Правовой режим деятельности иностранного инвестора
Нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование иностранных инвестиций:
I. Международные договоры и соглашения:
- — многосторонние соглашения
- — двусторонние соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций. Такие соглашения подписаны с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией.
II. Нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества путем введения специальных налоговых ставок на доходы нерезидентов.
III. Законы и указы Президента РФ и ряд ведомственных инструкций:
- — от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
- — от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
- — от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
- — от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
- — от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- — от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»
- — от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»
- — от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
- — от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»…
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.
К иностранному инвестору должен применяться принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода, и должны предоставляться льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации.
Для хранения денежных средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу.
Инвестиционные споры разрешаются в Верховном Суде РФ или Высшем Арбитражном Суде РФ.
Для ведения страховой деятельности и посреднической, связанной с движением ценных бумаг, предприятие должно получить Министерства финансов РФ.
Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка РФ.
Порядок создания предприятий с иностранными инвестициями:
- 1. Учреждение или приобретение иностранным инвестором доли участия в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, либо приобретения такого предприятия полностью.
- 2. При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанными с проведением крупномасштабного строительства, предварительно проводится экспертиза. В отдельных случаях получение заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведение экологической экспертизы.
- 3. Государственная регистрация осуществляется Министерством финансов РФ или иным уполномоченным на то государственным органом.
- 4. Срок регистрации в течение 21 дня с момента подачи заявления.
- 5. Если по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями отсутствует документальное подтверждение факта внесения каждым из участников не менее 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный капитал, предприятие подлежит ликвидации.
В ГК РФ дается определение основных организационно-правовых форм хозяйствования, которые могут принимать предприятия с иностранным капиталом.
1. Коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ) (до 1999 г. «предприятия с иностранными инвестициями»)
Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут быть созданы в форме товарищества или общества (чаще АО, ООО), т.е. в тех же формах, что и предприятия без иностранного капитала.
Государственный контроль за иностранными инвестициями сведен лишь к государственной регистрации, т.е. контролю за учреждением КОИИ, а не за деятельностью и не за поступлением инвестиций или их оттоком из РФ.
2. Иностранные инвестиции в особых экономических зонах(ОЭЗ)
ОЭЗ — часть территорий страны, на которой устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
ОЭЗ создаются на части территории страны, на которой разрешается совместное предпринимательство ряда стран в различных формах.
Льготы:
- 1. Упрощенный порядок регистрации предприятий
- *предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 млн. руб. подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в ОЭЗ.
- 2. Льготный налоговый режим
- 3. Снижение ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами.
- 4. Предоставление прав на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды.
- 5. Особый таможенный режим
- * иностранные товары ввозятся для использования на территории зоны без уплаты налогов и пошлин, на них не распространяются правила, действующие на территории РФ;
- * упрощенный порядок пересечения границы.
- 6. Упрощенный порядок въезда иностранных граждан.
Типы ЭОЗ:
- 1. технико-внедренческие
- 2. промышленно-производственные
- 3. туристско-рекреационные
- 4. *** в плане создание портовых зон.
Создание СЭЗ финансируется на паритетных началах (50 на 50) из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
3. Соглашение о разделе продукции (СРП)
В России понятие впервые официально оформлено ФЗ от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции».
Соглашение о разделе продукции — договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществлять проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Согласно соглашению о разделе продукции инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и переработанного сырья либо его денежный эквивалент.
I. Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям.
II. Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи).
III Налоговые стимулы:
- 1. налоговые каникулы; установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога: полное или частичное освобождение организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после осуществления инвестиций.
- 2. инвестиционные скидки;
Система инвестиционных скидок применяется в форме сниженных налоговых ставок — аналогично практике налогового кредита. Но если корпоративный налог имеет несколько ставок, то предоставляемую сумму инвестиционной скидки стоит определить не в абсолютном выражении, а в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.
3 налоговый кредит; изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных объемах уменьшить причитающиеся с него налоговые платежи с последующей уплатой суммы кредита (единовременной или поэтапной) и начисленных процентов.
Проценты за пользование кредитом платятся по ставке в пределах от 1?2 до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Предоставляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Проценты за пользование кредитом платятся по ставке в пределах от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как правило, предоставление кредита осуществляется на конкурсной основе по одному или нескольким видам налогов, зачисляемым в бюджет данного уровня.
Основания предоставления инвестиционного налогового кредита:
- · проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
- · осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
- · выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
- 4. ускоренная амортизация; при ускоренной амортизации большая часть прибыли, чем при обычной амортизации, попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения.
- 5. инвестиционные субсидии; являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление является проблематичным, так как имеет риск для бюджета (эффективность субсидий может быть отрицательной).
- 6. льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные ставки таможенных пошлин.
Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой. Другая форма — ликвидация или уменьшение ставок таможенных пошлин.
- (International Monetary Fund, IMF, МВФ)
- — специальное агентство Организации Объединенных Наций (ООН), учрежденное 185 государствами, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.МВФ основан в 1944 г. на совещании мировых лидеров в Бреттон-Вудсе (США).Функции МВФ:
- — действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами,
- — способствует поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами,
- — предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами,
- — занимается исключительно реформами,
- — стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов.
- — отслеживает операции по перемещению иностранных валют.
В середине 1980-х гг. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР.12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей МВФ и МБРР.По величине квоты (8,3 млрд. долл. по курсу на конец января 1999 г.) Россия занимает 9-е место вслед за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место.
Источник: https://studwood.ru/1998516/ekonomika/pravovoy_rezhim_deyatelnosti_inostrannogo_investora
Правовой режим иностранных инвестиций
Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.
По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.
Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства.
Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами.
Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.
Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования
Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.
Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.
Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.
Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование).
Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована.
Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.
Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций).
Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации.
Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.
В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.
Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ.
Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.
В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами.
Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений.
Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.
Законодательная база РФ по иностранным инвестициям
Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях», которые были приняты в 1999 году.
Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.
Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности.
Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти).
И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.
Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ
Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:
- Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
- Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
- Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
- Гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
- Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
- Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
- Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
- Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
- Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.
Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов.
Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций.
Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.
Источник: https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/pravovoj-rezhim-inostrannyh-investicij.html