Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

Содержание
  1. Классификация опасных производственных объектов
  2. Подробнее о государственном надзоре
  3. Виды опасных промышленных объектов
  4. Классификация предприятий по степени опасности
  5. Критерии опасности
  6. Дифференциация производства по классам опасности
  7. Классификация опо п 6 приложение 2
  8. Классификация опасных производственных объектов
  9. Сведения, характеризующие опо: заполняем по новым правилам
  10. Присвоение класса опасности опасных производственных объектов
  11. Кому необходимо присваивать класс опасности ОПО
  12. Как присвоить класс опасности ОПО
  13. Изменения при присвоении класса опасности
  14. Присвоение класса опасности ОПО
  15. Классификация классов опасности
  16. Кому необходимо давать класс опасности
  17. Перерегистрация с присвоением класса опасности
  18. Где заказать присвоение класса опасности
  19. Как определить класс опасности опасного производственного объекта
  20. О чем закон?
  21. Об опасных производственных объектах
  22. Требования закона
  23. Роль государства
  24. О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
  25. О расследовании аварий
  26. О промышленной экспертизе
  27. О государственном надзоре
  28. Классификатор
  29. Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116
  30. Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий
  31. Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности
  32. В сзз не допускается размещать
  33. В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение
  34. Объекты классификации
  35. Условия присвоения
  36. Ключевые отличия между классами опасности

Классификация опасных производственных объектов

Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

ООО «Центр ЭПБ» Контакты: Адрес: остановка «Чишмяле», улица Ю.Фучика д. 90 А, Бизнес Центр «Франт», 8 этаж, офис 807.

420140 Казань, Телефон:8 (843) 265-00-40, Факс:8 (843) 514-64-00, Электронная почта: centerepb@mail.

ru

В соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)» они классифицируются в зависимости от категории риска аварий, а также по масштабу вероятных последствий.

Выделяют следующие четыре класса ОПО:

  1. Чрезвычайно высокой опасности.
  2. Высокой.
  3. Средней.
  4. Низкой.

Соответствующий класс опасности присваивается в процесс регистрации объекта в государственном реестре. Законодательством регулируется деятельность объектов, на которых осуществляется изготовление, переработка, использование, уничтожение, хранение различных опасных веществ:

  • горючих;
  • токсичных и высокотоксичных;
  • взрывчатых;
  • воспламеняющихся.

При присвоении класса учитывается единовременное количество веществ, которые находятся или потенциально могут располагаться на данном производственном объекте.

В этом случае данные берутся из проектной документации.

Также следует учитывать, что количество опасных веществ суммируется для двух ОПО, находящихся ближе, чем в 500 метрах друг от друга.

Подробнее о государственном надзоре

ОПО подлежат постоянному надзору со стороны государства: проверки проводятся не чаще 1 раз в год для объектов I и II класса, не чаще 1 раз в 3 года – для III класса. Последняя категория плановым государственным проверкам не подвергается.

ОПО I и II категории должны иметь в своей структуре функционирующие системы управления промышленной безопасностью, а также осуществлять обязательное декларирование в данной сфере.

Виды опасных промышленных объектов

  • Химическая отрасль. К I классу относятся объекты, на которых хранится и уничтожается химическое оружие, а также объекты специальной химии.
  • Сфера нефте- и газодобычи, включая бурение. Ко II классу принадлежат ОПО, осуществляющие выпуск продукции, содержащей в своем составе более 6% сернистого водорода, к III – 1-6%, к IV – менее 1%.
  • Газораспределение и газопотребление. Второй класс ОПО составляют предприятия, осуществляющие транспортировку природного газа при рабочем давлении от 1,2 МПа, а также сжиженного углеводородного газа (показатель давления 1,6 МПа), III – менее 1,2 МПа и 1,6 МПа соответственно.
  • ОПО в сфере котлонадзора. К III классу опасных объектов относятся организации теплоснабжения населения, а также использующие оборудование, функционирующие под давлением 1,6 МПа и выше при t 250 °C и более. К IV – ОПО с оборудованием, работающим под давлением 0,07-1,6 МПа при t 115-250 °C.
  • Подъемные механизмы и сооружения. III класс составляют подвесные канатные дороги, а IV – прочие стационарные подъемные сооружения.
  • Металлургическая отрасль. II класс ОПО составляют предприятия, выполняющие расплав в объеме 10 тонн и более, III – 0,5-10 тонн.
  • Угольная и горнорудная промышленность. К I классу относятся шахты и другие взрыво-удароопасные разработки недр с риском затопления водами, а также предприятия переработки угля и горючих сланцев. Другие класс (II, III, IV) составляют объекты горных работ, переработки угля и горючих сланцев – в зависимости от объемов добычи.
  • Объекты переработки и хранения растительного сырья. III включает элеваторы, а IV – мукомольные, комбикормовые, крупяные заводы.

Источник: https://centerepb.ru/statii/12-klassifikatsiya-opasnykh-proizvodstvennykh-ob-ektov

Классификация предприятий по степени опасности

Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

Любое предприятие в процессе своей деятельности образует вещества, которые в определенной степени негативно влияют на природу — химические соединения, отходный материал, сточные воды и т.д.

Степень опасности предприятия – один из важнейших критериев для определения места расположения производства, соблюдения всех экологических требований, расчета размера эковыплат в государственный бюджет.

Критерии опасности

Идентифицировать уровень опасности производственного процесса по отношению к природной среде позволяют следующие критерии:

  • список используемых на предприятии опасных и вредных химических соединений;
  • степень превышения установленных предельных нормативов влияния на природную среду;
  • тип производственного процесса;
  • связь деятельности предприятия с использованием атомной энергии.

Основой для отнесения предприятия к той или иной группе опасности становятся действующие экологические стандарты и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, в которых отражены параметры распределения, разъяснения по каждому виду деятельности, описание ответственности за несоблюдение экологических нормативов и др.

Опасные вещества и производственные процессы, которые влияют на природу, условно делят на материальные и энергетические.

К энергетической группе факторов негативного воздействия на природу относят производственный шум, вибрацию, ультразвуковое и ионизирующее излучение, электромагнитные поля и др.

К материальным веществам относят химические соединения, которые классифицируются по их агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные.

Классификационный процесс осуществляется также с учетом влияния на конкретную часть природы: земельные и минеральные ресурсы, водоемы и подземные воды, воздушное пространство, лесные массивы, солнечная энергия и т.п.

Дифференциация производства по классам опасности

Положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» позволяют классифицировать производственную деятельность предприятия на следующие группы опасности для экологии:

  • 1 класс – особо опасные производства. К этой группе относятся хозяйственные объекты, которые оказывают наиболее негативное влияние на природную среду посредством высоких объемов выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздушное пространство, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Примером таких предприятий могут быть металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т.д. Эта группа производств малочисленна, однако подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора;
  • 2 класс – опасные производства. Вторая группа включает предприятия, производственный процесс которых, умеренно влияет на экологию, а сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Примерами подобных производств можно считать газопроводы и нефтепроводы, деятельность, связанную с эксплуатацией ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать экоотчетность и вносить эковыплаты;
  • 3 класс – малоопасные производства. Предприятия этой группы оказывают незначительное воздействие на природную среду, объемы выбросов загрязняющих экологию небольшие, а уровень их опасности минимален. Примерами предприятий 3 класса опасности могут стать производства, где специальное оборудование используют только для проектирования новой продукции, исследовательских работ, испытания новых технологий и аппаратов. Экологический контроль таких производств менее жесткий, а статистическая отчетность сдается по меньшему числу показателей;
  • 4 класс – практически безопасные и безопасные производства. Деятельность предприятий этой группы безопасна для окружающей среды (сбрасываемые вещества безопасны) или оказывает минимальное влияние на состояние экологии. Примеры таких предприятий — организации сферы услуг, социально-бытовой деятельности и т.д.

Такое распределение отраслей экономики и предприятий позволяет определять степень и значимость влияния производственных процессов на природную среду с целью последующей разработки адекватных мероприятий государственного экоконтроля и регулирования.

В зависимости от класса опасности, к которому отнесен промышленный объект, разработана и закреплена плановая периодичность государственного экологического контроля источника риска:

  • особо опасные предприятия проверяются 1 раз в полгода;
  • опасные предприятия проверяются 1 раз в год;
  • малоопасные предприятия проверяются 1 раз в 3 года;
  • безопасные предприятия проверяются 1 раз в 5 лет (на выборочной основе).

Компания «Экобезопасность» предоставляет услуги сопровождения предприятий различной сферы деятельности и класса опасности в области реализации экологической политики и подготовки экоотчетности по схеме аутсорсинга.

Наши профессиональные экологи выполнили десятки успешных проектов по экологизации производства, имеют опыт взаимодействия с представителями государственного экоконтроля, знакомы со всеми нюансами и особенностями подготовки экологической отчетности.

Специалисты «Экобезопасность» сэкономят ваше время и деньги в процессе реализации экологической политики и помогут разработать оптимальный комплекс мероприятий по экологизации технологических процессов и производственной деятельности!

Источник: https://ecobez.ru/klassifikacija-predprijatij-po-stepeni-opasnosti/

Классификация опо п 6 приложение 2

Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности — для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства; 2) IV класс опасности — для иных опасных производственных объектов. Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ в пункт 10 приложения 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г. См. текст пункта в предыдущей редакции 10. В случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 — 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности. Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июня 2016 г.

Классификация опасных производственных объектов

Например, на объекте «Сеть газопотребления» есть обращение опасных веществ и может быть оборудование, работающее под избыточным давлением и т.д. Если у ОПО признак опасности с кодовым обозначением 2.

2, то знак «V» нужно поставить в соответствующей ячейке, исходя из специфики оборудования.
Раздел 3 «Класс ОПО и его числовое обозначение» В графах 3.1-3.

4 знаком «V» отмечается только один класс опасности ОПО согласно требованиям Приложения № 2 к ФЗ №116 (ОПО может быть присвоен только один класс опасности).

Например, класс опасности III для сетей газопотребления или класс опасности IV для участка механизации.
Важно Раздел 4 «Классификация ОПО» В графах 4.1 — 4.

7 отметка ставится в том случае, если ОПО отнесен к объектам, указанным соответственно в пунктах 1-9 Приложения № 2 к ФЗ №116. Например, для сети газопотребления знак «V» будет проставлен в графе 4.2.

Сведения, характеризующие опо: заполняем по новым правилам

Если на ОПО применяются технические устройства, место работы которых может меняться (например, передвижные котельные установки, передвижные паровые промысловые установки, самоходные грузоподъемные механизмы), то в качестве места нахождения ОПО указывается юридический адрес компании-владельца ОПО (или адрес места жительства ИП на основании записи в паспорте). В графе 1.3 указывается код ОКТМО того муниципального образования, на территории которого расположен ОПО.

Например, «65701000» (муниципальное образование город Екатеринбург) Раздел 2 «Признаки опасности ОПО и их числовые обозначения» В соответствующей правой ячейке отмечаются знаком «V» признаки опасности ОПО. В графах 2.1-2.6 должны быть отмечены все выявленные при идентификации признаки опасности (как один, так и несколько).

Источник: http://sv-groups.ru/klassifikatsiya-opo-p-6-prilozhenie-2/

Присвоение класса опасности опасных производственных объектов

Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

Класс опасности опасного производственного объекта (ОПО) – подразделение опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества.

Существуют 4 класса опасности опасных производственных объектов:

  • I класс опасности — объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности — объекты высокой опасности;
  • III класс опасности — объекты средней опасности;
  • IV класс опасности — объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности ОПО: до 14 дней

Кому необходимо присваивать класс опасности ОПО

В соответствии со статьей 10 ФЗ-22 от 04.03.2013 г. всем предприятиям зарегистрированным в госреестре ОПО и имеющим свидетельство о регистрации ОПО, необходимо перерегистрировать их с присвоением класса опасности опасного производственного объекта.

Если организация эксплуатирующая опасный производственный объект не провела перерегистрацию с присвоением класса опасности в указанные сроки, то в отношении указанного ОПО будут проводится плановые проверки сотрудниками Ростехнадзора, но не чаще чем один раз в течение одного года.

Как присвоить класс опасности ОПО

Класс опасности опасного производственного объекта определяет организация самостоятельно, руководствуясь существующими нормативными документами.

Далее сотрудники Ростехнадзора утверждают (не утверждают — пишется письмо с обоснованием отказа) документацию с присвоенным классом опасности ОПО и выдается Свидетельство о регистрации ОПО с указанием класса опасности.

Организация, эксплуатирующая ОПО, присваивает класс опасности в следующих случаях:

1. Первичная регистрация организации в госреестре ОПО;

2. Перерегистрация опасного производственного объекта в случае изменения состава объекта или данных организации;

3. Перерегистрация ОПО для присвоения класса опасности.

ВАЖНО: Руководитель организации несет ответственность за правильность присвоения класса опасности ОПО.

Изменения при присвоении класса опасности

Основные изменения затрагивают количество документации, а также порядок взаимоотношений с органами Ростехнадзора и заключаются в следующем:

I и II класс опасности

  • плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года
  • если ведутся горные работы, то необходимо создать вспомогательные горноспасательные команды
  • создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование
  • устанавливается режим постоянного государственного надзора объектов I класса опасности

III класс опасности

  • плановые проверки не чаще чем один раз в течение трех лет
  • декларация промышленной безопасности не нужна

IV класс опасности

  • плановые проверки не проводятся
  • план мероприятий по локализации и ликвидация аварийных ситуаций (ПЛАС) не нужен
  • декларация промышленной безопасности не нужна
  • лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2,3 класса опасности не нужна

ВАЖНО: Отмена плановых проверок и уменьшение их количества, не влияет на количество порядок проведения внеплановых проверок. Регламент проведения внеплановых проверок прописан в пункте 7-10 статьи 16 ФЗ-116.

Источник: http://www.nsk-sp.ru/services/item/klass_opo/

Присвоение класса опасности ОПО

Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

Согласно действующим нормативно-правовым актам все опасные объекты делят по классам опасности, которые отражают степень потенциального вреда для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды.

В соответствии с актуальными поправками в нормы российского законодательства была принята обновленная система опасных участков.

Внесенные ФЗ от 04.03.2013 N 22-ФЗ корректировки утвердили требования к ОПО, усилили контроль государственных структур над такими объектами.

Классификация классов опасности

Самые существенные поправки были приняты в отношении критериев, используемых при делении объектов по степени потенциального вреда. Присвоение класса опасности опо происходит с учетом потенциальной опасности аварий.

В законодательстве выделены:

  • Объекты I класса. Отличаются чрезвычайно высокой степенью опасности
  • Объекты II класса. Характеризуются высоким уровнем опасности
  • Объекты III класса. Им присуща средняя степень опасности
  • Объекты IV класса. Обладают низкой опасностью для человека и экологии

Если здание, участок, производственная площадка или оборудование было признано опасным, его регистрируют в реестре.

Порядок постановки на учет регламентируется актами Правительства РФ.

Должностные лица уполномоченного контролирующего органа занимаются присвоением класса опасности опасному производственному объекту одновременно с внесением данных в реестр.

Кому необходимо давать класс опасности

Учет с получением класса опасности проводится, если в свидетельстве о регистрации ОПО не проставлен класс опасности.

Наиболее жесткие требования установлены для владельцев участков I класса опасности.

Для них действует режим постоянного государственного надзора с регулярными проверками.

Должностные лица Ростехнадзора ведут отдельный реестр для фиксации информации об участках, где осуществляется хранение, перевозка, переработка, изготовление опасных веществ.

Законодатель увеличил список оснований для повторного декларирования, среди них:

  1. С момента получения документа прошло от 10 лет
  2. Должностные лица обнаружили несоответствие сведений из декларации данным, полученным при проверке
  3. Были усовершенствованы требования к промышленной безопасности
  4. Изменены правила технологических процессов
  5. Произошло увеличение количества опасных веществ на 20% и более

Плановые проверки в отношении объектов проводятся со следующей периодичностью:

  • Участки 4 класса опасности – не требуют регулярных контрольных мероприятий
  • Зоны 3 класса опасности – проверки 1 раз в 3 года
  • Площадки 2 и 1 класса опасности – контроль 1 раз в год. Эксплуатирующим организациям необходимо создать системы управления промышленной безопасностью и постоянно поддерживать их работоспособность. Данные нововведения призваны принять комплекс организационных и технических мер для профилактики чрезвычайных обстоятельств и оперативной ликвидации последствий аварий

Перерегистрация с присвоением класса опасности

Повторная проверка с присвоением класса опасности нужна:

  1. Компаниям, поставленным на учет в ЕГР ОПО до принятия ФЗ № 22-ФЗ
  2. При непрохождении перерегистрации с присвоением класса опасности в указанные законом сроки
  3. Изменен состав объекта

На результаты оценки ОПО влияет категория оборудования и объем используемых опасных элементов

Где заказать присвоение класса опасности

Московский центр сертификации ЦЕНТ СТАНДАРТ оказывает услуги по сопровождению регистрации с присвоением класса опасности ОПО. Квалифицированные специалисты решают все формальные вопросы в минимальные сроки.

благодарственные письма

аттестаты аккредитации

Источник: https://standart-centr.ru/services/drugoe/prisvoenie-klassa-opasnosti-opo/

Как определить класс опасности опасного производственного объекта

Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

Производственные процессы должно строго регламентироваться законом.

Существующий в Российской Федерации 116-ФЗ закрепляет большое количество положений, содержащих исчерпывающие данные о промышленной безопасности на предприятиях. Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.

О чем закон?

Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности на опасных производственных объектах», речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях.

В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера.

Безопасность может нарушить авария — явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.

Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера.

Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов.

Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.

Об опасных производственных объектах

В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам.

Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории.

Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.

Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:

  • объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности;
  • производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень;
  • 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени;
  • 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.

На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.

Требования закона

В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация.

Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.

Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.

Роль государства

В статье 5 Закона «О промышленной безопасности» рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве.

Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению — российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер.

У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.

Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.

О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве

Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах.

Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.

Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований.

Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию.

При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.

О расследовании аварий

Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций.

Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий.

Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:

  • представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект;
  • представителя самого производственного объекта;
  • страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом;
  • прочих представителей — по желанию государственного органа или предприятия.

Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.

О промышленной экспертизе

Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:

  • любые технические устройства, находящиеся на предприятии;
  • прилежащие сооружения и здания;
  • промышленные декларации;
  • классы опасности производственных объектов;
  • документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.

Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика.

Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д.

Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.

О государственном надзоре

Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое.

Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год.

Для 3 класса — не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.

Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.

Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:

  • выдачу предписаний о нарушении на предприятии;
  • предъявление удостоверения для реализации проверочных работ;
  • запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте;
  • составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.

Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.

Классификатор

В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов.

Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса.

Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества — их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.

В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 — о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.

Источник: https://BusinessMan.ru/klass-opasnosti-proizvodstvennyih-obyektov-federalnyiy-zakon—fz-o-promyishlennoy-bezopasnosti-opasnyih-proizvodstvennyih-obyektov.html

Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116

Производство работ на опасном производственном объекте требует определенных мер безопасности. В статье мы дадим определение ОПО, расскажем об их классификации и особенностях эксплуатации.

Источник: https://alekstroy.com/kak-opredelit-klass-opasnosti-opasnogo-proizvodstvennogo-obekta/

Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий

Классификация опасных производственных объектов по классам опасности

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды
I класс (чрезвычайно опасные) очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные) высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные) средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные) низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные) очень низкая Экологическая система практически не нарушена.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности Степень опасности
I чрезвычайно опасные вещества
II высокоопасные вещества
III умеренно опасные вещества
IV малоопасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В сзз не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
  • ландшафтно-рекреационные зоны,
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
  • другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
  3. здания управления, конструкторские бюро,
  4. здания административного назначения,
  5. научно-исследовательские лаборатории,
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
  7. бани, прачечные,
  8. объекты торговли и общественного питания,
  9. мотели, гостиницы, гаражи,
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
  2. Описание местоположения таких зон.
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
  5. ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
  3. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_5854.htm

Объекты классификации

Каждый опасный объект обязательно подвергается классификации. Ее проведение требуется для присвоения объекту соответствующего класса опасности, без которого Ростехнадзор не сможет зарегистрировать ОПО.

С 2013 года действует новая классификация ОПО, предусмотренная Федеральным законом 04.03.2013 г. № 22-ФЗ. Поэтому Свидетельства о регистрации ОПО, в которых отсутствует класс опасности, нуждаются в перерегистрации для его присвоения.

Предприятия-пользователи ОПО, не прошедшие процедуру перерегистрации и не присвоившие класс опасности своим объектам до января 2014 года могут подвергаться плановым инспекциям Ростехнадзора минимум 1 раз в 12 месяцев. Отсутствие переоформленного Свидетельства на ОПО с указанием класса опасности считается нарушением ПБ, которое обязательно указывается в предписании Федеральной службы

Предприятие самостоятельно определяет класс опасности ОПО, опираясь на ФЗ-№116 и другие действующие нормативы, затем:

  1. Формируется набор документов для регистрации ОПО в госреестре
  2. Бумаги, в которых отображен класс опасности ОПО передаются в территориальный орган Ростехнадзора по месту дислокации объекта
  3. Инспектор Службы изучает документы в соответствии с регламентом и на основании их анализа принимает решение об отказе или регистрации ОПО

Положительное решение подтверждается выдачей регистрационного Свидетельства и сопроводительными документами, в которых отражается класс опасности, присвоенный ОПО.

Условия присвоения

Предприятие-пользователь проводит процедуру присуждения класса опасности в случае:

  • Первичной регистрации в государственном реестре ОПО
  • Перерегистрации ОПО, обусловленной актуализацией данных предприятия, а также обновлением или расширением состава ОПО
  • Переоформления регистрационного Свидетельства в целях присвоения соответствующего класса опасности

За корректность присуждения класса опасности отвечает руководитель предприятия-пользователя ОПО.

Ключевые отличия между классами опасности

Разница между опасными классами в основном отражается в объемах документации и алгоритме взаимодействия с органами надзора.

Федеральный закон № 22-ФЗ, внесший незначительные изменения в номенклатуру ОПО, установил над ними дифференцированный контроль, зависящий от класса опасности объекта.

Самые жесткие требования предъявляются к ОПО 1 класса опасности, в отношении которых установлен режим непрерывного надзора, регулирующийся Правительством РФ.

ОПО 1 и 2 класса опасности:

  1. Плановое инспектирование 1 раз в 12 месяцев
  2. Формирование дополнительных спасательных команд при ведении горных работ
  3. Создание функционирующей системы управления безопасностью
  4. При изготовлении опасных веществ разрабатывается декларация ПБ, регистрирующаяся в Ростехнадзоре
  5. Повторная разработка декларации ПБ, если:
    • с момента ее внесения в реестр прошло 10 лет
    • задекларированные сведения не совпадают с теми, что получены в рамках госнадзора
    • актуализированы требования ПБ
    • изменились применяемые технологии или более чем на 20% вырос объем вредных веществ, которые могут или находятся на ОПО

3 класс опасности

  1. Плановое инспектирование 1 раз в 3 года
  2. Отсутствие необходимости в разработке декларации ПБ

4 класс опасности

  1. Больше не требуются: плановые проверки, составление ПЛАС, декларация ПБ, лицензия на использование ОПО

Снижение количества, вплоть до отмены, плановых проверок в определенной степени компенсируется проведением внепланового инспектирования, регламентируемого положениями ФЗ-№116.

Источник: https://cvetmetremont.ru/services/prisvoenie-klassa-opasnosti-opo/

Minstroy39.ru
Добавить комментарий