- Классификация опасных производственных объектов
- Подробнее о государственном надзоре
- Виды опасных промышленных объектов
- Классификация предприятий по степени опасности
- Критерии опасности
- Дифференциация производства по классам опасности
- Классификация опо п 6 приложение 2
- Классификация опасных производственных объектов
- Сведения, характеризующие опо: заполняем по новым правилам
- Присвоение класса опасности опасных производственных объектов
- Кому необходимо присваивать класс опасности ОПО
- Как присвоить класс опасности ОПО
- Изменения при присвоении класса опасности
- Присвоение класса опасности ОПО
- Классификация классов опасности
- Кому необходимо давать класс опасности
- Перерегистрация с присвоением класса опасности
- Где заказать присвоение класса опасности
- Как определить класс опасности опасного производственного объекта
- О чем закон?
- Об опасных производственных объектах
- Требования закона
- Роль государства
- О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
- О расследовании аварий
- О промышленной экспертизе
- О государственном надзоре
- Классификатор
- Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116
- Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий
- Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности
- В сзз не допускается размещать
- В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение
- Объекты классификации
- Условия присвоения
- Ключевые отличия между классами опасности
Классификация опасных производственных объектов
ООО «Центр ЭПБ» Контакты: Адрес: остановка «Чишмяле», улица Ю.Фучика д. 90 А, Бизнес Центр «Франт», 8 этаж, офис 807.
420140 Казань, Телефон:8 (843) 265-00-40, Факс:8 (843) 514-64-00, Электронная почта: centerepb@mail.
ru
В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)» они классифицируются в зависимости от категории риска аварий, а также по масштабу вероятных последствий.
Выделяют следующие четыре класса ОПО:
- Чрезвычайно высокой опасности.
- Высокой.
- Средней.
- Низкой.
Соответствующий класс опасности присваивается в процесс регистрации объекта в государственном реестре. Законодательством регулируется деятельность объектов, на которых осуществляется изготовление, переработка, использование, уничтожение, хранение различных опасных веществ:
- горючих;
- токсичных и высокотоксичных;
- взрывчатых;
- воспламеняющихся.
При присвоении класса учитывается единовременное количество веществ, которые находятся или потенциально могут располагаться на данном производственном объекте.
В этом случае данные берутся из проектной документации.
Также следует учитывать, что количество опасных веществ суммируется для двух ОПО, находящихся ближе, чем в 500 метрах друг от друга.
Подробнее о государственном надзоре
ОПО подлежат постоянному надзору со стороны государства: проверки проводятся не чаще 1 раз в год для объектов I и II класса, не чаще 1 раз в 3 года – для III класса. Последняя категория плановым государственным проверкам не подвергается.
ОПО I и II категории должны иметь в своей структуре функционирующие системы управления промышленной безопасностью, а также осуществлять обязательное декларирование в данной сфере.
Виды опасных промышленных объектов
- Химическая отрасль. К I классу относятся объекты, на которых хранится и уничтожается химическое оружие, а также объекты специальной химии.
- Сфера нефте- и газодобычи, включая бурение. Ко II классу принадлежат ОПО, осуществляющие выпуск продукции, содержащей в своем составе более 6% сернистого водорода, к III – 1-6%, к IV – менее 1%.
- Газораспределение и газопотребление. Второй класс ОПО составляют предприятия, осуществляющие транспортировку природного газа при рабочем давлении от 1,2 МПа, а также сжиженного углеводородного газа (показатель давления 1,6 МПа), III – менее 1,2 МПа и 1,6 МПа соответственно.
- ОПО в сфере котлонадзора. К III классу опасных объектов относятся организации теплоснабжения населения, а также использующие оборудование, функционирующие под давлением 1,6 МПа и выше при t 250 °C и более. К IV – ОПО с оборудованием, работающим под давлением 0,07-1,6 МПа при t 115-250 °C.
- Подъемные механизмы и сооружения. III класс составляют подвесные канатные дороги, а IV – прочие стационарные подъемные сооружения.
- Металлургическая отрасль. II класс ОПО составляют предприятия, выполняющие расплав в объеме 10 тонн и более, III – 0,5-10 тонн.
- Угольная и горнорудная промышленность. К I классу относятся шахты и другие взрыво-удароопасные разработки недр с риском затопления водами, а также предприятия переработки угля и горючих сланцев. Другие класс (II, III, IV) составляют объекты горных работ, переработки угля и горючих сланцев – в зависимости от объемов добычи.
- Объекты переработки и хранения растительного сырья. III включает элеваторы, а IV – мукомольные, комбикормовые, крупяные заводы.
Источник: https://centerepb.ru/statii/12-klassifikatsiya-opasnykh-proizvodstvennykh-ob-ektov
Классификация предприятий по степени опасности
Любое предприятие в процессе своей деятельности образует вещества, которые в определенной степени негативно влияют на природу — химические соединения, отходный материал, сточные воды и т.д.
Степень опасности предприятия – один из важнейших критериев для определения места расположения производства, соблюдения всех экологических требований, расчета размера эковыплат в государственный бюджет.
Критерии опасности
Идентифицировать уровень опасности производственного процесса по отношению к природной среде позволяют следующие критерии:
- список используемых на предприятии опасных и вредных химических соединений;
- степень превышения установленных предельных нормативов влияния на природную среду;
- тип производственного процесса;
- связь деятельности предприятия с использованием атомной энергии.
Основой для отнесения предприятия к той или иной группе опасности становятся действующие экологические стандарты и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, в которых отражены параметры распределения, разъяснения по каждому виду деятельности, описание ответственности за несоблюдение экологических нормативов и др.
Опасные вещества и производственные процессы, которые влияют на природу, условно делят на материальные и энергетические.
К энергетической группе факторов негативного воздействия на природу относят производственный шум, вибрацию, ультразвуковое и ионизирующее излучение, электромагнитные поля и др.
К материальным веществам относят химические соединения, которые классифицируются по их агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные.
Классификационный процесс осуществляется также с учетом влияния на конкретную часть природы: земельные и минеральные ресурсы, водоемы и подземные воды, воздушное пространство, лесные массивы, солнечная энергия и т.п.
Дифференциация производства по классам опасности
Положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» позволяют классифицировать производственную деятельность предприятия на следующие группы опасности для экологии:
- 1 класс – особо опасные производства. К этой группе относятся хозяйственные объекты, которые оказывают наиболее негативное влияние на природную среду посредством высоких объемов выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздушное пространство, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Примером таких предприятий могут быть металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т.д. Эта группа производств малочисленна, однако подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора;
- 2 класс – опасные производства. Вторая группа включает предприятия, производственный процесс которых, умеренно влияет на экологию, а сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Примерами подобных производств можно считать газопроводы и нефтепроводы, деятельность, связанную с эксплуатацией ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать экоотчетность и вносить эковыплаты;
- 3 класс – малоопасные производства. Предприятия этой группы оказывают незначительное воздействие на природную среду, объемы выбросов загрязняющих экологию небольшие, а уровень их опасности минимален. Примерами предприятий 3 класса опасности могут стать производства, где специальное оборудование используют только для проектирования новой продукции, исследовательских работ, испытания новых технологий и аппаратов. Экологический контроль таких производств менее жесткий, а статистическая отчетность сдается по меньшему числу показателей;
- 4 класс – практически безопасные и безопасные производства. Деятельность предприятий этой группы безопасна для окружающей среды (сбрасываемые вещества безопасны) или оказывает минимальное влияние на состояние экологии. Примеры таких предприятий — организации сферы услуг, социально-бытовой деятельности и т.д.
Такое распределение отраслей экономики и предприятий позволяет определять степень и значимость влияния производственных процессов на природную среду с целью последующей разработки адекватных мероприятий государственного экоконтроля и регулирования.
В зависимости от класса опасности, к которому отнесен промышленный объект, разработана и закреплена плановая периодичность государственного экологического контроля источника риска:
- особо опасные предприятия проверяются 1 раз в полгода;
- опасные предприятия проверяются 1 раз в год;
- малоопасные предприятия проверяются 1 раз в 3 года;
- безопасные предприятия проверяются 1 раз в 5 лет (на выборочной основе).
Компания «Экобезопасность» предоставляет услуги сопровождения предприятий различной сферы деятельности и класса опасности в области реализации экологической политики и подготовки экоотчетности по схеме аутсорсинга.
Наши профессиональные экологи выполнили десятки успешных проектов по экологизации производства, имеют опыт взаимодействия с представителями государственного экоконтроля, знакомы со всеми нюансами и особенностями подготовки экологической отчетности.
Специалисты «Экобезопасность» сэкономят ваше время и деньги в процессе реализации экологической политики и помогут разработать оптимальный комплекс мероприятий по экологизации технологических процессов и производственной деятельности!
Источник: https://ecobez.ru/klassifikacija-predprijatij-po-stepeni-opasnosti/
Классификация опо п 6 приложение 2
Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности — для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства; 2) IV класс опасности — для иных опасных производственных объектов. Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ в пункт 10 приложения 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г. См. текст пункта в предыдущей редакции 10. В случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 — 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности. Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июня 2016 г.
Классификация опасных производственных объектов
Например, на объекте «Сеть газопотребления» есть обращение опасных веществ и может быть оборудование, работающее под избыточным давлением и т.д. Если у ОПО признак опасности с кодовым обозначением 2.
2, то знак «V» нужно поставить в соответствующей ячейке, исходя из специфики оборудования.
Раздел 3 «Класс ОПО и его числовое обозначение» В графах 3.1-3.
4 знаком «V» отмечается только один класс опасности ОПО согласно требованиям Приложения № 2 к ФЗ №116 (ОПО может быть присвоен только один класс опасности).
Например, класс опасности III для сетей газопотребления или класс опасности IV для участка механизации.
Важно Раздел 4 «Классификация ОПО» В графах 4.1 — 4.
7 отметка ставится в том случае, если ОПО отнесен к объектам, указанным соответственно в пунктах 1-9 Приложения № 2 к ФЗ №116. Например, для сети газопотребления знак «V» будет проставлен в графе 4.2.
Сведения, характеризующие опо: заполняем по новым правилам
Если на ОПО применяются технические устройства, место работы которых может меняться (например, передвижные котельные установки, передвижные паровые промысловые установки, самоходные грузоподъемные механизмы), то в качестве места нахождения ОПО указывается юридический адрес компании-владельца ОПО (или адрес места жительства ИП на основании записи в паспорте). В графе 1.3 указывается код ОКТМО того муниципального образования, на территории которого расположен ОПО.
Например, «65701000» (муниципальное образование город Екатеринбург) Раздел 2 «Признаки опасности ОПО и их числовые обозначения» В соответствующей правой ячейке отмечаются знаком «V» признаки опасности ОПО. В графах 2.1-2.6 должны быть отмечены все выявленные при идентификации признаки опасности (как один, так и несколько).
Источник: http://sv-groups.ru/klassifikatsiya-opo-p-6-prilozhenie-2/
Присвоение класса опасности опасных производственных объектов
Класс опасности опасного производственного объекта (ОПО) – подразделение опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества.
Существуют 4 класса опасности опасных производственных объектов:
- I класс опасности — объекты чрезвычайно высокой опасности;
- II класс опасности — объекты высокой опасности;
- III класс опасности — объекты средней опасности;
- IV класс опасности — объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности ОПО: до 14 дней
Кому необходимо присваивать класс опасности ОПО
В соответствии со статьей 10 ФЗ-22 от 04.03.2013 г. всем предприятиям зарегистрированным в госреестре ОПО и имеющим свидетельство о регистрации ОПО, необходимо перерегистрировать их с присвоением класса опасности опасного производственного объекта.
Если организация эксплуатирующая опасный производственный объект не провела перерегистрацию с присвоением класса опасности в указанные сроки, то в отношении указанного ОПО будут проводится плановые проверки сотрудниками Ростехнадзора, но не чаще чем один раз в течение одного года.
Как присвоить класс опасности ОПО
Класс опасности опасного производственного объекта определяет организация самостоятельно, руководствуясь существующими нормативными документами.
Далее сотрудники Ростехнадзора утверждают (не утверждают — пишется письмо с обоснованием отказа) документацию с присвоенным классом опасности ОПО и выдается Свидетельство о регистрации ОПО с указанием класса опасности.
Организация, эксплуатирующая ОПО, присваивает класс опасности в следующих случаях:
1. Первичная регистрация организации в госреестре ОПО;
2. Перерегистрация опасного производственного объекта в случае изменения состава объекта или данных организации;
3. Перерегистрация ОПО для присвоения класса опасности.
ВАЖНО: Руководитель организации несет ответственность за правильность присвоения класса опасности ОПО.
Изменения при присвоении класса опасности
Основные изменения затрагивают количество документации, а также порядок взаимоотношений с органами Ростехнадзора и заключаются в следующем:
I и II класс опасности
- плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года
- если ведутся горные работы, то необходимо создать вспомогательные горноспасательные команды
- создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование
- устанавливается режим постоянного государственного надзора объектов I класса опасности
III класс опасности
- плановые проверки не чаще чем один раз в течение трех лет
- декларация промышленной безопасности не нужна
IV класс опасности
- плановые проверки не проводятся
- план мероприятий по локализации и ликвидация аварийных ситуаций (ПЛАС) не нужен
- декларация промышленной безопасности не нужна
- лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2,3 класса опасности не нужна
ВАЖНО: Отмена плановых проверок и уменьшение их количества, не влияет на количество порядок проведения внеплановых проверок. Регламент проведения внеплановых проверок прописан в пункте 7-10 статьи 16 ФЗ-116.
Источник: http://www.nsk-sp.ru/services/item/klass_opo/
Присвоение класса опасности ОПО
Согласно действующим нормативно-правовым актам все опасные объекты делят по классам опасности, которые отражают степень потенциального вреда для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды.
В соответствии с актуальными поправками в нормы российского законодательства была принята обновленная система опасных участков.
Внесенные ФЗ от 04.03.2013 N 22-ФЗ корректировки утвердили требования к ОПО, усилили контроль государственных структур над такими объектами.
Классификация классов опасности
Самые существенные поправки были приняты в отношении критериев, используемых при делении объектов по степени потенциального вреда. Присвоение класса опасности опо происходит с учетом потенциальной опасности аварий.
В законодательстве выделены:
- Объекты I класса. Отличаются чрезвычайно высокой степенью опасности
- Объекты II класса. Характеризуются высоким уровнем опасности
- Объекты III класса. Им присуща средняя степень опасности
- Объекты IV класса. Обладают низкой опасностью для человека и экологии
Если здание, участок, производственная площадка или оборудование было признано опасным, его регистрируют в реестре.
Порядок постановки на учет регламентируется актами Правительства РФ.
Должностные лица уполномоченного контролирующего органа занимаются присвоением класса опасности опасному производственному объекту одновременно с внесением данных в реестр.
Кому необходимо давать класс опасности
Учет с получением класса опасности проводится, если в свидетельстве о регистрации ОПО не проставлен класс опасности.
Наиболее жесткие требования установлены для владельцев участков I класса опасности.
Для них действует режим постоянного государственного надзора с регулярными проверками.
Должностные лица Ростехнадзора ведут отдельный реестр для фиксации информации об участках, где осуществляется хранение, перевозка, переработка, изготовление опасных веществ.
Законодатель увеличил список оснований для повторного декларирования, среди них:
- С момента получения документа прошло от 10 лет
- Должностные лица обнаружили несоответствие сведений из декларации данным, полученным при проверке
- Были усовершенствованы требования к промышленной безопасности
- Изменены правила технологических процессов
- Произошло увеличение количества опасных веществ на 20% и более
Плановые проверки в отношении объектов проводятся со следующей периодичностью:
- Участки 4 класса опасности – не требуют регулярных контрольных мероприятий
- Зоны 3 класса опасности – проверки 1 раз в 3 года
- Площадки 2 и 1 класса опасности – контроль 1 раз в год. Эксплуатирующим организациям необходимо создать системы управления промышленной безопасностью и постоянно поддерживать их работоспособность. Данные нововведения призваны принять комплекс организационных и технических мер для профилактики чрезвычайных обстоятельств и оперативной ликвидации последствий аварий
Перерегистрация с присвоением класса опасности
Повторная проверка с присвоением класса опасности нужна:
- Компаниям, поставленным на учет в ЕГР ОПО до принятия ФЗ № 22-ФЗ
- При непрохождении перерегистрации с присвоением класса опасности в указанные законом сроки
- Изменен состав объекта
На результаты оценки ОПО влияет категория оборудования и объем используемых опасных элементов
Где заказать присвоение класса опасности
Московский центр сертификации ЦЕНТ СТАНДАРТ оказывает услуги по сопровождению регистрации с присвоением класса опасности ОПО. Квалифицированные специалисты решают все формальные вопросы в минимальные сроки.
благодарственные письма
аттестаты аккредитации
Источник: https://standart-centr.ru/services/drugoe/prisvoenie-klassa-opasnosti-opo/
Как определить класс опасности опасного производственного объекта
Производственные процессы должно строго регламентироваться законом.
Существующий в Российской Федерации 116-ФЗ закрепляет большое количество положений, содержащих исчерпывающие данные о промышленной безопасности на предприятиях. Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.
О чем закон?
Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности на опасных производственных объектах», речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях.
В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера.
Безопасность может нарушить авария — явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.
Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера.
Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов.
Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.
Об опасных производственных объектах
В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам.
Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории.
Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.
Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:
- объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности;
- производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень;
- 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени;
- 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.
На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.
Требования закона
В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация.
Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.
Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.
Роль государства
В статье 5 Закона «О промышленной безопасности» рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве.
Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению — российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер.
У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.
Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.
О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах.
Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.
Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований.
Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию.
При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.
О расследовании аварий
Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций.
Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий.
Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:
- представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект;
- представителя самого производственного объекта;
- страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом;
- прочих представителей — по желанию государственного органа или предприятия.
Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.
О промышленной экспертизе
Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:
- любые технические устройства, находящиеся на предприятии;
- прилежащие сооружения и здания;
- промышленные декларации;
- классы опасности производственных объектов;
- документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.
Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика.
Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д.
Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.
О государственном надзоре
Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое.
Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год.
Для 3 класса — не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.
Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.
Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:
- выдачу предписаний о нарушении на предприятии;
- предъявление удостоверения для реализации проверочных работ;
- запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте;
- составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.
Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.
Классификатор
В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов.
Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса.
Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества — их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.
В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 — о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.
Источник: https://BusinessMan.ru/klass-opasnosti-proizvodstvennyih-obyektov-federalnyiy-zakon—fz-o-promyishlennoy-bezopasnosti-opasnyih-proizvodstvennyih-obyektov.html
Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116
Производство работ на опасном производственном объекте требует определенных мер безопасности. В статье мы дадим определение ОПО, расскажем об их классификации и особенностях эксплуатации.
Источник: https://alekstroy.com/kak-opredelit-klass-opasnosti-opasnogo-proizvodstvennogo-obekta/
Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.
Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.
По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.
Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).
В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.
Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.
В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.
Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.
Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.
Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.
Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:
|
По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.
|
Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности
- промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
- промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
- промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
- промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
- промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м
С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.
СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.
В сзз не допускается размещать
- жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
- ландшафтно-рекреационные зоны,
- зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
- территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
- другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение
объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):
- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
- помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
- здания управления, конструкторские бюро,
- здания административного назначения,
- научно-исследовательские лаборатории,
- поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
- бани, прачечные,
- объекты торговли и общественного питания,
- мотели, гостиницы, гаражи,
- площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
- пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
- ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
- артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
- автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.
При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:
- Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
- Описание местоположения таких зон.
- Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
- Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
- ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
- В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.
СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:
- В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
- В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
- Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.
Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.
Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.
Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.
Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.
Источник: https://www.zemvopros.ru/page_5854.htm
Объекты классификации
Каждый опасный объект обязательно подвергается классификации. Ее проведение требуется для присвоения объекту соответствующего класса опасности, без которого Ростехнадзор не сможет зарегистрировать ОПО.
С 2013 года действует новая классификация ОПО, предусмотренная Федеральным законом 04.03.2013 г. № 22-ФЗ. Поэтому Свидетельства о регистрации ОПО, в которых отсутствует класс опасности, нуждаются в перерегистрации для его присвоения.
Предприятия-пользователи ОПО, не прошедшие процедуру перерегистрации и не присвоившие класс опасности своим объектам до января 2014 года могут подвергаться плановым инспекциям Ростехнадзора минимум 1 раз в 12 месяцев. Отсутствие переоформленного Свидетельства на ОПО с указанием класса опасности считается нарушением ПБ, которое обязательно указывается в предписании Федеральной службы
Предприятие самостоятельно определяет класс опасности ОПО, опираясь на ФЗ-№116 и другие действующие нормативы, затем:
- Формируется набор документов для регистрации ОПО в госреестре
- Бумаги, в которых отображен класс опасности ОПО передаются в территориальный орган Ростехнадзора по месту дислокации объекта
- Инспектор Службы изучает документы в соответствии с регламентом и на основании их анализа принимает решение об отказе или регистрации ОПО
Положительное решение подтверждается выдачей регистрационного Свидетельства и сопроводительными документами, в которых отражается класс опасности, присвоенный ОПО.
Условия присвоения
Предприятие-пользователь проводит процедуру присуждения класса опасности в случае:
- Первичной регистрации в государственном реестре ОПО
- Перерегистрации ОПО, обусловленной актуализацией данных предприятия, а также обновлением или расширением состава ОПО
- Переоформления регистрационного Свидетельства в целях присвоения соответствующего класса опасности
За корректность присуждения класса опасности отвечает руководитель предприятия-пользователя ОПО.
Ключевые отличия между классами опасности
Разница между опасными классами в основном отражается в объемах документации и алгоритме взаимодействия с органами надзора.
Федеральный закон № 22-ФЗ, внесший незначительные изменения в номенклатуру ОПО, установил над ними дифференцированный контроль, зависящий от класса опасности объекта.
Самые жесткие требования предъявляются к ОПО 1 класса опасности, в отношении которых установлен режим непрерывного надзора, регулирующийся Правительством РФ.
ОПО 1 и 2 класса опасности:
- Плановое инспектирование 1 раз в 12 месяцев
- Формирование дополнительных спасательных команд при ведении горных работ
- Создание функционирующей системы управления безопасностью
- При изготовлении опасных веществ разрабатывается декларация ПБ, регистрирующаяся в Ростехнадзоре
- Повторная разработка декларации ПБ, если:
- с момента ее внесения в реестр прошло 10 лет
- задекларированные сведения не совпадают с теми, что получены в рамках госнадзора
- актуализированы требования ПБ
- изменились применяемые технологии или более чем на 20% вырос объем вредных веществ, которые могут или находятся на ОПО
3 класс опасности
- Плановое инспектирование 1 раз в 3 года
- Отсутствие необходимости в разработке декларации ПБ
4 класс опасности
- Больше не требуются: плановые проверки, составление ПЛАС, декларация ПБ, лицензия на использование ОПО
Снижение количества, вплоть до отмены, плановых проверок в определенной степени компенсируется проведением внепланового инспектирования, регламентируемого положениями ФЗ-№116.
Источник: https://cvetmetremont.ru/services/prisvoenie-klassa-opasnosti-opo/