- Страхование опасных объектов. Определение класса опасности. Новые правила страхования ОПО :
- Предпосылки
- Объект
- Последствия
- Нюанс
- Обязательное страхование опасных объектов
- Отличия
- Организация страхования
- Последовательность действий
- Компенсация
- Изменения тарифов
- Статистика
- Классификация предприятий по степени опасности
- Критерии опасности
- Дифференциация производства по классам опасности
- Опасный производственный объект | определение ФЗ-116
- Опасный производственный объект: определение
- Классы опасности опасных производственных объектов по 116-ФЗ
- Особенности эксплуатации опасных производственных объектов
- Коротко о промышленной безопасности опасных производственных объектов
- Нормы законодательства
- Основные термины
- Классификация
- Регистрирование в госреестре
- Детальнее о контроле предприятий
- Требования к ОПО
- Как определить класс опасности опасного производственного объекта
- О чем закон?
- Об опасных производственных объектах
- Требования закона
- Роль государства
- О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
- О расследовании аварий
- О промышленной экспертизе
- О государственном надзоре
- Классификатор
- Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116
Страхование опасных объектов. Определение класса опасности. Новые правила страхования ОПО :
1 января 2012 года вступил в силу ФЗ № 225 «Об обязательном страховании ответственности владельца опасного объекта» (ОПО).
Он регулирует отношения юрлиц, ИП и определяет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью потерпевших в результате аварии, произошедшей на каком-либо объекте на территории РФ.
Предпосылки
Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта было введено не случайно. Причиной послужили нескольких крупных ЧП, в результате которых был нанесён ущерб людям.
Самым громким является случай, который произошел 03.12.1984 в Бхопале (Индия) на предприятиях «Юнион Карбайд». В результате взрыва погибло 18 тыс. чел., из них 3 тыс. скончались на месте, а остальные умерли в последующие годы.
Общее количество пострадавших насчитывает 600 тысяч человек.
Одним из последствий таких аварий явилось введение страхования опасных объектов. В РФ до 2012 года процесс регулировался законом № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Теперь введен новый нормативный акт.
Объект
Положения закона распространяются на:
- Опасный производственный объект, эксплуатация которого хотя бы частично осуществляется за счет государственных средств. На таких рабочих местах производят, перерабатывают, транспортируют и хранят опасные вещества. Оборудование работает под избыточным давлением пара, газа (0,07 Мпа), воды (115 С), иных жидкостей (0,07 Мпа).
- Лифты и эскалаторы в многоэтажных домах.
- Гидротехнические сооружения (плотины, электростанции, туннели, каналы, шлюзы, судоподъемники, устройства от размывов).
- АЗС жидкого топлива.
Владельцы таких сооружений должны за свой счет оформить страхование опасных объектов на весь срок их эксплуатации.
ОПО подразделяются на 4 вида:
- чрезвычайно высокого класса опасности;
- высокого уровня опасности;
- среднего уровня;
- объекты низкой опасности.
Последствия
В случае отсутствия договора предусмотрены следующие меры:
- штраф в отношении владельца ОПО в сумме 300-500 тыс. руб;
- запрет на эксплуатацию объекта до оформления полиса;
- возможность предъявления требований регрессионного характера;
- перечисление части премии в казну РФ.
Нюанс
Рассмотрим детальнее отличия между законами № 255 и № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
- увеличены суммы выплаты до 6,5 млрд руб.;
- предельный размер компенсации для одного потерпевшего — 2 млн руб.;
- в новом законе дано определение термину «авария» – это событие, после которого наступает страховой случай;
- деньги выплачиваются после нарушения условий жизнедеятельности;
- за каждый день просрочки выплаты возмещения предусмотрена неустойка в размере 1 % от суммы.
Обязательное страхование опасных объектов
Максимальный ущерб от аварии в России составляет 100 млрд руб. в год. При этом вред будет нанесен окружающей среде, предприятиям и физическим лицам. Страховка ОПО может покрыть 30-40 % ущерба.
На территории РФ функционирует более 230 тысяч предприятий, представляющих угрозу. Все они должны застраховать ответственность за нанесение ущерба здоровью и имуществу.
Сумма рассчитывается по специальным коэффициентам и зависит от объекта.
Несмотря на рост рынка, компаний, в которых действительно можно оформить страхование опасных производственных объектов, не много.
Но закон способствовал открытию новой ниши на рынке. В 2012 году был создан Национальный союз страховщиков (НССО), контролирующий новое направление, как и РСА.
Он включает 23 компании с опытом страхования промышленных объектов.
Работать в данном сегменте смогут только участники с двухлетним опытом на рынке добровольного страхования ответственности, имеющие филиалы минимум в 7 регионах и объем средств более 1 млрд руб.
Суммы выплат велики, поэтому большинство организаций такие риски не потянут.
Создание НССО позволит также избежать ситуации, когда мелкие игроки на рынке, не состоящие в пулах, продают полисы по цене ниже регулируемой законом.
Отличия
Обязательное страхование опасных объектов имеет ряд особенностей перед другими направлениями:
- Правительством установлены единые тарифы. Поэтому найти страховщика, который бы предложил особенные условия приобретения полиса, невозможно.
- Страхованием ответственности владельца ОПО могут заниматься только компании, входящие в НССО. Их всего 40. При этом страховщики имеют право на мониторинг технического состояния объектов.
- Договор заключается в отношении каждого объекта на срок минимум один год. В подтверждение сделки выдается страховой полис. Он оформляется на «оранжевых» бланках. Они заранее печатаются для членов НССО.
Организация страхования
Сумма компенсации зависит от вида объекта.
Если на предприятии предусмотрена разработка декларации безопасности, то применяется шкала возможного количества потерпевших.
Так, например, если в результате аварии может пострадать более трех тысяч человек, то сумма выплаты составляет 6,5 млрд рублей:
- 1 млрд руб. — до 3 тыс. чел.;
- 0,5 млрд руб. — до 1,5 тыс. чел.;
- 0,1 млрд руб. — до 300 чел.;
- 0,05 млрд руб. — до 150 человек;
- 0.025 млрд руб. — до 75 человек;
- 10 млн руб – до 10 человек.
Если имеет место разработка декларации, то сумма компенсации рассчитывается по таким условиям:
Типы объектов | Сумма, млн руб. |
Опасный производственный объект нефтеперерабатывающей и химической промышленности | 50 |
Сети газоснабжения | 25 |
Прочие объекты | 10 |
Тарифы страхования у всех компаний примерно одинаковые. Они зависят от класса объекта и колеблются в пределах 0,05-5 % от лимита. Премия выплачивается в рассрочку.
Договор вступает в силу с момента зачисления первого взноса. В случае нарушения сроков оплаты более чем на 30 дней компания может требовать расторжения договора.
Страховой случай — наступление гражданской ответственности по обязательствам, которые возникли из-за причинения вреда потерпевшим, в результате чего полагается компенсация. Случай признается таковым, если:
- Причинение вреда явилось следствием аварии, которая произошла в период действия договора. Вред, нанесенный нескольким потерпевшим, является результатом одного страхового случая.
- Авария имела место на ОПО.
Последовательность действий
- Владельцы ОПО должны провести идентификацию объектов.
- Подготовить данные, характеризующие максимальный вред от аварии.
- Объекты, зарегистрированные до 15.03.13 г.
, нужно переоформить с целью присвоения им класса опасности.
- Выбрать компанию и оформить страхование ответственности опасных объектов.
Для заключения договора нужно предоставить:
- заявление;
- копию свидетельства о регистрации ОПО;
- копии документов на право собственности;
- сведения об ОПО.
Страхование ответственности опасных объектов предусматривает выплату компенсации:
- физлицам, жизни и здоровью которых был нанесен ущерб;
- юрлицам, имуществу которых был причинен вред.
Компенсация
Для получения выплаты потерпевший должен предоставить страховщику:
- заявление;
- паспорт (копию учредительных документов);
- документы, удостоверяющие родственные связи с потерпевшим или подтверждающие полномочия лиц на предприятии, где произошла авария;
- акт или медзаключение, подтверждающее причинение вреда жизни и здоровью или имуществу.
Страховая выплата осуществляется путем наличного или безналичного расчета. Компания обязана перечислить средства или предоставить мотивированный отказ в течение 25 дней с момента установления причин аварии и получения полного пакета документов.
Изменения тарифов
В июле 2015 года ЦБ подготовил проект о снижение тарифов в 2 раза по большинству объектов. Причина нововведений — дисбаланс сборов и выплат.
За период существования закона страховщики получают миллиарды, а платят очень маленькие суммы: 4-7 % объема годовых премий.
Но три года истории – это не большой срок, чтобы делать выводы о достаточности суммы тарифов, так как количество страховых случаев очень маленькое. К счастью, аварии происходят 2-3 раза в год.
Действующий ранее максимальный лимит выплаты в 6500 млн руб., по итогам 2014 года, достиг уровня общих сборов. Страхование опасных объектов является социально значимым. Поэтому было принято решение пересмотреть условия сделок.
С 1 сентября 2015 года вступили в силу новые тарифы для владельцев ОПО. Рост премий по шахтам и гидротехническим сооружениям составил 1,5-2,5 раза. Зато для владельцев остальных объектов цена была снижена.
По прогнозам аналитиков, новые указания ЦБ приведут к сокращению сборов в 2016 году до 3,5 млрд руб. Обязательное страхование опасных объектов дорого обходится промышленникам.
Поэтому большинство из них такими нововведениями остались довольны.
Ранее Минфин подготовил поправки к закону об увеличении страховых сумм в 10 раз для владельцев некоторых категорий объектов, например, шахт. Но проект не был введен. Поэтому были разработаны тарифы, которые посильны реальному сектору экономики.
Страхование опасных объектов не убыточно. Но это скорее связано с занижением владельцами числа аварий. Максимальная выплата составляет 3,5 млрд руб.
Но у компаний еще недостаточно устойчивое финансовое положение, чтобы выдержать две максимальные выплаты.
Статистика
В результате нововведений сборы снизятся в 2016 году в два раза — до 3-3,2 млрд руб. Причиной являются не только тарифы, но и изменение коэффициентов безопасности (0,6-1,0). Максимальная скидка по договорам страхования составляет 40 %.
Перестраховщики в основном учувствуют в сделках по гидравлическим объектам. Их нововведения практически не коснутся.
Объекты с меньшими лимитами перестраховываются внутри НССО. Там тоже проблем быть не должно.
А вот для маленьких компаний рентабельность сделок может стать отрицательной. Поэтому емкость пула будет меняться.
Ежегодно НССО собирает информацию о том, кто из участников намерен продолжать работу. По мере изменения структуры рынка доля крупных игроков растет. Так, в 2014 году Топ-5 компаний владели 65 % активов, в 201-м – 68 %.
Чтобы работать в данном сегменте, нужно нести постоянные расходы. В первую очередь это членские взносы.
Если они уменьшаются, то менеджеры рассчитывают эффективность затрат. Теперь объем премий может снизиться на фоне изменения тарифов.
Поэтому вопрос рентабельности опять станет актуальным.
На практике уже встречались случаи, когда потерпевшие пытались взыскать суммы больше положенных, но они единичны.
И практически всегда суд принимал сторону страховщика. В данном виде услуг все нюансы прописаны в законе и таблице по расчету тарифов.
Поэтому попытки клиентов взыскать большие суммы не приносят успеха.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-straxovanie-opasnyx-obektov-opredelenie-klassa-opasnosti-novye-pravila-straxovaniya-opo.html
Классификация предприятий по степени опасности
Любое предприятие в процессе своей деятельности образует вещества, которые в определенной степени негативно влияют на природу — химические соединения, отходный материал, сточные воды и т.д.
Степень опасности предприятия – один из важнейших критериев для определения места расположения производства, соблюдения всех экологических требований, расчета размера эковыплат в государственный бюджет.
Критерии опасности
Идентифицировать уровень опасности производственного процесса по отношению к природной среде позволяют следующие критерии:
- список используемых на предприятии опасных и вредных химических соединений;
- степень превышения установленных предельных нормативов влияния на природную среду;
- тип производственного процесса;
- связь деятельности предприятия с использованием атомной энергии.
Основой для отнесения предприятия к той или иной группе опасности становятся действующие экологические стандарты и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, в которых отражены параметры распределения, разъяснения по каждому виду деятельности, описание ответственности за несоблюдение экологических нормативов и др.
Опасные вещества и производственные процессы, которые влияют на природу, условно делят на материальные и энергетические.
К энергетической группе факторов негативного воздействия на природу относят производственный шум, вибрацию, ультразвуковое и ионизирующее излучение, электромагнитные поля и др.
К материальным веществам относят химические соединения, которые классифицируются по их агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные.
Классификационный процесс осуществляется также с учетом влияния на конкретную часть природы: земельные и минеральные ресурсы, водоемы и подземные воды, воздушное пространство, лесные массивы, солнечная энергия и т.п.
Дифференциация производства по классам опасности
Положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» позволяют классифицировать производственную деятельность предприятия на следующие группы опасности для экологии:
- 1 класс – особо опасные производства. К этой группе относятся хозяйственные объекты, которые оказывают наиболее негативное влияние на природную среду посредством высоких объемов выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздушное пространство, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Примером таких предприятий могут быть металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т.д. Эта группа производств малочисленна, однако подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора;
- 2 класс – опасные производства. Вторая группа включает предприятия, производственный процесс которых, умеренно влияет на экологию, а сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Примерами подобных производств можно считать газопроводы и нефтепроводы, деятельность, связанную с эксплуатацией ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать экоотчетность и вносить эковыплаты;
- 3 класс – малоопасные производства. Предприятия этой группы оказывают незначительное воздействие на природную среду, объемы выбросов загрязняющих экологию небольшие, а уровень их опасности минимален. Примерами предприятий 3 класса опасности могут стать производства, где специальное оборудование используют только для проектирования новой продукции, исследовательских работ, испытания новых технологий и аппаратов. Экологический контроль таких производств менее жесткий, а статистическая отчетность сдается по меньшему числу показателей;
- 4 класс – практически безопасные и безопасные производства. Деятельность предприятий этой группы безопасна для окружающей среды (сбрасываемые вещества безопасны) или оказывает минимальное влияние на состояние экологии. Примеры таких предприятий — организации сферы услуг, социально-бытовой деятельности и т.д.
Такое распределение отраслей экономики и предприятий позволяет определять степень и значимость влияния производственных процессов на природную среду с целью последующей разработки адекватных мероприятий государственного экоконтроля и регулирования.
В зависимости от класса опасности, к которому отнесен промышленный объект, разработана и закреплена плановая периодичность государственного экологического контроля источника риска:
- особо опасные предприятия проверяются 1 раз в полгода;
- опасные предприятия проверяются 1 раз в год;
- малоопасные предприятия проверяются 1 раз в 3 года;
- безопасные предприятия проверяются 1 раз в 5 лет (на выборочной основе).
Компания «Экобезопасность» предоставляет услуги сопровождения предприятий различной сферы деятельности и класса опасности в области реализации экологической политики и подготовки экоотчетности по схеме аутсорсинга.
Наши профессиональные экологи выполнили десятки успешных проектов по экологизации производства, имеют опыт взаимодействия с представителями государственного экоконтроля, знакомы со всеми нюансами и особенностями подготовки экологической отчетности.
Специалисты «Экобезопасность» сэкономят ваше время и деньги в процессе реализации экологической политики и помогут разработать оптимальный комплекс мероприятий по экологизации технологических процессов и производственной деятельности!
Источник: https://ecobez.ru/klassifikacija-predprijatij-po-stepeni-opasnosti/
Опасный производственный объект | определение ФЗ-116
Производство работ на опасном производственном объекте требует определенных мер безопасности. В статье мы дадим определение ОПО, расскажем об их классификации и особенностях эксплуатации.
Опасный производственный объект: определение
Опасный производственный объект – это предприятие в целом, одно или несколько структурных подразделений, перечень которых указан в Приложении № 1 к Закону РФ № 116-ФЗ.
Признаки отнесения предприятия или его структурных подразделений к ОПО приведены в Приложении № 2 к 116-ФЗ.
Учет ОПО ведется в Ростехнадзоре в Едином реестре опасных производственных объектов.
Многие промышленные предприятия выпускают продукцию для обороноспособности страны, добывают полезные ископаемые шахтным и другими рискованными способами.
При изготовлении вооружений используются взрывчатые материалы, химические спецсредства. Ликвидация вооружений требует проведения операций по демонтажу и утилизации хранилищ отработанных химических веществ.
При этом существует высокий уровень вероятности получения травм персоналом и повреждения оборудования в результате неправильных действий работников, самопроизвольного включения оборудования или воздействия иных факторов.
Кроме этого, на опасные производственные объекты могут воздействовать внешние природные факторы – климатические, сейсмические и другие.
- Как зарегистрировать опасный производственный объект
Классы опасности опасных производственных объектов по 116-ФЗ
Класс ОПО зависит от уровня потенциального риска, который может привести к аварии. По существующей классификации опасные производственные объекты делят на четыре класса. Категория объекта характеризуется уровнем риска эксплуатации.
Самым опасным является первый класс. Опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности – это, как правило, предприятия по уничтожению оружия.
На объектах I класса присутствует постоянная угроза взрыва химических веществ, взрыва или выброса газа, пыли, затопления шахт в результате прорыва плотины, горных ударов, толчков и микроударов.
Хранилища и предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и других видов вооружения, производство пестицидов и других объектов спецхимии также относятся к первому классу.
Для объектов II класса характерна высокая степень опасности, для III касса – средняя. IV класс относят к низкой степени опасности.
Категорию присваивает эксплуатирующая организация по итогам идентификации, для проведения которой можно привлекать сторонних экспертов.
Идентификация позволяет определить наименование и тип ОПО, признаки опасности, количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта.
Во время идентификации анализируют:
- проектную документацию;
- обоснования безопасности;
- декларации промышленной безопасности;
- технологические регламенты;
- генеральный план расположения зданий и сооружений;
- сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документацию на технические устройства, используемые на объекте;
- данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
По итогам идентификации заполняют сведения, характеризующие ОПО.
Особенности эксплуатации опасных производственных объектов
В эксплуатации ОПО различных классов опасности существуют особенности в оформлении документации, проведении мероприятий, а также в порядке контрольных проверок.
Есть и другие отличительные моменты.
Например, в том случае, если на ОПО произошел несчастный случай с тяжелым исходом, групповой или смертельный, расследование возглавляет не главный инспектор государственной инспекции труда, а главный инспектор Ростехнадзора.
Это связано с тем, что расследование инцидентов на опасных объектах требует от председателя комиссии глубоких познаний в технологии эксплуатации и обслуживания, технического освидетельствования и надзора.
Поскольку главный государственный инспектор Ростехнадзора должен отвечать профессиональному стандарту «Специалист по промышленной безопасности», к нему предъявляются требования о наличии технического образования по профилю проверяемых им предприятий.
В целях усиления мер безопасности работающих, помимо охраны труда, необходима еще и система подготовки персонала по промбезопасности.
Работники рабочих профессий проходят, помимо обучения по охране труда, еще и ежегодное обучение с проверкой знаний по производственным инструкциям.
Руководители и специалисты должны быть аттестованы каждые 5 лет.
Поэтому, кроме удостоверений по ОТ, форма которых утверждена в Порядке № 1/29, специалисты должны иметь на руках еще протокол аттестации по промбезопасности, а работникам рабочих профессий выдают на руки удостоверение о допуске к самостоятельной работе.
При переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей в данной организации не требуется проведение аттестации по другим областям, протокол действует весь срок со дня выдачи (5 лет). Если работник рабочей профессии перейдет к другому работодателю, он обязан будет заново проходить обучение и проверку знаний производственных инструкций, аналогично обучению по охране труда.
Еще одной особенностью в эксплуатации ОПО является обязательное назначение ответственного за производственный контроль.
В небольших организациях эту должность может занимать один из заместителей руководителя, например, технический директор. При численности до 500 работающих ответственный за контроль должен быть назначен отдельно.
Если в организации трудятся больше 500 человек, то для производственного контроля необходима уже служба ПК.
Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
- Готовые решения по действующему законодательству
- Более 3 000 заполненных шаблонов
- Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
На ОПО должна быть организована служба охраны труда или назначен специалист по охране труда, как того требует статья 217 ТК от каждого российского работодателя.
Но кроме этого, должна быть создана и служба промышленной безопасности.
Если в организации зарегистрировано несколько опасных производственных объектов, одному специалисту будет трудно организовать надзор за работой персонала и эксплуатацией оборудования.
Поэтому в этом случае служба промышленной безопасности может состоять из нескольких специалистов, возглавляемых руководителем СУПБ – по одному специалисту по каждой области компетенции.
Для некоторых видов ОПО уже разработан профессиональный стандарт «Специалист по промышленной безопасности». Приказ Минтруда России от 24.12.2015 № 1142н содержит требования, существенно отличные от требований к специалисту по охране труда.
В частности, специалист по промбезопасности должен иметь 3 года практической работы по эксплуатации оборудования и высшее техническое образование. Специалист по ОТ должен иметь высшее образование «Техносферная безопасность», являющееся гуманитарным.
Требования к стажу в 3 года не предъявляются.
►Узнайте, как оформляется удостоверение по промбезопасности>>>
Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103564-18-m4-opasnyy-proizvodstvennyy-obekt-opredelenie-116-fz
Коротко о промышленной безопасности опасных производственных объектов
Любой опасный производственный объект (ОПО) требует особого подхода к организации его работы, поскольку это потенциальный источник чрезвычайной ситуации: его функционирование сопряжено с рисками, которые влечет за собой авария и даже незначительный инцидент. Какие законы регулируют деятельность таких производств? Какая предусмотрена классификация ОПО? Каков порядок их регистрации? Существуют ли особенности страхования, лицензирования ОПО?
Нормы законодательства
Работу промышленных предприятий регулирует документ, утвержденный еще 21.07.1997 № 116, — ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Этот нормативный акт неоднократно проходил доработку, поэтому в целом отвечает современным реалиям.
Самое важное положение документа, о котором необходимо знать, — это то, что он регулирует деятельность любого предприятия/организации, если только речь идет об эксплуатации опасного объекта. Не имеет значения, к какой форме собственности тот относится. Поэтому нормы 116-ФЗ обязательны для соблюдения всеми без исключения предпринимателями.
Однако это не единственный закон, который устанавливает правила, по которым должны эксплуатироваться объекты повышенной опасности. Существуют собственные требования к отдельным отраслям. Например, ФЗ от 21.07.
20011 № 256 регулирует деятельность объектов ТЭК. Разработаны положения для атомной энергетики, гидротехнических сооружений, инженерной инфраструктуры (системы связи).
Жесткие требования объясняются тем, что поломки технических устройств, применяемых на ОПО, способны вызывать тягчайшие последствия.
История знает не один пример, когда подобные катастрофы приводили к страшным глобальным последствиям. Стоит вспомнить хотя бы аварию на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, ЧП на химической фабрике «Сандоз» в Швейцарии либо крушение танкера «Амоко Кадис».
Требования промышленной безопасности могут устанавливаться не только российскими законами, но и международными соглашениями.
Последние имеют привилегированное положение по сравнению с нормами, принятыми на федеральном уровне. Подразумеваются международные конвенции и иные акты, подписанные различными державами.
Завизировав подобный документ, Россия берет на себя обязательства выполнять его нормы.
О промышленной безопасности опасных производственных объектов задумываются власти всех государств. Но в каждой стране есть собственный подход к ее обеспечению.
Превалирует на мировом уровне системное решение, которое позволяет учитывать целый комплекс потенциально опасных факторов: биологических, психофизиологических, физических, химических.
Однако невозможно гарантировать стопроцентно отлаженную работу технических устройств, которые применяются на ОПО. А потому общепринятой практикой считается страхование опасных объектов, а также лиц, которые на них трудятся.
Основные термины
В настоящее время нет четкого ответа на вопрос, что же относится к опасным производственным объектам, из-за специфики деятельности многочисленных производств. Опасность приходится определять по различным признакам.
Особый статус выделенных в особо опасные, технически сложные и уникальные объекты детерминирован тем, что в случае аварии они способны оказывать глобальное разрушительное воздействие на окружающую среду, провоцировать человеческие жертвы, уничтожать инфраструктуру. Сюда включены:
- АЭС и вся ядерная инфраструктура;
- ГЭС 1-го и 2-го класса опасности;
- комплекс систем и коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов;
- ЛЭП и ТЭС;
- космическая, авиационная, железнодорожная инфраструктура;
- подземная городская железная дорога (метро);
- высотные и углубленные в землю строения (при высоте от сотни метров либо при погружении в почву на глубину от 15 м).
Однако спектр ОПО куда шире: они есть практически в любой промышленности, где используются потенциально небезопасные вещества.
Это кислоты и щелочи, отравляющие субстанции, всевозможные горючие газы и жидкости, взрывоопасные и воспламеняющиеся продукты.
Также потенциально разрушительным считается объект с критическим объемом накопленной энергии, которая при выходе из-под человеческого контроля уничтожит все вокруг.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, также должны находиться под пристальным вниманием и неусыпным контролем. К ним относят гидравлические механизмы, котельные установки, плавильные печи.
По умолчанию опасными считаются различные устройства, которые поднимают грузы. Высоки риски взрывов и пожаров на шахтах, поэтому горное дело будет нелегальным при отсутствии страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.
Законодательно прописаны несколько терминов, которые свидетельствуют об отклонении от нормальной деятельности ОПО. Например, под аварией понимают взрывы или выделение бесконтрольное загрязняющих веществ в окружающую среду.
Так же называют разрушения производственных механизмов/оборудования. Порой, в средствах массовой информации может прозвучать, что на опасном предприятии произошел инцидент.
Тогда подразумевается, что произошло нарушение технологического процесса, вызванное поломкой либо отказом ключевых агрегатов.
Классификация
Для удобства контроля ОПО создана разветвленная классификация, которая позволяет грамотно организовывать деятельность предприятий, просчитать все риски.
Выделены следующие классы опасности опасных производственных объектов: с первого по четвертый.
Соответственно, чем выше класс, тем больше потенциальной угрозы несет ОПО: в таком случае необходимость страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта не нужно доказывать.
Еще на стадии создания проекта следует просчитать, где и сколько потенциально опасных веществ/агрегатов будет задействовано.
Эти исходные данные и позволят определить, какие будут требования промышленной безопасности к конкретному предприятию/организации. Но субстанции/оборудование могут распределяться по всему заводу.
Тогда объект могут внести в перечень особо опасных, если расстояние между точками сосредоточения потенциально рискованных субстанций/агрегатов меньше 0,5 км.
Немного сложнее вычислить, к какой категории отнести ОПО, чтобы правильно выполнить лицензирование и обязательное страхование, когда в производстве задействованы процессы и механизмы разной степени опасности. Поэтому общепринятой нормой считается устанавливать класс по принципу присваивания максимально возможного.
В некоторых случаях эксперты заявят о безопасности объектов, на которых задействованы химикаты, токсичные или взрывоопасные вещества. Допустимо их применение в соотношении к остальным компонентам производственных процессов не больше 2%.
Классификация позволяет относительно четко определить, насколько большая угроза исходит от того или иного производства.
Ведь теоретически опасны для человека очень многие процессы даже в точках общепита, где немало работ осуществляется с высокими температурами и горячими парами.
Но последствия любого ЧП на общественной кухне не могут быть страшнее, чем авария даже небольшого химического завода, оперирующего ядовитыми соединениями.
Регистрирование в госреестре
Ростехнадзор ведет государственный реестр опасных производственных объектов. На первом этапе осуществляют его идентификацию, чтобы точно отнести в одну из категорий, закрепленных законодательно: производится оценка рисков и анализ деятельности.
Ростехнадзор оперирует в своей работе не только нормами 116-ФЗ: его специалисты используют также многочисленные приказы этого ведомства, перечни, где перечислены типовые объекты, представляющие опасность, инструкции и рекомендации по грамотному оформлению предприятий.
Фактически регистрация — это заполнение многочисленных бланков, передаваемых в контролирующие органы. Правда, не стоит хитрить: глава предприятия несет ответственность за информацию, им представляемую.
Для деятельности отдельных заводов необходимо не только страхование опасных производственных объектов, но и лицензия на эксплуатацию.
Определенное оборудование может использоваться на заводе либо в организации, только если оно прошло сертификацию.
Лицензирование требуется для деятельности тех предприятий, где есть ОПО от 1 и до 3 класса опасности.
Чтобы соблюсти требования промышленной безопасности и не нарушить законов, важно проходить все процедуры через компетентные органы и учреждения.
Например, для страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта следует найти компанию, которая имеет соответствующую лицензию.
Заявка подается только на отдельный объект, где задействованы отравляющие, пожаро- или взрывоопасные вещества, оборудование, которое несет риски в процессе эксплуатации, а не на весь завод. Также учитываются не все вещества и технические устройства, применяемые на ОПО: только те, которые действительно потенциально опасны и участвуют в производственном процессе.
Детальнее о контроле предприятий
Любой опасный производственный объект, который попал в госреестр, становится на специальный учет. Его контролем ведает Ростехнадзор, который должен систематически анализировать состояние площадки.
По итогам анализа он уполномочен выносить решения по управлению производством, подавать информацию властям о нарушителях требуя применения к ним штрафных и других санкций.
При наличии на предприятии агрегатов/веществ, оказывающих влияние на безопасность объектов, на всех этапах к нему выдвигаются повышенные требования, начиная от строительства и заканчивая ликвидацией.
Изначально возведение подобной производственной площадки должно строиться на основе технической документации, которая не противоречит федеральным законодательным нормам и стандартам.
Фактически для запуска ОПО проводится неоднократная экспертиза на всех этапах, начиная от изучения проекта и заканчивая процедурой страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.
На законодательном уровне закреплено, что любые изменения в деятельности возможны только после одобрения предварительной проектной разработки.
Разрешение от экспертов необходимо и для технического переоснащения, и для капитальных ремонтных работ.
Без ведома контролирующих органов и специалистов экспертного бюро нельзя даже ликвидировать или законсервировать завод.
Для начала деятельности ОПО важно не только страхование ответственности.
Контролирующие органы обязательно проверят, насколько производственная площадка подготовлена к возможной аварии/инциденту.
Требования промышленной безопасности предполагают ее оборудование таким образом, чтобы последствия потенциального ЧП можно было быстро локализовать и свести к минимуму.
Для предупреждения страхового случая особого внимания требует организация деятельности любой потенциально опасной площадки, внесенной в соответствующий реестр. И здесь ответственность лежит на руководителе, который должен курировать широкий круг вопросов, влияющих на безопасность.
Чтобы избежать местных и глобальных катастроф, важно заботиться о таких свойствах ОПО, которые в совокупности призваны ограничить масштаб поражения даже при серьезной аварии.
Это его стойкость к воздействиям, как внешних, так и внутренних разрушительных факторов, защищенность и живучесть в критических условиях.
Обеспечение всех этих свойств происходит за счет грамотных заблаговременных инженерных мероприятий.
Еще один важный критерий — надежность ОПО, что означает, насколько объект способен продолжать свое нормальное функционирование и в регламентированных условиях эксплуатации, и в случае нерегламентированных воздействий. Надежность должна просчитываться еще на стадии проекта.
Требования к ОПО
Законом определены разные категории опасных производственных объектов. И распределяются они по таким параметрам, как потенциал и вид опасности, характеры и механизмы возможного причинения вреда.
Но все без исключения ОПО должны отвечать требованиям по обеспечению защиты населения от возможных аварий. Также во главе вопроса стоит эпидемиологическое благополучие региона.
Неукоснительно должны соблюдаться правила пожарной безопасности, правила охраны труда.
Хотя есть общие правила, с отдельных отраслей повышенный спрос, поскольку в случае непредвиденных ситуаций такие предприятия несут угрозу огромного масштаба.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов важна не только для предупреждения человеческих жертв и экономических потерь. Ведущие страны мира бьют тревогу из-за пагубного состояния экологии.
И Россия не исключение — безопасность промышленности для окружающей среды является приоритетным направлением в развитии экономики.
Обязательное страхование ОПО сегодня включает и создание страховой защиты, которая могла бы покрыть возможный вред, причиненный природе. Определив, какие объекты могут быть опасными для человека/экологии, глава предприятия обязан обратиться в страховую компанию.
Его взносы будут формировать «подушку», которая будет израсходована на случай возможного ЧП: загрязнения экологии сверх нормы по причине аварии. Ведь даже соблюдая требования промышленной безопасности, никто не может исключить человеческого фактора и других рисков.
Сложность экологического страхования заключается в том, что невозможно наперед просчитать, какого объема потери будут нанесены окружающей среде.
Поэтому в современной системе предусматривается возможность, что эксплуатирующая ОПО организация может рассчитывать на компенсацию, объем которой изначально не определен.
Экологическое страхование является обязательным для большинства развитых стран мира. В России эта тема поднималась еще в 1994 году, а к настоящему моменту систему можно считать еще не до конца сформированной. Периодически к вопросу возвращаются и страховщики, и профильное Минприроды.
Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно! (28 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://yurist-konsult.ru/zhilie/opasnyj-proizvodstvennyj-obekt-fz.html
Как определить класс опасности опасного производственного объекта
Производственные процессы должно строго регламентироваться законом.
Существующий в Российской Федерации 116-ФЗ закрепляет большое количество положений, содержащих исчерпывающие данные о промышленной безопасности на предприятиях. Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.
О чем закон?
Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности на опасных производственных объектах», речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях.
В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера.
Безопасность может нарушить авария — явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.
Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера.
Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов.
Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.
Об опасных производственных объектах
В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам.
Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории.
Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.
Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:
- объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности;
- производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень;
- 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени;
- 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.
На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.
Требования закона
В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация.
Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.
Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.
Роль государства
В статье 5 Закона «О промышленной безопасности» рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве.
Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению — российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер.
У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.
Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.
О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве
Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах.
Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.
Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований.
Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию.
При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.
О расследовании аварий
Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций.
Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий.
Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:
- представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект;
- представителя самого производственного объекта;
- страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом;
- прочих представителей — по желанию государственного органа или предприятия.
Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.
О промышленной экспертизе
Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:
- любые технические устройства, находящиеся на предприятии;
- прилежащие сооружения и здания;
- промышленные декларации;
- классы опасности производственных объектов;
- документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.
Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика.
Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д.
Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.
О государственном надзоре
Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое.
Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год.
Для 3 класса — не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.
Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.
Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:
- выдачу предписаний о нарушении на предприятии;
- предъявление удостоверения для реализации проверочных работ;
- запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте;
- составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.
Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.
Классификатор
В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов.
Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса.
Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества — их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.
В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 — о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.
Источник: https://BusinessMan.ru/klass-opasnosti-proizvodstvennyih-obyektov-federalnyiy-zakon—fz-o-promyishlennoy-bezopasnosti-opasnyih-proizvodstvennyih-obyektov.html
Опасный производственный объект | определение, классы опасности, ФЗ 116
Производство работ на опасном производственном объекте требует определенных мер безопасности. В статье мы дадим определение ОПО, расскажем об их классификации и особенностях эксплуатации.
Источник: https://alekstroy.com/kak-opredelit-klass-opasnosti-opasnogo-proizvodstvennogo-obekta/