалифицирован из-за несоблюдения требований о раскрытии информации, подробно рассмотрен в специальной статье из нашего журнала.
Как отвечать на запросы жителей
Ужесточение обязательств по раскрытию информации для УК во многом происходит в результате борьбы за права жильцов.
Они оплачивают услуги управляющей компании, и поэтому должны получать достоверные данные о ее работе. Реализовать такое право собственники могут в любой момент.
Им не обязательно дожидаться очередного годового отчета, чтобы уточнить интересующие сведения.
Жилец обслуживаемого управляющей организацией дома может подать ей письменный или электронный запрос относительно списка предоставляемых услуг, их стоимости, качества и регулярности проведения.
Если УК ранее уже в каком-то из используемых источников раскрыла запрашиваемую информацию, то ей не обязательно письменно дублировать ее. В такой ситуации достаточно указать потребителю адрес сайта или иное место, где сведения находятся в публичном доступе.
Не нужно забывать и о том, что раскрытие информации управляющими организациями предполагает ее регулярное обновление. Например, на сайтах это нужно делать в течение 7 дней, а в официальной периодике на ту же процедуру дается 30 дней.
Какую информацию УО не обязана раскрывать
Иногда собственники могут запрашивать у УК документацию и сведения, которые она по закону раскрывать не обязана.
Например, владельцы квартир могут потребовать показать им первичные учетные документы организации.
Здесь управляющая компания вправе ответить отказом, если в договоре управления, уставе ТСЖ или в решении ОСС не указывается иное.
Вопросу о том, какую документацию УО не обязана предоставлять собственникам, посвящена экспертная статья из журнала «Управление ЖКХ». Из нее вы узнаете:
- какие сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности УК раскрывает в обязательном порядке, и в какой форме это делается;
- кому предоставляется информация о финансово-хозяйственной деятельности;
- какие документы можно не показывать собственникам даже при поступающих от них требованиях.
Для обоснования тезисов в статье приводятся ссылки не только на нормативные документы, но и на решения судов, то есть на реальную практику работы с этими вопросами.
Источник: https://www.gkh.ru/article/102042-standart-raskrytiya-informatsii-po-upravleniyu-mnogokvartirnym-domom
Раскрытие информации ТСЖ и ЖСК: ответственность и штрафы за нераскрытие перед собственниками
Деятельность ТСЖ складывается с определенного количества процессов хозяйственного и финансового направления.
Жильцы дома располагают правом знать каждый шаг руководства, им доступно получать развернутое информирование в виде отчета о принятых решениях, выполненных расчетах, и прочих мероприятиях, которые непосредственно касаются использования общих финансов и имущества.
Какую информацию обязано раскрывать
Раскрытие показателей – это ознакомление желающих с рабочим процессом организации, такая обязанность и ответственность перед жильцами появилась с 2010 года.
Источник: http://allelets48.ru/otvetstvennost-za-neraskrytie-informatsii-uk/
Раскрытие информации ТСЖ и ЖСК
Раскрытие информации ТСЖ и ЖСК является обязательным требованием по Жилищному кодекса Российской Федерации. Такая обязанность возлагается на организации, которые отвечают за содержание домов и придомовых территорий, занимаются управлением многоквартирных домов.
Жителей таких зданий важно уведомлять о планах и результатах деятельности УК. Это возможно реализовать путем размещения оповестительных блоков на информационных стендах или с помощью рассылки писем по электронной почте.
Значение
Согласно законодательству, суть раскрытия данных товариществом собственников жилья, или ТСЖ, сводится к обязательству последнего ознакомлять как участников товарищества, так и других лиц, с порядком и результатами работы.
Представитель ТСЖ должен разместить информацию, чтобы жилец имел к ней открытый доступ.
Однако не только законодательство закрепляет право любого гражданина иметь доступ к ознакомлению со всеми аспектами деятельности ТСЖ, этот пункт обязан размещаться в корректной формулировке и в Уставе товарищества.
Важно понимать! Ознакомление с порядком деятельности ТСЖ/ЖСК не сводится исключительно к оглашению перечня целей и выполненных задач и статьями ЖК РФ ,за жильцами закреплены и другие права.
Члены и не члены сообщества имеют полное право на общем собрании утверждать все доходы и расходы компании, причем считаются как уже полученные или отправленные на дату проведения собрания, так и предстоящие.
Стандарты
Несмотря на то, что такая управляющая компания формируется путем добровольного объединения собственников жилья многоквартирного дома, в котором они проживают, существуют государственные стандарты раскрытия информации ТСЖ и ЖСК, они описывают следующие пункты:
- принципы информационного обеспечения товарищества;
- процедуру обнажения информации;
- порядок донесения сообщений жильцам и так далее.
Главным правилом является — соблюдение подлинности данных, предоставляемых людям, с целью ознакомления. Законом закреплено, что каждый житель дома имеет право изучить:
- общие сведения о ТСЖ;
- порядок ведения хозяйственной и финансовой деятельности управляющей компании;
- перечень оказываемых услуг и способы их предоставления;
- качество исполнения договоров;
- ценовую политику в сфере оказания услуг;
- размеры тарифов;
- другое.
Эта информация не может быть скрыта. У каждого есть право доступа к ней. Какая информация должна быть предоставлена в открытом доступе:
№ | Категория информации | Перечень документов и данных |
1 | Общие сведения о ТСЖ |
|
2 | Хозяйственная и финансовая деятельность |
|
3 | Услуги УК |
|
4 | Ценовая политика |
|
5 | Другое |
|
Внимание! Указанная информация, может предоставляться в публикуемых изданиях и в Интернете. Размещать такие сведения уполномочена непосредственно управляющая компания.
Политика конфиденциальности ТСЖ
Перечень обязательной информации фиксируется на законодательном уровне соответствующими постановлениями. Нераскрытие таких сведений приравнивается к нарушению.
Всю остальную информацию (вне указанного перечня) можно размещать на информационных стендах или веб-сайтах, исключительно по желанию жилищного комитета.
Политика конфиденциальности создана для того, чтобы обезопасить интересы жильцов путем усиления защиты их персональных данных, т.к. возможность раскрывать всю информацию ограничена.
Оформление запроса на получение необходимой информации
Для того чтобы ТСЖ предоставило необходимую информацию нужно отправить запрос. Сделать это можно с помощью обычной или электронной почты либо путем личной подачи заявления в офисе.
При использовании обычной почты необходимо воспользоваться услугой отправки заказного письма с уведомлением. Копию письма и квитанцию об оплате сохранять обязательно.
При использовании электронной почты также необходимо сохранять копию письма.
Внимание! Запрос является оформленным с момента его регистрации, а не отправки.
Для оперативного и корректного ответа на запрос необходимо правильно составить текст письма, соблюдая следующую структуру изложения:
- Реквизиты отправителя;
- Полное название организации, к которой идет обращение;
- Фамилия и инициалы председателя комитета;
- Краткое изложение сути письма с указанием перечня необходимых документов.
Ответственность за нераскрытие информации ТСЖ
Законом прописано обязательность раскрытия информации ТСЖ и ЖСК. Игнорирование статей Жилищного кодекса и соответствующих положений закона влечет наказание должностных лиц. Мерой пресечения правонарушителя является штраф, максимальная сумма которая может достигать 300 тысяч.
Помимо денежного взыскания, виновнику запрещается вести деятельность в течении 3 лет.
Несмотря на то, что постановления правительства устанавливают несение ответственности за нераскрытие информации, до сих пор установленные меры наказания противоречивы.
По закону соблюдение стандартов раскрытия данных – лицензионное требование, однако такие жилищные кооперативы уполномочены на ведение хозяйственной или финансовой деятельности без приобретения соответствующей лицензии.
Следовательно, и выполнение лицензионных требований является по сути добровольным для коммунального хозяйства.
Важно помнить! Уклонение вредит жизнедеятельности целого дома, что противоречит интересам ТСЖ, которое представлено собственниками жилья.
Заключение
Каждый гражданин обязан помнить о собственных правах в любой сфере.
Каждый жилец многоквартирного дома, что находится под контролем ТСЖ/ЖСК, имеет все законные основания, чтобы знать чем занимается управляющая компания и какую она ведет деятельность.
Важно не забывать, что есть точные пределы раскрытия информации и четко различать ту грань между законными правами гражданина страны и их превышением.
Источник: https://okommunalke.ru/dokumenty/raskrytie-informatsii
Ответственность ТСЖ 2019 — за неправильное начисление коммунальных платежей, за непредоставление информации, за нераскрытие
Товарищество собственников жилья по своей сути является объединением проживающих в многоквартирном доме граждан, пожелавших осуществлять совместное управление общим имуществом.
Такая организация регистрируется в качестве юридического лица, осуществляющего определенную хозяйственную деятельность. Однако далеко не всегда подобная деятельность оказывается успешной, что обусловлено как объективными, так и исключительно субъективными факторами.
Руководство ТСЖ может идти на обман, нецелевое расходование средств, недобросовестно выполнять взятые на себя обязательства.
В случае выявления подобного рода нарушений ответственные лица несут предусмотренную законом ответственность.
Какие функции выполняет?
Традиционно ТСЖ оформляется с целью реализации следующих функций:
- управления имуществом, находящимся в общем владении жильцов дома;
- обеспечения надлежащей его эксплуатации;
- текущего обслуживания и своевременного проведения ремонтных работ.
На практике это необходимо для бесперебойного обеспечения квартир участников ТСЖ электричеством, водой, газом и прочими необходимыми ресурсами, своевременного проведения ремонта коммуникаций и помещений, качественного благоустройства прилегающей территории.
Самоуправление выражается в:
- составлении смет доходов с расходами;
- заключении контрактов с компаниями, поставляющими коммунальные услуги, и подрядчиками;
- проведении расчетов сумм, подлежащих уплате за потребленные ресурсы и услуги, а также своевременное их погашение;
- инициировании и проведении работ, связанных с ремонтом, благоустройством, уборкой территории и т.д.
Закон
Согласно действующему на 2019 год законодательству, объединения собственников жилья причисляются к категории юридических лиц. Исходя из этого, ответственность ТСЖ за невыполнение взятых обязательств, несоблюдение требований и прочие нарушения может быть нескольких видов.
Так, нарушение норм Гражданского кодекса РФ означает возникновение гражданской ответственности и влечет за собой наказание имущественного характера, предусматривающее необходимость компенсации причиненного ущерба или убытков, в том числе за счет принадлежащего виновнику имущества.
Если имеет место нарушение КоАП или законодательных актов об админнарушениях местного значения, то предусматривается ответственность административного характера.
Возникновение уголовной ответственности происходит в тех случаях, когда председатель ТСЖ или иные собственники жилья, состоящие в объединении, совершили одно из серьезных нарушений, упомянутых в Уголовном кодексе РФ.
Ответственность ТСЖ
В самом Жилищном кодексе, регулирующем большинство моментов, связанных с ТСЖ, нюансы ответственности, возникающей вследствие допущенных членами объединения нарушений, не прописаны.
Однако в связи с тем, что товарищество регистрируется в качестве юридического лица, к нему применяются все нормы, предусмотренные для подобного рода организаций в административном, гражданском и уголовном законодательстве.
За невыполнение обязанностей
Товарищество владельцев жилья, допустившее нарушение прописанных в различного рода договорах условий, несет за это ответственность гражданско-правового характера.
Помимо этого, в гражданском законодательстве содержатся нормы, предусматривающие возникновение ответственности ТСЖ в случае невыполнения организацией взятых на себя обязательств, а также в случае наличия ущерба, обусловленного действиями либо бездействием товарищества.
В частности, отвечать придется за:
- низкое качество предоставляемых услуг;
- причиненный здоровью и жизням людей вред;
- понесенные получателями услуг убытки вследствие нарушения прав этих лиц, включая даже те случаи, когда в договор были внесены соответствующие условия;
- причиненный допущенными нарушениями моральный вред.
За неправильное начисление коммунальных платежей
Нормы современного законодательства предусматривают ответственность ТСЖ за неправильное начисление коммунальных платежей. Подобное нарушение влечет за собой наложение штрафа в размере половины суммы, превысившей положенную согласно тарифным нормам.
Для применения подобных санкций на практике пострадавшие жильцы должны направлять соответствующее заявление с указанием факта нарушения в адрес управляющей компании. Последняя обязана на протяжении месячного периода произвести проверку и принять по ее итогам решение.
Если факт действительно будет подтвержден, то виновник должен будет уплатить штраф. Однако средства не будут возвращены потребителям услуг, а пойдут в качестве авансовых платежей за будущие услуги. В квитанциях штраф будет прописываться в отдельной строке.
За непредоставление (нераскрытие) информации
Председатель ТСЖ наделяется наиболее широкими полномочиями в объединении жильцов, но при этом в случае обнаружения каких-либо нарушений именно на него ложится основная ответственность.
В первую очередь, он отвечает за непредоставление различного рода информации жильцам дома, особенно в том случае, если это привело к негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью жильцов.
За долги
Возникновение долгов за потребленные услуги у граждан – обычное дело. Однако при этом из-за них может страдать и ТСЖ в целом, так как просрочки платежей со стороны жильцов непременно оборачиваются задолженностью со стороны самого товарищества.
При этом объединение имеет право применять по отношению к недобросовестным жильцам штрафных санкций, которые прописаны в уставе организации или утверждены на общем собрании.
Нормы гражданского законодательства, регулирующие ответственность перед поставщиками услуг, предусматривают, что долги юридического лица обеспечиваются, в том числе, всем принадлежащим ему имуществом.
Отсюда следует, что при нехватке денежных средств погашение задолженности может осуществляться за счет имеющегося в распоряжении ТСЖ имущества.
Административная и уголовная
Наступление административной ответственности у ТСЖ происходит в случае нарушения прописанных в государственных актах правил. В частности, это детально прописано в 7-й главе КоАП, где изложены нормы виды правонарушений в области охраны собственности и ответственность за них.
Уголовная ответственность возникает уже не в отношении юридического лица в целом, а в отношении конкретных физических лиц, допустивших существенные правонарушения.
К подобного рода ответственности чаще всего привлекается председатель ТСЖ, однако и другие члены правления ТСЖ от этого не застрахованы.
Пути решения проблем
Большинство конфликтных ситуаций, возникающих в ходе ведения товариществом владельцев жилья своей деятельности, приходится улаживать путем обращения в соответствующие уполномоченные органы. В частности, это может быть подача искового заявления в судебную инстанцию или же направление жалобы в такие надзорные органы, как прокуратура, Жилищная инспекция, Роспотребнадзор.
На видео о деятельности ТСЖ
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: https://realtyurist.ru/tszh/otvetstvennost-tszh/
Управляющие компании могут не представлять собственникам информацию, не предусмотренную Стандартом раскрытия
18.03.2016
Зачастую собственники помещений в МКД требуют от управляющей организации предоставить информацию, которую УК вовсе не должна раскрывать владельцам квартир.
К таковой относится внутренняя документация УК или сведения о финансово-хозяйственной деятельности, не предусмотренные по Стандарту раскрытия информации. Эти данные могут не предоставляться собственникам, если иное не предусмотрено в договоре управления.
Как обосновать свой ответ собственникам и на какие нормативно-правовые акты ссылаться ниже приведено разъяснение:
Какую информацию должна раскрывать УК
Если собственники помещений в МКД просят управляющую организацию предоставить им данные по зарплатам сотрудников УК, сумме аренды офиса или другие подобного рода сведения, то УК на законных основаниях вправе их не предоставлять, сославшись на п.3 Стандарта раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731 от 23.09.2010 года).
Но, если в договоре управления МКД прописана обязанность управляющей организации по предоставлению собственникам иной информации, отличной от Стандарта раскрытия, и по другим формам отчётности с определённой периодичностью, то УК должна будет по запросу потребителей предоставить такие сведения.
Например, если в договоре управления МКД прописано, что УК предоставляет сведения о себестоимости работ и услуг, то собственники могут потребовать от своей управляющей организации предоставить им информацию, скажем, по стоимости инвентаря дворника.
Но существует судебная практика, когда суды встают на сторону управляющих организаций и отказывают собственникам в удовлетворении их исков, в которых они требуют обязать УК предоставить им всю запрашиваемую информацию.
И такое подтверждение мы находим в определении Свердловского городского суда №33-6605/2012 от 5 июня 2012 года, а также в Апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан №33-1394/2013 от 5 февраля 2013 года.
Непредоставление собственникам информации, не предусмотренной Стандартом раскрытия, не является для управляющей организации нарушением. За это её нельзя оштрафовать. Полный перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, указан п.3 Стандарта. Перечислим его:
- общая информация об УК, основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (годовая бухгалтерская отчётность и баланс с приложениями к нему, сведения о доходах и расходах, полученных и понесённых в связи с оказанием услуг по управлению МКД по данным раздельного учёта доходов и расходов);
- перечень МКД в управлении УК с указанием их адресов и основания управления по каждому дому;
- перечень МКД с расторгнутыми в прошлом году договорами управления с указанием их адресов и основания расторжения;
- общая информация об МКД в управлении с характеристиками дома (адрес, год, серия и тип постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества, уровень благоустройства, кадастровый номер (при наличии), конструктивные и технические параметры, системы инженерно-технического обеспечения и площадь земельного участка в составе общего имущества);
- информация о выполняемых работах и оказываемых услугах с указанием их стоимости по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, связанных с достижением целей управления МКД;
- информация об оказываемых коммунальных услугах (о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления КУ);
- информация об использовании общего имущества в МКД;
- информация о капитальном ремонте общего имущества в МКД, если решением общего собрания собственников управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома (формирование фонда капремонта на спецсчёте дома). Если средства собственников идут в “общий котёл”, то есть формируются в фонде капитального ремонта регионального оператора, то УК не должна размещать эти сведения;
- информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД с их результатами;
- отчёт об исполнении управляющей организацией договора управления за прошедший год;
- информация о случаях привлечения управляющей организации или её должностного лица к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД с приложением копий документов о применении мер административного воздействия и сведениями о мерах, принятых для устранения допущенных нарушений.
Почему УК не должна раскрывать собственникам информацию, не предусмотренную по Стандарту
По Стандарту раскрытия информации собственники не могут требовать предоставления им оригиналов и заверенных копий документов управляющей организации, если иное не предусмотрено в договоре управления.
Если в управляющую организацию поступил такой запрос от собственника, то ему следует предложить прийти в офис УК для ознакомления с документами.
При этом, необходимо уточнить, с какими конкретно документами собственник может ознакомиться по Стандарту раскрытия информации и ФЗ №152 от 27.07.2006 года «О персональных данных».
Уведомите собственника о том, что согласно требованиям ст.19 ФЗ №152 УК имеет право принимать меры для защиты своих персональных данных.
В связи с этим ознакомление собственника с документацией УК может сопровождаться регистрацией в специальном журнале и использованием видео- и фотосъемки во избежание хищения, уничтожения и порчи оригиналов документов.
Согласно п.
21 Постановления Правительства РФ №731 управляющие организации раскрывают информацию по формам Минстроя (Приказ №882/пр) на основании письменного запроса потребителя. Тут же даётся пояснение, что потребителями признаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещений в МКД (п.6 Стандарта раскрытия).
Таким образом, только собственники имеют право запрашивать у своей управляющей компании определённую информацию. Все остальные граждане и организации таким правом не обладают. То есть, если к вам обратился потребитель ЖКУ, не являющийся собственником помещения в МКД, то вы вправе отказать ему в предоставлении любой информации по запросу.
Для неограниченного круга лиц, как сказано в ПП РФ №731, существуют информационные стенды в офисах управляющих компаний и доски объявлений в подъездах МКД. Там предусмотренная Стандартом и ПП РФ №354 информация размещается специально для всех желающих с ней ознакомиться.
Всю информацию по формам Минстроя собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УК, портале Реформа ЖКХ и частично в ГИС ЖХ. В печатном виде сведения хранятся на информационных досках в офисе УК и на досках объявлений в подъездах МКД.
Собственники не могут принудить управляющую организацию предоставить им по запросу желаемую информацию, если иное не предусмотрено в договоре управления.
Всё только в рамках Стандарта раскрытия информации и только по формам Минстроя.
Также напоминаем, что ни действующее законодательство, ни договор управления не позволяет собственникам снимать с оригиналов документов копии любым способом.
Для ознакомления с информацией по Стандарту раскрытия управляющая компания может направить собственников на портал Реформа ЖКХ или сайт УК, указав соответствующие ссылки в письменном ответе на запрос.
Источник: http://irkobl.ru/sites/zhilnadzor/news/201054/