Международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией

Содержание
  1. Советы юриста: что должны знать российские владельцы зарубежных счетов о соглашении об обмене финансовой информацией
  2. Что это за документ?
  3. Как будут проверять статус нерезидента?
  4. Какие счета попадут под обмен информацией?
  5. Какая информация станет доступна налоговым органам
  6. Куда будет передана информация?
  7. Когда начнет действовать соглашение?
  8. Автоматический обмен налоговой информацией (CRS) 2018
  9. Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды
  10. Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на июнь 2019 г
  11. ВАЖНО!
  12. Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании
  13. Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице
  14. Какая именно информация будет передаваться и как часто
  15. В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице
  16. В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу
  17. Что нужно знать налогоплательщику об автоматическом международном обмене финансовой информацией (CRS)ы
  18. Покажем, как будет работатьCRS на примере
  19. Чем мы можем быть полезны?
  20. Автоматический обмен финансовой информацией
  21. Перечень государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2018 г. N ММВ-7-17/360@ )
  22. Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией
  23. Международный обмен информацией о зарубежных счетах
  24. Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?
  25. Ситуация с США
  26. Что будет дальше?
  27. Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?
  28. Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?  
  29. Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?
  30. Каково состояние дел сейчас в РФ?

Советы юриста: что должны знать российские владельцы зарубежных счетов о соглашении об обмене финансовой информацией

Международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией

14 июля 2017

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) ОЭСР.

Как показал опрос Tranio и Adam Smith Conferences*, число состоятельных россиян, имеющих счета в зарубежных банках и уведомивших о них российские налоговые органы, с тех пор увеличилось с 10 до 40 %.

Что это за документ?

Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией — это международный договор, обязывающий банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших соглашение, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают собранные данные налоговым органам тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.

К соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия). Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР.

По результатам опроса, те россияне, кто выводят капитал в юрисдикции, не участвующие в соглашении, чаще делают выбор в пользу Сингапура, который присоединится к соглашению в следующем году, но не будет обмениваться информацией с Россией, и США. Другие популярные ответы — Армения, Сербия и Черногория.

Как будут проверять статус нерезидента?

Нерезидент — тот, кто получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой. Поэтому в первую очередь при открытии счёта финансовые институты будут запрашивать адреса проживания и доставки почты и телефон (факс).

Если возникнут сомнения, банк может проверить IP адрес, с которого используется интернет-банкинг, и резидентство лица, которому выдается доверенность на распоряжение счетом.

Регулярный перевод денежных средств в другую юрисдикцию, скорее всего, вызовет подозрения, поэтому он также может войти в перечень проверки.

Какие счета попадут под обмен информацией?

Информация будет передаваться о:

  • счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
  • корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любая организационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50 % дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

Счета, которые представляют низкий уровень риска, выведены из-под отчета:

  • пенсионные;
  • срочного страхования жизни;
  • условно-депозитные;
  • счета юридических лиц, открытые до конца 2015 года (для стран «второй очереди» — 2016), остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года (однако и государство, и банк должны согласиться с условием не обмениваться информацией по таким счетам).

Какая информация станет доступна налоговым органам

По каждому подотчетному счету будут собираться и передаваться:

  • сведения о контролирующем лице (полное имя, дата и место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН);
  • номер счета или иной идентифицирующий признак (если счет не номерной);
  • финансовая информация (валюта счета, текущий баланс, полученная выручка от активной коммерческой деятельности, полученная прибыль от пассивных инвестиционных операций);
  • информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.

Таким образом налоговые органы косвенно получат и информацию о зарубежных активах своих резидентов на основании данных по операциям на счетах.

Куда будет передана информация?

Информация о счёте активной иностранной компании (чей доход от пассивных источников не превышает 50 % от общего дохода) передаётся только в государство её резидентства, данные же о счете пассивной компании — как в страну её резидентства, так и в страны резидентства её бенефициаров.

К примеру, у зарегистрированной в Великобритании компании открыт счёт в банке БВО. Бенефициар компании — российский налоговый резидент. Если компания считается активной, то информация о её счетах будет передана только в налоговые органы Великобритании. Если банк квалифицировал компанию как пассивную нефинансовую структуру, то информацию о счетах компании получат как британские, так и российские налоговые органы.

Как считают банкиры, не более 50 % россиян, имеющих контролируемые иностранные компании (КИК), сообщают о них налоговым органам. Те, кто не хочет сообщать о своих КИК, чаще всего преобразовывают их в структуры без формальных критериев контроля или переводят компании на имена номинальных владельцев.

Когда начнет действовать соглашение?

В рамках обмена информацией выделяют два потока:

  1. «первая очередь» стран («early adopters») приступает к обмену в 2017 году и передаёт информацию за 2016. К ним относятся большинство стран территориальной Европы: Кипр, Великобритания, Испания, Германия, Эстония.
  2. страны «второй очереди» приступают к обмену в 2018 и передают данные за 2017 год. В эту группу входят Швейцария, ОАЭ, Сингапур, Панама, ряд островных государств и Россия.

На территории Евросоюза единый стандарт обмена информацией (Common Reporting Standard, CRS) был внедрён в виде поправок к директиве ЕС об административном сотрудничестве (EU Directive on Administrative Cooperation — DAC2).

Страны, которые не входят в ЕС, должны подписать специальные двусторонние протоколы с другими участниками соглашения, внести необходимые изменения в законодательную базу и обеспечить технические условия для передачи информации.

К настоящему моменту заключено более 1 800 соглашений, большинство из них — между странами «первой очереди». В декабре 2017 ОЭСР опубликовала список стран, которые приступят к обмену финансовой информацией с Россией в 2018 году.

Как показал опрос, большинство тех, кто не хочет сообщать российским налоговым органам о своих зарубежных счетах, фактически меняют налоговое резидентство — это единственный законный способ не сообщать государству о своих зарубежных активах.

Таким образом, присоединение России к CRS кажется достаточно эффективной мерой в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Мы прогнозируем рост числа заявивших о своих иностранных счетах, особенно после того, как начнут действовать санкции против нарушителей. Наша рекомендация в новых условиях отказа от идеи банковской тайны — структурировать свою деятельность максимально корректно согласно требованиям регуляторов.

*В опросе приняли участие 60 прайвет-банкиров, работающих с владельцами крупных капиталов

Материал подготовлен для ImmigrantInvest.com

Источник: https://tranio.ru/articles/sovety-yurista-chto-dolzhny-znat-rossiyskie-vladelcy-zarubezhnykh-schetov-o-soglashenii-ob-obmene-finansovoy-informaciey/

Автоматический обмен налоговой информацией (CRS) 2018

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет.

Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.

org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с «Россией» вместо нулей появились цифры «Россия 56/73», это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Актуально на 04.06.2019 г.: «Россия 65/92«.

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

Как было указано выше, всего таких стран 91 — количество довольно внушительное.

Это АвстрияАндорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, ГонконгДания, Джерси, ИсландияИспания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр,  Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, ФранцияХорватия, Эстония, Южная Африка, Япония.

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.

Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.

За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. со странами обмена за налоговый период с с 01 января по 31 декабря 2017 г.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на июнь 2019 г

К таким странам в том числе относятся:

  • США (не присоединились к CRS)
  • Канада (не присоединилась к CRS)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Сербия (не присоединилась к CRS)
  • Македония (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения)
  • Великобритания (ЗА 2018 ГОД)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира  в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться  1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts”  — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности.  цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является «активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.

Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

Источник: https://gidprava.ru/mnp/2017/12/24/automatic-exchange/

Что нужно знать налогоплательщику об автоматическом международном обмене финансовой информацией (CRS)ы

25.05.2017 # Налоги Розничная торговля Нефтегазовая отрасль Информационные технологии Строительство Фармацевтика

12 мая 2016 года Федеральная налоговая служба от имени России подписала соглашение об автоматическом международном обмене финансовой информацией.

Таким образом, Россия присоединилась к Соглашению о применении Стандарта CRS (Common Reporting Standards), одобренному советом Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15 июля 2014 года.

 В рамках данного Соглашения ФНС РФ начнет с сентября 2018 г. в автоматическом режиме получать информацию от иностранных налоговых органов в отношении резидентов РФ.

В основе идеи автоматического обмена финансовой информацией лежит закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), принятый в США в 2010 году.  FATCA направлен на предупреждение сокрытия от налоговой службы США доходов, полученных американскими гражданами и компаниями за рубежом.

По данному закону финансовые организации стран, подписавших соглашения с властями США, обязаны выявлять и сообщать информацию об американских клиентах либо в налоговые органы США, либо в налоговые органы по месту своей регистрации.

Надо отметить, что Россия также присоединилась к этому законодательному акту.

Присоединившиеся к Соглашению о применении CRS страны (на текущий момент их 88, включая Россию), обязуются собирать определенную информацию об иностранных лицах, владеющих счетами на территории присоединившегося государства.

Рассматриваемое Соглашение иногда называют европейским FATCA, однако, очевидно, что CRS примет глобальный характер, т.к. уже сейчас к Соглашению присоединились многие не европейские страны.

Вне данного Соглашения должны остаться только юрисдикции, мало привлекательные для ведения бизнеса или хранения накоплений, что еще больше маргинализирует их в глазах мирового сообщества и сделает их окончательно непригодными для использования, по крайней мере, для владельцев капиталов, полученных легальным путем.

При этом многие традиционные оффшорные территории присоединились к Соглашению (например, Британские Виргинские острова, остров Мэн).

Подписание Соглашения об автоматическом обмене информацией самое важное, но не единственное условие для такого обмена.

Все присоединившиеся страны должны будут соответствующим образом изменить свое национальное законодательство для целей применения CRS.

Наша страна также не является исключением. Подготовлен проект федерального закона об имплементации CRS, принятие которого даст старт к исполнению требований Соглашения в России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=41254). Согласно п. 1 ст.

2 данного законопроекта предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2017 года. В таком случае в 2018 году Россия начнет производить автоматический обмен данными с другими странами за 2017 год.

Однако с учетом многочисленных замечаний и поправок к законопроекту, скорее всего, закон вступит в силу не ранее 2018 года. Соответственно, обмен информацией начнется с 2019 года.

При этом первый обмен информацией в рамках CRS среди стран, входящих в БРИКС, будет произведен Индией уже в 2017 году по итогам 2016 года. Среди других стран, которые будут обмениваться информацией о счетах налоговых резидентов друг друга в этом году такие популярные в России юрисдикции, как: Кипр, Латвия, Эстония и др.  

Источниками и сборщиками информации согласно параграфу A раздела VIII и параграфу А раздела I CRS (http://www.keepeek.

com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/standard-for-automatic-exchange-of-financial-account-information-in-tax-matters/common-reporting-standard_9789264216525-5-en#page1) будут финансовые институты присоединившихся стран.

К таким финансовым институтам относятся, прежде всего, банки, брокеры, инвестиционные компании, страховщики, депозитарии, МФО и т.п.

Обмен финансовой информацией будет осуществляться не по запросу, а в автоматическом режиме один раз в год по итогам прошедшего года, путем выгрузки в унифицированном виде предусмотренных в стандарте CRS данных в общую базу, к которой будут иметь доступ уполномоченные государственные органы обменивающихся информацией стран. В России это будут органы налоговой и, вероятно, таможенной служб.

Информация будет представляться финансовыми институтами стран, прежде всего банками, по цепочке своим налоговым органам, и далее, посредством автоматического обмена информацией – налоговым органам заинтересованных стран.

Так, ФНС РФ будет получать от российских финансовых институтов информацию об иностранных налоговых резидентах, передавать данную информацию налоговым органам соответствующих стран и, в свою очередь, получать от зарубежных налоговых органов информацию о российских налоговых резидентах.

Общая схема представления информации в рамках CRS следующая:

Объем представляемой финансовым институтом информации, согласно параграфу А раздела I CRS, в целом по физическим и юридическим лицам можно увидеть в таблице ниже.

ОбъектСведения Компания Физическое лицо — бенефициар компании Остальные физические лица
Имя/наименование налогоплательщика + + +
Юрисдикция, к которой относится налогоплательщик +                 +                 +
Идентификационный номер   +     +    +  
Дата рождения    +     +  
Место рождения    +     +  
Адрес  +      +     +  
Номер счета  +      +   
Наименование финансового института   +      +  
Баланс по счету  + 
Сумма дохода по счету за отчетный период  + 

Отметим, что данные по счетам будут предоставляться вне зависимости от даты открытия счетов (до или после присоединения страны к Соглашению).

Порядок применения CRS в отношении физических лиц достаточно понятен. Информация о владельцах счетов в иностранных банках будет передаваться в налоговый орган по месту налогового резидентства владельцев данных счетов.

Забегая вперед отметим, что если автоматический обмен информацией по счетам юридических лиц осуществляется только при условии превышения баланса по счету суммы в 250 000 USD на 31 декабря года, за который передается информация, то по счетам физических лиц никаких ограничений не предусмотрено (параграфы А, В, Е раздела V CRS).

Информация будет раскрыта по факту открытия данного счета вне зависимости от суммы оборота и остатка на нем. При этом по счетам с остатком свыше 1 000 000 USD информация будет предоставляться в приоритетном порядке.

Порядок применения CRS в отношении юридических лиц сложнее.

Финансовому институту, в котором такое лицо соберется открываться счет, будет необходимо провести экспертизу клиента с целью определения, является ли компания активной или пассивной. CRS предусматривает критерии, позволяющие отнести компанию к активной.

Например, к активным компаниям отнесены компании, чьи акции регулярно обращаются на рынке ценных бумаг. Также учитывается структура доходов компании: являются ли они в большинстве (50%) активными или пассивными (дивиденды, проценты, роялти и т.п.).

Компании, не прошедшие экспертизу на активность, попадают в категорию пассивных.

Покажем, как будет работать CRS на примере

Господин N, являясь резидентом РФ, открывает иностранную компанию в Польше. Данная компания открывает счет в банке Великобритании. На 31 декабря сумма остатка по счету составит сумму, эквивалентную 500 000 USD.

Банк, учитывая положения законодательства Великобритании, отнес компанию к категории пассивных НФО.

Таким образом, банк предоставит информацию о компании и ее счете, а также информацию по бенефициару компании в свой налоговый орган.

Далее, налоговый орган Великобритании передаст информацию о компании и ее счете польским контролирующим органам, и информацию о компании, о ее счете и о бенефициаре компании – российским налоговым органам. Повторимся, что в отношении России это будет возможно не ранее 2018 года, когда наша страна станет полноценным участником Соглашения CRS.

Таким образом, налогоплательщикам, имеющим активы за рубежом, нужно готовиться к дополнительному раскрытию информации о таких активах.

Введение автоматического обмена информацией может негативно сказаться на российских налогоплательщиках, которые должным образом не сообщили (не отчитались) о наличии у них счетов в иностранных банках, либо о наличии контролируемых компаний, зарегистрированных на территории других государств. Что касается российских компаний, классифицируемых CRS в качестве финансовых, то таким компаниям в течение 2017 – 2018 гг.

предстоит серьезная работа по подготовке к применению CRS: осуществление дополнительного Due Diligence своих клиентов (прежде всего, для определения налогового резидентства и классификации компании в качестве активной или пассивной), изменению принципов документооборота и пр.

Чем мы можем быть полезны?

Налоговое моделирование- одна из услуг, которую вот уже 25 лет успешно предоставляет компания Камертон-АК. Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваши деньги работали на Ваш бизнес, а не уходили из него, то мы знаем, чем помочь Вам!

Ко всем публикациям

Источник: https://camer-ton.ru/publications/tax/chto-nuzhno-znat-nalogoplatelshchiku-ob-avtomaticheskom-mezhdunarodnom-obmene-finansovoj-informaciej-crs.html

Автоматический обмен финансовой информацией

А. Гордон

По состоянию на 29 июня 2018 года

Налоговый адвокат Гордон А.Э,

Автоматический обмен финансовой информацией осуществляется Российской Федерацией с поименованными в перечне иностранными государствами, в целях взаимной помощи по налоговым делам и обеспечению администрирования налогов.

Перечень иностранных государств для автоматического обмена финансовой информацией утвержден ФНС России 30 мая 2018г.

В перечень государств для автоматического обмена финансовой информацией вошли 73 участника, в том числе и оффшоры.

Российская Федерация предполагает автоматический обмен финансовой информацией с государствами и территориями, с которыми заключены соответствующие международные договоры и соглашения.

Международный автоматический обмен финансовой информацией осуществляется исключительно с компетентными органами иностранных государств, и представляет собой предоставление Федеральной налоговой службой России налоговым органам иностранных государств и получение ФНС России от налоговых органов иностранных государств  информации, предусмотренной международными договорами и соглашениями Российской Федерации по вопросам налогообложения, на автоматической основе.

По правилам Налогового кодекса РФ (статья 142.1) для автоматического обмена финансовая информация, это информация:

— об операциях, счетах и вкладах клиентов,

— о сумме обязательств страховщика, заключившего договор добровольного страхования жизни, перед клиентами или выгодоприобретателями,

— о сумме денежных средств и стоимости имущества указанных лиц, находящегося в распоряжении организации финансового рынка в соответствии с договором о брокерском обслуживании или договором о доверительном управлении организации финансового рынка,

— о стоимости имущества указанных лиц, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность,

— о пенсионных счетах указанных лиц,

— об обязательствах центральных контрагентов перед указанными лицами,

О выплатах и операциях:

— совершенныхсо счетами и вкладами,

— произведенными по договором добровольного страхования жизни,

— по договором доверительного управления имуществом (в том числе удостоверенным выдачей инвестиционного пая),

— по договором о брокерском обслуживании,

— по депозитарным договором,

— по пенсионным договором,

— по договорам с центральным контрагентом и иными договорами, в рамках которых организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Финансовая информация о клиентах передается организациями финансового рынка (статья 142.1 НК РФ):

— кредитные организации,

— страховщики, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни,

— профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность,

— управляющий по договору доверительного управления имуществом,

— негосударственный пенсионный фонд,

— акционерный инвестиционный фонд,

— управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда,

-центральный контрагент,

— управляющий товарищ инвестиционного товарищества,

— иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Перечень государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2018 г. N ММВ-7-17/360@ )

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2018, № 9, ст.

 1291) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г.

N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2017, N 40, ст. 5847), приказываю:

1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

Руководитель Федеральнойналоговой службы М.В. Мишустин

                                                                                                           Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2018 г.

Регистрационный № 51418

Приложение
к приказу ФНС Россииот 30.05.2018 г.

№ ММВ-7-17/360@

Перечень
государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/avtomaticheskiy-obmen-finansovoy-inf/

Международный обмен информацией о зарубежных счетах

21 ноя 2017  Екатерина  Пирогова  Все авторы

Под банковской тайной всегда подразумевался юридический принцип, согласно которому финансовая организация отказывалась предоставлять информацию о своих клиентах властям. Так работали наиболее респектабельные банки в Швейцарии, Сингапуре, Люксембурге, во многих офшорных государствах (и когда-то в России).  В последние годы даже в этих странах начали происходить изменения, благодаря которым как таковой «тайны» больше не осталось.

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA) под эгидой ОЭСР и присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией.

Согласно данному Соглашению компетентные (обычно налоговые) органы договорившихся стран будут в автоматическом режиме ежегодно обмениваться информацией по установленному стандарту.

Данный стандарт предполагает, что финансовые учреждения предоставляют информацию о счетах налоговых резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы договорившихся стран на двусторонней основе обмениваются этой информацией. 

Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.

), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами.

Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР. Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации.

К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие. 

Ситуация с США

США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA. США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну. Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала. 

Что будет дальше?

Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

  • банки
  • брокеры
  • депозитарии
  • страховые компании и другие

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать.

 Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения.

Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

  1. Идентификационные данные:

    для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

    для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  2. Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  3. Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  4. Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  5. По cчетам депо (Custodial Account):

    — общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    — общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  6. По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  7. По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?  

Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%.

Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%.

То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

Для рядового гражданина РФ, а точнее  валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента.

Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ).

Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством.

А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда  надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ.

В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

Каково состояние дел сейчас в РФ?

Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами.

 Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

Источник: https://rostsber.ru/publish/tax/foreign_accounts_info.html

Minstroy39.ru