Занижение таможенной стоимости ответственность


Уклонение от уплаты таможенных платежей — состав преступления, способы и ответственность

Занижение таможенной стоимости ответственность

При перемещении товаров через границу необходимо делать денежные отчисления в бюджет Российской Федерации.

Если этого не сделать, то такой поступок может быть расценен в качестве уклонения от уплаты таможенных платежей, за что предусмотрены штрафные санкции, а в некоторых случаях — уголовное преследование.

Уголовное преследование возможно, когда размер платежей составляет более 1.000 МРОТ, в остальных случаях предусмотрено административное наказание.

Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:

  • Основная таможенная пошлина на товары.
  • Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
  • Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.

Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».

При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:

  • при подаче таможенной декларации,
  • перед подачей декларации.

В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.

 

Основные способы уклонения:

  • Занижение реальной стоимости товаров, чтобы снизить налогооблагаемую базу, как следствие — снизить общий размер таможенных пошлин.
  • Укрытие перемещаемого груза — человек может не указать в декларации некоторые товары и не уплатить за него таможенные пошлины.
  • Предоставление недостоверной информации с целью занижения налоговой базы или освобождения от уплаты тех или иных пошлин (например, алкогольные напитки могут быть указаны в декларации в качестве безалкогольных напитков — а значит, платить алкогольный акциз на них не придётся).

Фактически все противоправные действия, подпадающие под уклонение от уплаты таможенных платежей, связаны с прямым обманом — человек предоставляет работникам таможни поддельные документы с целью занижения налогооблагаемой базы либо для полного освобождения от уплаты налогов. Также человек может не обманывать таможенников напрямую, а просто не раскрывать всю правду (например, он может попытаться провезти через границу товар, которого нет в декларации).

Ответственность за нарушения уплаты и за неуплату

За неуплату таможенных платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность. В большинстве случаев административная ответственность наступает, если размер ущерба составляет менее 1.

000 МРОТ (напомним, что 1 МРОТ во второй половине 2017 года составляет 7.800 рублей), а сама административная ответственность регулируется статьей 16.22 КОаП.

Фактически эта статья говорит не столько об уклонении, сколько о нарушении порядка оплаты или просрочке уплаты таможенных платежей.

Если всё-таки действия подпадают под эту статью, то придётся заплатить штраф в зависимости от юридического статуса:

  • Вы частное лицо — штраф составит 500 — 2.500 рублей.
  • Вы должностное лицо — штраф составит 5.000 — 10.000 рублей.
  • Вы юридическое лицо — штраф составит 30.000 — 50.000 рублей.

За неуплату платежей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Если же размер ущерба превышает 1.000 МРОТ (то есть это преступление относится к категории крупных и особо крупных), то такое правонарушение может подпасть под статью 194 УК РФ. Основные признаки статьи 194 УК РФ следующие:

  • Объективная сторона преступления — это действие или бездействие человека, которое может проявляться по-разному. Это может быть укрытие товара, занижение его реальной рыночной стоимости (указание неправильных цифр в декларации, подделка документов и так далее), предоставление неверной информации, чтобы занизить налогооблагаемую базу либо полностью освободиться от уплаты налогов.
  • Субъективная сторона — это умысел. Иначе говоря, человек прекрасно понимает, что его поступки нарушат законодательство, повлияв на размер таможенных платежей, но он все равно желает уклониться. На момент совершения преступления человеку должно быть более 16 лет.
  • Достигнутый результат не имеет значения. Преступление считается оконченным в момент совершения действия или бездействия, что приводит к уклонению от уплаты платежей.

Для того, чтобы правильно рассчитать платежи начинающему бизнесмену надо знать порядок исчисления таможенных платежей.

Опытные участники ВЭД настоятельно советуют производить расчёты самостоятельно.
Что такое генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей подробнее здесь.

Это удобный инструмент для предпринимателей, заключивших долгосрочный контракт на поставки товаров.

Наказание здесь следующее:

  • Если размер ущерба находится в пределах 1.000 — 3.000 МРОТ (то есть, преступление относится к категории крупных), то основное наказание — это штраф, который составляет 100.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы или любого другого дохода за предыдущие 2-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 2 лет), лишение свободы (до 2 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 3.000 МРОТ (преступление относится к категории особо крупных) либо преступление совершено по предварительному сговору, то в таком случае предусмотрен штраф в размере 300.000 — 500.000 рублей или лишение заработной платы, или любого другого дохода, за предыдущие 1-3 года в пользу государства. Также могут применяться следующие наказания: принудительные работы (до 5 лет), лишение свободы (до 5 лет) и некоторые другие наказания.
  • Если размер ущерба составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Или преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, то в таком случае человека лишают свободы (от 5 до 10 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.
  • Если размер ущерба равен или составляет более 1.000 МРОТ (преступление относится к категории крупных и особо крупных), преступление совершено по предварительному сговору, а преступниками являются должностные лица. Либо преступление сопровождается насилием по отношению к работникам таможни, а само преступление совершено организованной группой, то в таком случае человека лишают свободы (от 7 до 12 лет), а также ему следует выплатить штраф, который не должен превышать 1.000.000 рублей. Могут применяться и другие наказания.

В заключение

Если вы перевозите через границу какие-либо товары, то следует уплатить таможенные пошлины. Если же вы попытаетесь обойти закон (например, не сообщите всю информацию о товаре, подделаете документы и так далее), то вы будете нести административную или уголовную ответственность.

Если размер ущерба составляет менее 1.000 МРОТ, то наказание будет административным и составит не более 50.000 рублей (а в большинстве случаев вы можете отделаться штрафом в размере 500 — 2.500 рублей, если вы являетесь частным лицом). Если же размер ущерба превысит 1.000 МРОТ, то вы будете нести уголовную ответственность (статья 194 УК РФ).

Дополнительная информация об ответственности за уклонение от уплаты платежей в этом видео:

По статье 194 УК РФ предусмотрены следующие наказания — крупные штрафы, общественные работы, лишение свободы и некоторые другие наказания.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Источник: https://ved.center/platezhi/uklonenie-ot-uplaty

Осторожно! Корректировка таможенной стоимости

Решение о корректировке таможенной стоимости товара – не приговор. С ним можно и нужно бороться. Тем более, бороться есть за что.

Стеценко Вадим Владимирович
Юрист

16 февраля 2016 года глава Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) А.Ю. Бельянинов подписал приказ №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Сегодня ФТС возглавляет уже другой человек, а приказ и ныне там.

Указанный документ призывает работников таможни минимизировать риски занижения таможенной стоимости, контролировать качество принимаемых решений, не допускать формального подхода к проведению дополнительных проверок.

За достаточно абстрактными формулировками скрывается вполне конкретный смысл: за установление таможенной стоимости, отличной от мнения ФТС, придется сражаться.

Действующее таможенное законодательство предоставляет таможенным органам большой объем полномочий. В случае обнаружения признаков недостоверности таможенной стоимости таможенный орган вправе провести дополнительную проверку.

При этом важно понимать, что «признаки недостоверности» – это открытый перечень, который таможенный орган может трактовать по своему усмотрению.

Чаще всего о недостоверности свидетельствует отличие стоимости товара, которую декларируете вы, от стоимости товара, которую представляет себе подразделение ФТС.

Очевидно, что ФТС, скорее всего, согласится с более высокой заявленной стоимостью товара. Но если стоимость будет ниже, то дополнительной проверки вряд ли удастся избежать.

Подобная тактика двойных стандартов обуславливается тем, что для подразделения ФТС важно, в первую очередь, обеспечить сбор необходимого количества таможенных платежей, который напрямую зависит от таможенной стоимости задекларированного товара.

Как правильно действовать при дополнительной проверке?

Дополнительная проверка, предусмотренная статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза, обязывает декларанта представить документы и сведения, которые помогут устранить недостатки в понимании того, почему ваша таможенная стоимость отличается от среднестатистической.

Необходимые документы указываются в решении таможенного органа о проведении дополнительной проверки. Такими документами могут быть прайс-лист производителя товара, сертификат происхождения товара, оригинальный инвойс к поставке, различные бухгалтерские документы.

При этом список документов очень часто зависит не от специфики товара, а от шаблона, принятого в том или ином подразделении ФТС.

Однако предоставление вами всех документов из списка запрашиваемых сведений не гарантирует того, что таможенный орган согласится с заявленной таможенной стоимостью.

Важно отметить, что, согласно судебной практике, непредставление некоторых документов само по себе не является основанием для корректировки таможенной стоимости.

Более того, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми он располагает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.

Исключением, конечно, будет являться непредставление доказательств совершения сделки, на основании которой приобретен товар.

Несмотря на указанные возможности, которые могут избавить вас от обязанности представления некоторых документов, об этих документах не стоит забывать. Важно представить объяснения причин, по которым вы не можете передать в таможенный орган какие-либо сведения.

Во-первых, дополнительная проверка – формальная процедура, поэтому к ней стоит подойти максимально формально, чтобы не дать таможенному органу произвести корректировку стоимости автоматически.

Во-вторых, в случае судебного разбирательства суд, признав причины непредставления доказательств на стадии дополнительной проверки уважительными, начнет исследовать их в рамках судебного процесса.

Обжалование решения таможенного органа по корректировке стоимости товара

Неудовлетворительный результат дополнительной проверки и, как следствие, решение о корректировке таможенной стоимости товара – не приговор. С ним можно и нужно бороться. А бороться есть за что.

Так, решение о корректировке таможенной стоимости означает, что увеличится размер таможенных платежей. Более того, исходя из пункта 2 статьи 16.

2 КоАП РФ предоставление недостоверных сведений о таможенной стоимости товара влечет за собой наложение штрафа в размере от 1/2 до двукратной суммы таможенных пошлин, а также может повлечь конфискацию товаров, явившихся предметом нарушения.

Законодательство предоставляет декларанту право обжалования решения таможенного органа. При этом решение может быть обжаловано в таможенные органы и/или суд. Важно понимать, что споры с таможенным органом, которые будут рассматриваться в вышестоящем таможенном органе, – далеко не самое перспективное мероприятие.

Следуя приказу ФТС №280 от 16 февраля 2016 года, должностные лица таможенных органов, в первую очередь, будут обеспокоены сбором налогов и таможенных платежей, а не справедливостью решения о корректировке для одного отдельно взятого декларанта.

К тому же судебный процесс, который прямо следует принципу состязательности, представляет декларанту больше возможностей для восстановления нарушенных прав и законных интересов.

Сделанный вывод подтверждается еще и тем, что судебная практика сформировала прочную позицию, согласно которой заявленная декларантом таможенная стоимость должна презюмироваться как достоверная. А факт ее несоответствия действительности таможенный орган должен еще доказать.

Помимо уже отмеченной возможности представить новые доказательства таможенной стоимости в ходе самого судебного разбирательства, судебная практика сформировала еще одно полезное средство борьбы с таможенным органом.

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 года №13328/12, факт самостоятельной корректировки декларантом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Таким образом, факт того, что вы изначально согласились с решением о корректировке (например, для ускорения процесса по реализации товара) не лишает вас права обжаловать решение таможенного органа в будущем – естественно, в рамках установленного законом срока.

Как победить таможенный орган в суде?

Выбор суда, в который следует обжаловать действия таможенного органа, зависит от двух факторов. Во-первых, если декларантом является физическое лицо, то споры подобного рода будут рассматриваться в судах общей юрисдикции.

В случае если декларантом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то его заявление будет рассмотрено арбитражным судом.

Во-вторых, выбор того или иного арбитражного суда или суда общей юрисдикции зависит от местонахождения таможенного органа, который принял решение о корректировке таможенной стоимости товара.

Так, если юридическое лицо оспаривает решение Шереметьевской таможни, то судебное разбирательство состоится в Арбитражном суде Московской области.

При подготовке заявления о признании решения таможенного органа незаконным принципиально важно собрать необходимые доказательства. По сути, указанным заявлением вы заново инициируете рассмотрение вопроса о достоверности заявленной стоимости – только уже на судебном уровне.

Поэтому суд обязан проверить сведения, которые были в распоряжении у подразделения ФТС в тот момент, когда оно принимало решение.

Однако, как уже было отмечено, вы можете представить не только те документы, что были в распоряжении у таможенного органа, но и другие, которые вы по объективным причинам представить не смогли.

Важно понимать, что бремя доказывания в судебном разбирательстве несет государственный орган, который принял потенциально необоснованное решение. Поэтому именно он должен совершать активные действия по защите своих интересов.

Принятое в вашу пользу решение позволит взыскать с таможенного органа излишне уплаченные денежные средства, государственную пошлину, а также стоимость юридических услуг, если таковые были оказаны.

Безусловно, судебный орган не осуществляет функции таможни, а значит, принятое решение не сможет стать безусловным прецедентом, который поможет избежать корректировки в будущем.

Однако ссылка на судебный акт во время дополнительной проверки создаст должное впечатление у любого работника таможни.

Таким образом, необходимо отметить, что споров с таможенными органами не стоит бояться. Таможенники руководствуются достаточно «плоскими» принципами, которые основаны на фискальной (налогово-бюджетной) функции таможенной службы.

И страх того, что сотрудники таможенного подразделения начнут к вам относиться хуже, рано или поздно приведет к тому, что ваши права будут нарушаться снова и снова.

И если вы не будете даже пытаться их защищать, то чем в таком случае таможенные платежи отличаются от дани?

Статья написана специально для сайта ИНТЕЛЛЕКТ-С

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

коммерческие споры

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ostorozhno_korrektirovka_tamozhennoy_stoimosti/

Таможенный контроль: нарушения и ответственность

Заполнение и подача таможенной декларации на товар – сложная процедура, у которой много нюансов и «подводных камней». Если компания раньше не занималась этим и не имеет в штате профессионального специалиста по ВЭД, необходимо тщательно изучить таможенное законодательство, дабы не столкнуться со штрафами и конфискацией груза.

Мы расскажем вам о том, какие нарушения наиболее опасны и о том, как их избежать.

Недостоверное декларирование

Статья 16.2 КоАП РФ – «недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Статья предусматривает 3 возможных вида нарушения:

  • Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию

    Фактически, таковое нарушение рассматривается как попытка скрыть от государства факт ввоза товара на территорию страны.

    Предполагает штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой.

  • Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений

    Нарушение предполагает указание в декларации сведений, таких как наименование товара, описание, классификационный код ТН ВЭД, страна происхождения и т.д., не соответствующих реальным свойствам товара – если такие сведения могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

    Иными словами, если указанные в декларации сведения как-то влияют на таможенную стоимость товара, любое их искажение, преднамеренное или нет, рассматривается как попытка занижения размера таможенных пошлин и налогов.

    Влечет за собой штраф влечет в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

  • Заявление недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения запретов или ограничений, установленных таможенным законодательством.

    Существует перечень товаров, запрещенных или ограниченных ко ввозу на территорию Таможенного Союза.

    Попытка искажения сведений о товаре с целью обойти эти запреты и ограничения влечет за собой штраф в от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

Статья Статья 16.12 КоАП РФ. Оговаривает ответственность за несоблюдение сроков при подаче декларации и сведений. Статья включает в себя 5 возможных видов нарушения:

  • Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.

  • Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров – штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

  • Непредставление в установленный срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля — штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

  • Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.

  • Неисполнение обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля — штраф от 200 до 300 тысяч рублей.

Письмо ФТС России № 18-19/00474 о применении норм КоАП РФ (открыть файл) >

Как избежать нарушений и штрафов

Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.

Однако содержать свой собственный штат декларантов дорого, далеко не для всех компаний это оправдано. Как же быть в этом случае?

Мы рекомендуем отдавать таможенное оформление на аусторсинг, обращаясь в компанию, которая специализируется на таможенном оформлении и обладает необходимым опытом и кадрами.

AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.

Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!

Есть вопросы? Обращайтесь:

+7 (495) 729-51-04 (Москва)

+7 (499) 7590-158 (Москва)

8 (800) 2000-158 (бесплатно по России)

E-mail: moscow@akfa.ru

Услуги AKFA

Источник: https://www.akfa.ru/o-kompanii/info/otvetstvennost/

Minstroy39.ru
Добавить комментарий