- Рабочее время педагога: основные проблемы
- Является ли выходным методический день?
- А как на практике?
- Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
- НОРМИРУЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
- НОРМА ЧАСОВ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
- ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
- УМЕНЬШЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
- Особенности режима рабочего времени педагогических работников
- Продолжительность рабочего времени педагогов
- Продолжительность рабочего времени педагогов за ставку заработной платы
- Сфера образования и продолжительность рабочего времени педагогического работника
- Список и короткая характеристика должностей области образования
- Особенности регулирования времени работы учителей
- У кого какая продолжительность РВ
Рабочее время педагога: основные проблемы
Sep 21, 2017 · 5 min readФото с сайта Optiosolutions.com
Рабочий процесс педагога регулируется:
Итак, разберем по порядку основные аспекты.
Согласно статье 37 Конституции РФ «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду…; принудительный труд запрещен».
Трудовой кодекс дает четкое определение рабочему времени, а именно, — «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством относятся к рабочему времени».
Отметим, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, и отражать его в табеле учета рабочего времени.
Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.
Затем п. 1.1. Приказа № 536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников образования устанавливают правила регулирования такого времени педагогов, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций.
Что же включается в рабочее время педагога?
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается:
- учебная (преподавательская) и воспитательная работа;
- практическая подготовка обучающихся;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- научная, творческая и исследовательская работа;
- другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга и др.)
Важно отметить, что законодательно нормы рабочего времени установлены только для выполнения педагогами работы, связанной с учебной (преподавательской) деятельностью, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки (нормируемая часть педагогической работы).
К другой части педагогической работы работников, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Таким образом, педагог выполняет два вида работы:
- нормированная часть (преподавание);
- другая часть педагогической работы.
Если с первой частью все понятно, то вторая требует уточнений.
Итак, другая часть педагогической работы требует затрат рабочего времени и регулируется:
- педагогическими работниками самостоятельно (подготовка к осуществлению образовательной деятельности; участие в разработке рабочих программ);
- правилами внутреннего трудового распорядка(ведение журнала и дневников обучающихся; организация и проведение методической и диагностической помощи родителям (законным представителям) обучающихся);
- локальными нормативными актами (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических и методических советов (объединений); выполнение индивидуальной работы с обучающимися);
- трудовым договором (выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами)).
Внимание! В дни недели, когда организация функционирует, а педагог не занят преподавательской работой, свободен от выполнения иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется (п. 2.4. Приказа № 536).
Что нужно знать педагогам, чтобы воспользоваться своим правом, не нарушив, никаких правил и норм?
Одним из основных трудовых прав педагогических работников является их право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).
При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты (педагогам-психологам, старшим воспитателям дошкольных учреждений — 36 часов в неделю, старшим воспитателям других учреждений — 30 часов в неделю, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 часов в неделю и т.д.).
Внимание! Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий педагогов, которым установлена годовая норма часов учебной работы за ставку заработной платы (например, 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам СПО и ОППО).
Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года должно определяться соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Однако не определено, какими именно локальными нормативными актами необходимо регламентировать следующие направления деятельности:
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
- выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;
- участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях;
- периодические кратковременные дежурства в период осуществления образовательного процесса.
Поэтому ОО самостоятельно должно определять, какими конкретно ЛНА будет регулироваться такая деятельность. Например, это могут быть «Порядок участия педагогических работников в работе методических советов», «Должностная инструкция дежурного администратора» и др.
Конечно, совсем без регламентации ненормируемой части рабочего времени не всегда можно обойтись, поэтому локальными нормативными актами следует регулировать лишь ту часть ненормируемого рабочего времени, в пределах которой педагогические работники обязательно должны выполнять работу непосредственно в ОО. А какое конкретно количество часов следует отвести на выполнение такой работы, руководитель должен определить самостоятельно, исходя из особенностей своей организации, с учетом контингента обучающихся и их законных представителей, кадрового состава, материально-технического оснащения и т.п.
Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой.
Отметим, что педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий графики.
Является ли выходным методический день?
Нет, поскольку такие дни предоставляются с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог в этот день находиться вне организации, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.
Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у педагога оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.
А как на практике?
На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы, не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.
Сегодня законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. Например, за педагогическую или учебную работу, выполняемую педагогом с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной работы (п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601).
Таким образом, пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Работодателю необходимо минимизировать такие переработки, учитывая рабочее время, распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни.
Еще больше материалов, а также образцы необходимых документов как для школы, так и для ДОУ, вы найдете в нашей системе «Директория».Здесь вы можете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.«,»author»:»Ðлина УлÑÑнова»,»date_published»:»2017-09-22T05:22:53.971Z»,»lead_image_url»:»https://miro.medium.com/max/1200/1*6aley_zEMJwJvan6nv6UYQ.jpeg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://medium.com/direktoria-online/the-working-time-of-the-teacher-2f3a21644420″,»domain»:»medium.com»,»excerpt»:»Ð ежим Ð´Ð½Ñ Ð¸ оÑдÑÑ Ð° педагога на пÑакÑике вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾ ÑÑÑдноÑÑей. ЧÑо нÑжно знаÑÑ Ð¾Ð± оÑганизаÑии вÑемени? СколÑко ÑаÑов макÑималÑно можеÑ⦻,»word_count»:1081,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}
Источник: https://medium.com/direktoria-online/the-working-time-of-the-teacher-2f3a21644420
Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников
До недавнего времени оставался неуточненным порядок исчисления нормальной продолжительности рабочего времени педагогических работников.
Изданный Министерством образования и науки РФ приказ (который придет на смену ныне действующему постановлению Правительства РФ от 03.04.
2003 № 191) устраняет этот пробел, поскольку устанавливает четкую зависимость между нормальной продолжительностью рабочего времени и особенностями ее выполнения педагогическими работниками.
Напомним, что в соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная (по сравнению с предусмотренной ст. 91 ТК РФ) продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю.
Полномочия по определению продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника (с учетом особенностей его труда) отнесены к компетенции Минобразования России.
Согласно приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» в отношении соответствующих категорий педагогических работников уточнена нормальная продолжительность рабочего времени.
В продолжительность рабочего времени педагогических работников включается:
• преподавательская (учебная) работа;
• воспитательная работа;
• другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических (других) работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.
Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Продолжительность рабочего времени 36 ч в неделю устанавливается:
1) работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
2) старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
3) педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, а также инструкторам по труду;
4) методистам и старшим методистам образовательных учреждений;
5) тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);
6) руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;
7) преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);
8) инструкторам-методистам и старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Продолжительность рабочего времени 30 ч в неделю устанавливается старшим воспитателям образовательных учреждений (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).
НОРМИРУЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (так называемая нормируемая часть педагогической работы) может составлять от 18 до 36 ч в неделю (в том числе за ставку заработной платы для соответствующей педагогической должности (категории)). Норма часов может ограничиваться предельным значением в пересчете на год.
Норма, равная 18 ч в неделю, устанавливается:
1) учителям I–XI (XII) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);
2) преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательскойработы за ставку заработной платы 720 ч в год);
3) преподавателям специальных дисциплин I–XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
4) преподавателям III–V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V–VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I–IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;
5) педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;
6) тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям;
7) преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
8) учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
9) логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.
Норма, равная 24 ч в неделю, устанавливается:
1) преподавателям I–II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения;
2) 720 ч в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.
НОРМА ЧАСОВ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:
1) 20 ч в неделю — для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и логопедов;
2) 24 ч в неделю — для музыкальных руководителей и концертмейстеров;
3) 25 ч в неделю — для воспитателей, работающих непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;
4) 30 ч в неделю — для инструкторов по физической культуре; воспитателей в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся) поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, а также в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;
5) 36 ч в неделю — для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.
Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических (не академических) часах.
ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую педагогическим работником (с его согласия) сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, должна производиться дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
В свою очередь, учителя (преподаватели), которым не обеспечивается нормативная учебная нагрузка, имеют право на получение соответствующих денежных компенсаций (доплат).
Так, учителям, которым по тем или иным причинам не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
а) учителям I–IV классов — при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
б) учителям I–IV классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения — если они не имеют достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
в) учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;
г) учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений — если эти учреждения расположены в поселках лесозаготовительных (сплавных) предприятий и химлесхозов.
УМЕНЬШЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Учителям и преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском (ст. 334 ТК РФ), выплачивается:
а) заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную учителю (преподавателю) за ставку заработной платы;
б) заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой;
в) заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной учителю (преподавателю) за ставку заработной платы, и при этом его невозможно догрузить другой педагогической работой.
Исключение составляют преподаватели таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 ч в год.
Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального (среднего) профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается (по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года), до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
Ю. М. Михайлов, эксперт
Источник: https://www.profiz.ru/kr/6_2011/prov_rab_vrem_pedrab/
Особенности режима рабочего времени педагогических работников
Скачать книгу «Работа с педагогами»
Скачать бесплатно в .pdf
Продолжительность рабочего времени педагогов согласно законодательным нормам не должна превышать 36 часов в неделю, но нормы едины не для всех. В каждом конкретном случае норма часов педагогической работы за ставку заработной платы зависит от занимаемой должности и особенностей труда педагога.
Определять продолжительность и виды рабочего времени педагогических работников Правительство РФ уполномочило Минобрнауки России. Поручение было реализовано путем издания приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ № 1601), который вступил в силу в марте 2015 г. Данный законодательный акт регламентирует:
- порядок установления норм часов педагогической работы за ставку заработной платы;
- объемы учебной загрузки, которые также должны быть отражены в трудовом договоре;
- случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.
Совершенствование компетенций учителя по профстандарту и ФГОС
Продолжительность рабочего времени педагогов
Продолжительность рабочего времени устанавливается педработникам, которые замещают должности, поименованные в пп. 2.1 и 2.2 приложения 1 к Приказу № 1601 (например, педагоги-библиотекари).
В перечень таких должностей входят:
Продолжительность рабочего времени
Скачать в .docx
Наименование должностей | Продолжительность рабочего времени, часов в неделю |
36 | 30 |
Старшие воспитатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам | + |
Педагоги-психологи | + |
Социальные педагоги | + |
Педагоги-организаторы | + |
Мастера производственного обучения | + |
Старшие вожатые | + |
Инструкторы по труду | + |
Педагоги-библиотекари | + |
Методисты и старшие методисты образовательных организаций (далее — ОО) | + |
Тьюторы ОО | + |
Руководители физического воспитания | + |
Преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности | + |
Инструкторы-методисты, старшие инструкторы-методисты ОО | + |
Старшие воспитатели (за исключением старших воспитателей, указанных в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601) | + |
Следует отметить, что для большинства перечисленных должностей продолжительность рабочего времени, составляющая 36 ч в неделю, установлена независимо от того, в каких ОО выполняется педагогическая работа, но для некоторых должностей предусмотрены уточнения, связанные с типом ОО, в которых педагогическим работникам устанавливается такая продолжительность рабочего времени.
Уточняется, к примеру, что по должности «руководитель физического воспитания» 36-часовая продолжительность рабочего времени педагогов предусмотрена только для организаций, осуществляющих обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Соответственно такая должность не должна предусматриваться в детских садах, как это неправомерно практикуется в ряде случаев.
Кроме того, в соответствии с п. 2.2 приложения 1 к Приказу № 1601 старшим воспитателям организаций, не поименованных в п. 2.1, устанавливается продолжительность рабочего времени педагогов, составляющая 30 ч в неделю. К таким организациям относятся:
- организации, в которых созданы условия для проживання детей, в том числе с воспитанников с ОВЗ;
- школы с группами пробленного дня;
- учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением;
- образовательные организации для детей-сирот (кроме домов ребенка);
- организации, в т. ч. санаторные, для воспитанников с туберкулезной интоксикацией или иными заболеваниями;
- другие образовательные учреждения, уставные документы которых предусматривают наличие таких должностей.
Особенности режима рабочего времени педагогических работников заключаются в том, что оплата производится на основе должностных окладов. Выполнение работ за пределами установленной нормы часов квалифицируется как сверхурочная работа и компенсируется повышением размера оплаты в соответствии со ст. 152 ТК РФ или путем предоставления дополнительного отдыха, время которого не должно быть меньше отработанного сверхурочно.
В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого педработника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Продолжительность рабочего времени педагогов за ставку заработной платы
Продолжительность рабочего времени педагогов (нормы часов) за ставку зарплаты установлены для сотрудников, которые замещают должности, поименованные в пп. 2.3–2.8 приложения 1 к Приказу № 1601.
К таким педработникам относятся:
Продолжительность рабочего времени педагогов за ставку заработной платы
Скачать в .docx
Наименование должностей | Нормы часов за ставку заработной платы, в неделю | ||||
педагогической работы | учебной работы | ||||
20 | 24 | 25 | 30 | 36 | 18 |
Учителя-дефектологи | + | ||||
Учителя-логопеды | + | ||||
Музыкальные руководители | + | ||||
Концертмейстеры | + | ||||
Воспитатели, осуществляющие обучение, воспитание и уход за воспитанниками с ОВЗ | + | ||||
Инструкторы по физической культуре | + | ||||
Воспитатели образовательных организаций, в которых созданы условия для проживания воспитанников, работы в группах продленного дня, организаций для детей-сирот, медицинских организаций, организаций социального обслуживания (за исключением групп педработников, предусмотренных в пп. 2.5и 2.7 приложения 1 к Приказу № 1601) | + | ||||
Воспитатели организаций дополнительного образования, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми (за исключением педработников, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пп. 2.5, 2.6 приложения 1 к Приказу № 1601) | + | ||||
Учителя общеобразовательных организаций, а также организаций дополнительных организаций, осуществляющих обучение в области искусств, физической культуры и спорта | + | ||||
Педагоги дополнительного образования и старшие педагоги дополнительного образования | + | ||||
Учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций | + |
Для всех педработников (за исключением работников, предусмотренных подп. 2.8.1и 2.8.2 п. 2.8 приложения 1 к Приказу № 1601) нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются их рабочим временем. Изменение объема педагогической работы пропорционально отражается на продолжительности рабочего времени педагогов.
Для учителей, преподавателей, педагогов, старших педагогов дополнительного образования и др. работников (поименованных в подп. 2.8.
1 приложения 1 к Приказу № 1601) установлены нормы часов преподавательской работы за ставку зарплаты, которые являются лишь нормируемой частью их педагогической работы.
Функционал этих работников не ограничивается выполнением только учебной работы, в связи с чем ставки зарплаты выплачиваются за выполнение полного объема педагогической работы.
Источник: https://www.menobr.ru/article/61978-qqe-16-m9-osobennosti-rejima-rabochego-vremeni-pedagogicheskih-rabotnikov
Сфера образования и продолжительность рабочего времени педагогического работника
От профессионализма учителей зависит будущее страны
Одной из базовых сфер, формирующих целостное общество, культурные, социальные, моральные и этические ценности его участников, является образовательная сфера. Именно поэтому ее сотрудники должны отвечать довольно высоким требованиям. Кого же можно отнести к сотрудникам сферы образования и какова продолжительность рабочего времени педагогического работника?
Список и короткая характеристика должностей области образования
Для того чтобы иметь понятие, кто же относится к педагогическим работникам и каковы требования выдвигаются к каждому представителю сферы образования, лучше всего обратиться к Единому квалификационному справочнику.
В нем можно не только ознакомиться с перечнем всех должностей, но и требованиями, которые выдвигаются к каждому уровню специалистов. Кроме этого, здесь подробно описан уровень знаний, которым должен обладать каждый педагог.
Согласно данным ЕКС существует такой список педагогических сотрудников:
- Руководитель образовательного учреждения. На его плечи ложится руководство учебным заведением. Для того чтобы иметь возможность занимать данную должность общий педагогический стаж работы должен быть не менее 5 лет. Кроме этого, руководителю необходимо иметь соответствующее образование, например по направлению Управление персоналом или Менеджмент и т. п.
- Замруководителя. Сотрудник, занимающий эту должность, отвечает за организацию функционирования всех направлений работы данного учебного заведения. Кроме этого, он выполняет планирование работы УЗ на будущее. На плечи заместителя ложится контроль за работой всех сотрудников коллектива в целом. Для того чтобы получить назначение на эту должность, необходимо отвечать соответствующим требованиям и иметь такой же стаж работы, что и руководитель заведения.
- Руководители структурных отделов. Каждый из них отвечает за организацию работы и функционирование своего отдельного структурного подразделения (лаборатория, кабинет, УКП и т. п.). Человек, являющийся руководителем СП, должен иметь высшее образование соответствующего профиля, а также не менее 3 лет трудового стажа.
- Старший мастер. Отвечает за работу, которая заключается в осуществлении профессионального направления образовательного процесса. Помогает ученикам в их профориентации и выборе будущей специальности. Стаж работы данного специалиста не должен быть менее 2 лет.
- Учитель. Этот специалист принимает непосредственное участие в обучающем процессе, каждый по тому предмету, который он преподает. Нет определенных требований к общему стажу того человека, который занимает эту должность, но обязательным является наличие у него высшего или специального профильного образования.
- Преподаватель. В эту категорию не входят преподаватели из профессорского коллектива ВУЗов. Главной задачей преподавателя является предоставление полной и детальной информации по определенному направлению, а также организация и контроль за индивидуальной работой учеников. Хотелось бы отметить, что в данному случае, одним из требований, которые выдвигаются к преподавателю, является обязательное использование в своей работе новых современных методик преподаваний, техники и оборудования.
- Педагог организатор. Специалист, занимающий эту должность, должен развивать личностные качества своих учеников, помогать выявлять и развивать таланты, которые, безусловно, есть у каждого ребенка. Кроме этого, педагог организатор призван направлять свои знания и способности на помощь социализации детей в обществе. Для этого ему необходимо иметь высшее специальное образование по направлению Образование и социальная работа.
- Соцпедагог. Основная задача этого специалиста заключается в оказании помощи детям, которые не могут решить свои проблемы или находятся в состоянии стресса. Нередко социальные педагоги помогают ребенку адаптироваться в социуме. Особых требований к стажу специалиста не выдвигается.
- Логопед. Эта должность преимущественно присуща оздоровительным учебным заведениям, а также учреждениям, которые имеют социальное направление своей деятельности. В обязательном порядке логопед должен иметь высшее специальное образование.
- Психолог. Это специалист, который помогает детям решать их психосоматические проблемы, помогает им в профессиональной ориентации, отвечает за социальный комфорт детей, пребывающих на обучении в УЗ. Что касается общего стажа, то его наличие не обязательно, чего нельзя сказать о высшем образовании оп направлению Педагогика и психология.
- Старший воспитатель. Отвечает за образовательный процесс детей. Помогает решать детям сложные проблемы, как личностного, так и социального плана. Воспитателем может стать специалист, обладающий стажем не меньше 2 лет.
- Учитель библиотекарь. Помогает детям решить проблемы, связанные с осуществлением образовательного процесса на всех его уровнях. Одним из обязательных требований, которые выдвигаются к работе педагога библиотекаря, это использование современных методик, которые помогают ребенку в решении поставленной перед ним образовательной задачи.
- Вожатый. Способствует развитию, работе и взаимодействию детских общественных организаций, которые есть в наличии не только в самом учебном заведении, но и вне его. Кроме этого, вожатый принимает активное участие в организации досуга детей. Человек, который занимает эту должность, обязательно должен иметь высшее или специальное образование.
- Музруководитель. Принимает активное участие в развитии и формировании эстетических взглядов и вкусов детей, выявляет наличие у учеников музыкальных способностей и помогает их максимальному развитию. Наличие высшего или специального образования является обязательным условием для работы музыкального руководителя.
- Руководитель физвоспитания. В обязанности этого специалиста входит организация и проведение занятий, направленных на физическое воспитание детей, а также на поддержание их физического здоровья. Этот специалист должен иметь высшее физическое образование.
- Методист. Проводит организацию и координирование методической работы внутри коллектива. Стаж работы человека, который занимает эту должность, должен быть не меньше 2 лет.
Использование данной классификации помогает решить взаимоотношения внутри педагогического коллектива, а также регулирует трудовые взаимоотношения всех специалистов. Кроме этого, хотелось бы отметить, что данная классификация является основной при формировании должностных обязанностей каждого сотрудника педколлектива.
Особенности регулирования времени работы учителей
Ученые выяснили, какой по времени рабочий день заложен в генах
Понятие продолжительность рабочего времени учителя включает в себя не только педагогическую работу, но и воспитательные мероприятия, а также все виды пед. работы, которая перечислена в должностных обязанностях педагога.
Норма рабочего времени рассчитывается в часах астрономических.
При этом учитываются все занятия и уроки, которые проводятся педагогами, независимо от их продолжительности и без учета небольших перерывов между ними.
Когда педагог проводит работу больше предусмотренной законодательством нормы, выполняется оплата дополнительно в таком же размере, как основной запланированной работы.
Если учитель не получает основной нагрузки, предусмотренной по ставке, он получает дополнительные задания, которые помогают набрать ему необходимое количество часов в неделю. Чаще всего, к таким специалистам относятся преподаватели музыки, иностранного языка, рисования или физкультуры.
При плановом уменьшении педагогической нагрузки, дополнительной или организаторской работы, руководство обязано сообщить об этом не позднее, чем за 60 дней до этого.
Нередки случаи, когда педагог выполняет свою норму часов на протяжении 3 – 4 дней. Все остальные дни, когда специалист не проводит свои занятия, не считаются для него выходными, потому что в эти дни он выполняет другие задания или виды работы, связанные, например, с общественными или организаторскими заданиями.
Что касается праздничных или предпраздничных дней, то на педагогических работников не распространяется правил о сокращенном рабочем времени в эти дни. Руководство образовательного учреждения для сотрудников в праздничные или предпраздничные дни старается не привлекать педагогов для выполнения дополнительных видов работ, не связанных с их непосредственным видом деятельности.
Хотелось бы несколько слов сказать о том периоде, когда дети находятся на каникулах. Каникулярный период не является выходным для педагогов. В этот период руководство привлекает их для выполнения организаторской или другого вида работ, согласно установленному в коллективе графику.
Продолжительность рабочего дня в эти дни не превышает принятой по норме на ставку и оплачивается, согласно существующей в данном учебном заведении тарификации. Что касается сотрудников, которые работают на условиях почасовой оплаты, каникулярный период для них не оплачивается.
Если педагог по какой-либо причине отсутствует на рабочем месте, руководство УЗ обязано заменить его другим специалистом такой же квалификации и работающим по тому же направлению, что и его отсутствующий коллега. Если замена продолжалась более 60 дней, тарификация оплаты увеличивается в 2 раза.
Причем, это обязательно фиксируется в специальном журнале по замещению. На основании данных, внесенных в этот журнал, составляется соответствующий приказ по учебному заведению.
Для учета рабочего времени педагогических работников ведется специальный табель учета общепринятой формы, который хранится на протяжении 3 лет. Это является первичной документацией, которая используется в качестве первоисточника, при начислении заработной платы.
У кого какая продолжительность РВ
Продолжительность рабочего времени учителя школы непосредственно зависит от его должности, квалификации и спецификации. Для этого используется следующая классификация:
- 36 часов на протяжении 1 недели. Сотрудники профессорского педагогического коллектива ВУЗов, техникумов или заведений повышения квалификации; воспитатели дошкольных учебных заведений, домов малютки или детдомов; психологи, соцработники, мастера, вожатые, профработники; методисты; физруки; педагоги организаторы.
- 30 часов за неделю. Старшие воспитатели; инструкторы по физическому воспитанию.
- 18 часов. Учителя 1 – 12 классов средних школ, а также заведений для обучения детей с ограниченными физическими возможностями; учителя школ искусств, музыкальных школ или училищ, а также художественных школ; тренеры; логопеды, преподаватели иностранных языков детских садов или общеобразовательных школ.
- 24 часа за неделю. Учителя 1 – 2 кл. школ, специализирующихся на проведении художественного и музыкального образования; музыкальные руководители.
- 20 часов. Логопеды или дефектологи.
- 25 часов. Воспитатели дошкольных детских учреждений, а также заведений для детей с ограниченными возможностями.
Установленные нормы отработанных часов, о которых говорилось ранее, ни в коем случае не означают, что преподаватель должен работать только столько часов, но никак не больше. Если все же преподаватель работает сверхурочно, оплата каждого проработанного часа оплачивается в установленном законодательством порядке.
Для учителей также свойственно выполнение ненормированной педагогической деятельности:
- Подготовка к проведению уроков
- Классное руководство
- Проверка лабораторных, контрольных работ, тетрадей
- Работа по заведованию лабораторией, кабинетом или УО участками
- Проведение индивидуальных занятий с учениками
- Внеклассные занятия
- Проведение воспитательной или разъяснительной беседы с родителями детей
Эти виды деятельности не нормируются документально, а их оплата проводится в процентном соотношении по отношению к основной работе:
- Классное руководство – 25 %
- Проверка работ учеников – 20 %
- Заведование спецотделами – 20 %
- Заведование рабочими кабинетными – 15 %.
Внеклассная работа педагога должна оплачиваться соответственно нагрузке
Все рабочие моменты, связанные с фиксированием рабочего времени педагогов каждого учебного заведения фиксируются в табеле учета.
Для этого существует специальный сотрудник, работающий в отделе кадров.
Если такого сотрудника нет, этим занимается непосредственно заместитель директора УЗ или заместитель директора по воспитательной работе.
Рабочие дни в этом табеле отмечаются литерой «Р», дни на замене – «З», дни, в которые преподаватель отсутствует по болезни – «Б».
Каждое изменение в рабочем графике (замена, переработка) в обязательном порядке подтверждаются соответственной записью в журнале, а также приказом руководителя образовательного учреждения.
Для удобства учета в табеле можно прографить дополнительные графы, в которых отображаются все замены каждого преподавателя.
Распределение рабочей нагрузки каждого педагога проводится периодически до начала учебного года. О результатах распределения в обязательном порядке сообщается предварительно каждому преподавателю.
Кроме этого, нельзя забывать о том, что во время принятия педагога на работу, продолжительность рабочего дня или недели предварительно оговаривается в Трудовом договоре.
Если педагог не согласен с предложенным ему распределением нагрузки, он имеет право оспорить вопрос и оговорить его с руководителем учреждения.
Особенность работы преподавателей заключается в том, что довольно сложно точно определить продолжительность его рабочего дня. Это связано с тем, что на его плечи выпадает выполнение не только своих непосредственных обязанностей, но и множества других видов работ.
Именно поэтому чрезвычайно важно, как можно внимательнее и точнее заполнять табель учета рабочего времени педагогов. В нем обязательно должны учитываться и фиксироваться не только его нормированные часы, но и ненормированные.
От этого зависит размер его заработной платы. Как правило, каждый руководитель учебного заведения разрабатывает свою систему учета рабочего времени педагогического коллектива.
О проекте нового приказа Министерства образования можно посмотреть на видео:
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: http://VyborPrava.com/trud/rabotnik/sfera-obrazovaniya-i-prodolzhitelnost-rabochego-vremeni-pedagogicheskogo-rabotnika.html