- Области финансов
- Принципы муниципальных и государственных органов в области финансов
- Государственное управление в области финансов
- Механизмы регулирования финансовых споров
- Понятие финансово-правового спора
- Подведомственность финансово-правовых споров
- Рассмотрение финансово-правовых споров в судах
- Порядок судебного рассмотрения финансово-правовых споров
Области финансов
Области финансов – это отрасли хозяйствования (экономики) страны или субъектов, в которых регулируются вопросы денежного регулирования, организации управления, принципы и правила финансовой деятельности.
Принципы муниципальных и государственных органов в области финансов
При выполнении своих функций органы государственного и местного управления работают с соблюдением целого ряда принципов. Все они регулируются Конституцией Российской Федерации и направлены на обеспечение нормальной работы экономики страны во всех сферах финансовой деятельности. К основным принципам работы можно отнести:
1. Принцип приоритета общественных интересов. Здесь идет речь о первостепенной роли муниципальных и государственных образований в области финансирования.
Суть этого принципа заключается в активном применении возможностей финансово-правовых институтов, позволяющих наладить нормальную работу в финансовой сфере с учетом общих задач.
На завершающем этапе реализация принципа приоритета влияет на интересы каждой конкретно взятой личности и имеет ключевое значение в условиях кризиса.
2. Принцип федерализма. Организация деятельности в области финансов требует четкого соблюдения интересов всех сторон – как субъектов Федерации, так и общефедеративных интересов. Данный принцип обеспечивается, благодаря своевременному поступлению ресурсов, необходимых для реализации важных задач для субъектов Федерации и государство в целом.
3. Принцип единения денежной системы и финансовой политики. Данные структуры Федерации имеют право на самостоятельную деятельность, но только при условии, что она не выходит за пределы финансовой политики страны. В основе единства лежит система налогообложения, единый порядок финансирования бюджета и так далее.
4. Принцип равноправия субъектов РФ. Основная суть – одинаковые требования ко всем субъектам Федерации в области финансов, правового регулирования и ведения финансовой деятельности.
5. Принцип самостоятельности органов муниципальной власти. В своей работе все субъекты Федерации имеют полное право по своему усмотрению утверждать и заниматься исполнением местного бюджета. Кроме этого, им дается право образования и применения внебюджетных целевых фондов, установления налоговов на местном уровне (с учетом законов РФ) и проведение их сборов.
6. Принцип социальной направленности. Данное положение расписано в Конституции Российской Федерации. Политика страны направлена на обеспечение достойной жизни граждан, их свобод, создание нормальных условий труда, забота о здоровье, обеспечение нормальной заработной платы не ниже установленного минимума, поддержка материнства и отцовства, развитие социальных структур и так далее.
7. Принцип гласности. Его основы прописаны в нормах Конституции РФ. Смысл – в необходимости официальной публикации законов, относящихся к области финансов.
Все нормативные акты, которые тем или иным образом затрагивают обязанности человека, его права и свободы, не должны применяться без предварительного оповещения через соответствующие публикации.
К примеру, в налоговом кодексе все изменения вступают в силу не ранее, чем через один месяц с момента печати.
8. Принцип плановости. Его суть заключатся в том, что на всех уровнях (как государственном, так и муниципальном) могут составляться специальные программы (планы), направленные на использование и распределение финансовых активов.
Здесь речь идет о формировании внебюджетных фондов, бюджетов различных уровней и так далее.
В условиях рыночной экономики при формировании планов основной упор делается на рыночные механизмы в сфере товаров и услуг, а не на директивные предписания, как это было ранее.
9. Принцип законности отображает необходимость строгого соблюдения всех финансовых и правовых норм в спорах, которые возникают между сторонами финансовой деятельности, а также органами управления на региональном уровне.
Государственное управление в области финансов
В Российской Федерации создано и работает множество субъектов, задача которых – эффективное управление в области финансов, поддержание и регулирование экономики в стране.
При этом каждый из субъектов выполняет свою задачу и гарантирует ее четкое исполнение в пределах собственной компетенции. Так, к основным органам власти в области финансов можно отнести:
1. Правительство РФ берет на себя ключевые функции управления в области финансов – разработку бюджета и его реализацию, обеспечение единой политики государства (денежной, финансовой и кредитной), разработку налоговой политики и контроль ее исполнения, оптимизацию бюджетной системы, регулирование рынка ценых бумаг и так далее.
Основные задачи Правительства РФ – устранение инфляции, нейтрализация ее негативного действия на экономику и общий уровень жизни, строгий контроль государственного долга и обеспечение его своевременного погашения, ликвидация и сокращение дефицита в бюджетной сфере, снижение объема дотаций и субсидий, пересмотр налоговых льгот и так далее.
2. Министерство финансов РФ – это ключевой орган власти, на который возложен целый ряд задач в области финансовой деятельности.
Минфин занимается выработкой государственной финансовой политики, а также осуществляет нормативно-правовое регулирование в валютной, банковской, аудиторской и страховой сфере.
Кроме этого, Министерство финансов регулирует сферу бухгалтерской отчетности, отрасли переработки (обогащения) драгоценных металлов, определяет таможенную стоимость товаров, организует и проводит лотереи, финансирует государственные службы и так далее.
Министерство финансов берет на себя функции координации и контроля целой группы служб, которые находятся в его ведении и подчинении. К таковым можно отнести Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, налоговую службу, службы федерального надзора и финансового мониторинга, а также Федеральной казначейство.
3. Росфиннадзор – федеральная служба финансово-бюджетного надзора. К ключевым задачам организации относится осуществление контролирующих и надзорных функций в отношении работы финансово-бюджетной отрасли, а также выполнение функций органа валютного контроля. Кроме этого, Росфиннадзор контролирует:
— выполнение законов в отношении валютных операций всеми резидентами и нерезидентами РФ, а также требований нормативных актов по валютным сделкам;
— правильность применения средств национальных внебюджетных фондов, госбюджета и материальных ценностей, находящихся во владении страны;
— четкость контроля со стороны властных структур субъектов Российской Федерации, органов самоуправления и так далее.
4. Федеральная служба по финансовому мониторингу берет на себя функции структуры, препятствующей незаконному отмыванию доходов, полученных нелегальным путем. Кроме этого, к функциям Росфинмониторинга относится предотвращение финансирования терроризма, а также эффективная координация деятельности в сфере федеральных органов власти.
Росфинмониторинг через свои каналы осуществляет контроль исполнения всеми субъектами требований законодательства РФ, привлекает к ответственности нарушителей, проводит сбор, обработку и анализ данных о всех проведенных финансовых операциях.
5. Федеральное казначейство – не менее важный орган исполнительной власти страны. К его функциям относится обеспечение выполнения бюджета, кассовое обслуживание, контроль проведения операций с капиталом госбюджета со стороны главных распорядителей и получателей денег.
Главные функции Федерального Казначейства следующие:
— проведение учета операций по кассовой реализации бюджета страны;
— передача информации основным распорядителям относительно лимитов бюджета, общей бюджетной росписи и объемов финансирования, а также контроль выполнения норм;
— открытие и ведение лицевых счетов, оформление реестра распорядителей, а также получателей средств из государственного бюджета;
— открытие в Центральном Банке счетов для учета бюджетных и прочих средств согласно законов Российской Федерации;
— составление и предоставление в Министерство финансов отчетов по ведению и исполнению федерального бюджета;
— кассовое обслуживание бюджетной системы страны.
Источник: https://utmagazine.ru/posts/10251-oblasti-finansov
Механизмы регулирования финансовых споров
Субъекты финансовых правоотношений не свободны в своих действиях, они обязаны строго соблюдать действующее законодательство, выполнять соответствующие инструкции и другие нормативные акты. Отклонения от требований, предусмотренных финансовым правом, нарушения установленных норм, неправильное их толкование порождают разногласия, которые ведут к возникновению финансовых споров.
Судебная защита интересов субъектов финансового права является одним из важных направлений становления России как демократического государства, поскольку предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам отстаивать свои интересы, которые могут быть нарушены неправомерными действиями должностных лиц органов государственной или муниципальной власти.
Понятие финансово-правового спора
Определение 1
Финансово-правовой спор – это самостоятельный вид спора, возникающий между частными и публичными субъектами права в сфере финансовых отношений.
Ему присущи следующие черты:
- финансово-правовой спор представляет собой процессуальную категорию;
- сущность финансово-правового спора заключается в разногласиях между субъектами отношений, одним из которых всегда выступает орган государственной или муниципальной власти;
- возникший до судебного рассмотрения финансово-правовой конфликт не имеет юридического значения спора, поскольку с такими разногласиями закон не связывает никаких правовых последствий;
- финансово-правовой спор возникает с момента обращения заинтересованного лица с иском об устранении юридического конфликта в соответствующий суд;
- финансово-правовой спор возможен лишь при наличии правовой свободы, исключающей любое принуждение.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основными причинами возникновения финансово-правовых споров являются:
- нарушение финансового законодательства органами государственной или муниципальной власти, вызванные пренебрежительным отношением должностных лиц различного уровня к соблюдению прав граждан;
- неисполнение или недобросовестное исполнение финансового законодательства гражданами или юридическими лицами (неуплата налога, нецелевое использование выделенных денежных средств и т.п.);
- различное толкование действующего финансового законодательства органами власти и гражданином;
- наличие пробелов в финансовом законодательстве;
- добросовестное заблуждение относительно содержания или объема прав гражданина, предъявление к органам власти необоснованных требований.
Замечание 1
По своей сути, финансово-правовой спор представляет собой разногласия, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права.
Подведомственность финансово-правовых споров
При толковании и применении норм, определяющих компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов, зачастую возникают серьезные проблемы, которые порождают споры о подведомственности конкретного дела.
Поэтому на практике возникают ситуации, когда и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды признают те или иные дела не относящимися к их компетенции.
В результате, заинтересованные лица не могут реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливают, что если в ходе разбирательства дела будет выявлена его неподведомственность данному суду, то производство прекращается. И истец бывает вынужден начинать процесс защиты своих прав заново: опять составлять и подавать исковое заявление, уплачивать государственную пошлину, представлять доказательства и т д.
Особенности структуры судебной системы Российской Федерации порождают ряд общих проблем. Наиболее серьезными из них являются:
- отсутствие механизма, позволяющего определить, действует ли данный судебный орган в пределах своей компетенции;
- отсутствие процессуального порядка передачи дел между судами различных подсистем в случае, если истец ошибся и обратился не в тот орган;
- критерии подсудности дел специализированными судами в действующем законодательстве определены зачастую нечетко или неполно, они нуждаются в совершенствовании и уточнении.
Рассмотрение финансово-правовых споров в судах
Судебная форма отстаивания законных интересов граждан в финансовой сфере характеризуется следующими преимуществами:
- защиту осуществляет специальный орган, созданный для рассмотрения споров о праве;
- заявленные требования разрешаются на основе норм финансового права;
- обстоятельства дела исследуются в порядке, который гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
- в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.
Судам общей юрисдикции в настоящее время подведомственны следующие виды финансово-правовых разногласий:
- споры, связанные с нарушением органами государственной или муниципальной власти прав граждан в сфере социального обеспечения;
- иски о взыскании с граждан недоимки по налогам и государственному обязательному страхованию, таможенных и иных платежей;
- иски о взыскании ущерба с нарушителя за незаконную добычу объектов животного мира;
- иски органов государственной или муниципальной власти о принудительном изъятии (выкупе) земельных участков;
- иски о взыскании вреда, наступившего вследствие неправомерных действий органов дознания, предварительного следствия и суда;
- споры, связанные с реабилитацией жертв политических репрессий;
- иски граждан о взыскании с органов социального обеспечения различных пособий.
Замечание 2
Приведенный перечень видов финансово-правовых споров не является исчерпывающим, так как суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции.
Порядок судебного рассмотрения финансово-правовых споров
Разрешение финансово-правого спора судом общей юрисдикции осуществляется в последовательном порядке, определенном нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Для данного процесса характерны следующие стадии:
- возбуждение производства по делу, которое происходит в случае, если истец обращается в суд с заявлением, оформленным в соответствии с установленными требованиями;
- подготовка дела к судебному разбирательству, в ходе которого уточняются заявленные требования, стороны собирают необходимые доказательства, к процессу привлекаются заинтересованные лица и эксперты;
- судебное разбирательство, когда судья единолично рассматривает материалы дела, выслушивает вызванных лиц и разрешает спор по существу.
При рассмотрении споров о взыскании с граждан налогов в судах часто возникает вопрос: какая из сторон должна доказывать правомерность своих действий или бездействия? Пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ устанавливает, что привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Это должны делать налоговые органы.
Замечание 3
Но в ряде случаев обязанность доказывания лежит на налогоплательщике. Например, если речь идет о праве пользования льготами, снижении налогооблагаемой базы. Именно налогоплательщик обязан доказывать обстоятельства, так или иначе уменьшающие его налоговое бремя.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/finansovye_pravootnosheniya/mehanizmy_regulirovaniya_finansovyh_sporov/